Механизм функционирования рынка корпоративных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – теоретическое и практическое обоснование механизма функционирования корпоративных ценных бумаг.
Задачи работы: изучить теоретические аспекты функционирования корпоративных ценных бумаг, рассмотреть организацию рынка корпоративных ценных бумаг, провести анализ современного состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ.

Содержание

Введение ….………………………………………………………………….…. 3
1. Механизм функционирования корпоративных ценных бумаг …..…………… 4
1.1. Сущность корпоративных ценных бумаг …………………………………….. 4
1.2. Государственное регулирование кооперативных ценных бумаг ……............ 7
1.3 Организация рынка корпоративных ценных бумаг ………………………….. 13
2. Анализ состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ ……….………... 18
2.1 Характеристика рынка корпоративных ценных бумаг в РФ …………………. 18
2.2 Современное состояние корпоративных ценных бумаг в РФ………………… 22
3. Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг ..….. 25
Заключение ………………………. ……………………………………………….. 32
Список использованных источников ..………………….………………………….. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - механизм функц. корп. бумаг.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Второй этап (1993 год  — первая половина 1994 года) — фондовый рынок существует в форме рынка  приватизационных чеков.

Третий этап (со второй половины 1994 года до настоящего времени) — начало обращения акций российских акционерных обществ; зарождение рынка корпоративных ценных бумаг в общепринятом понимании.

На первом этапе началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг. Были приняты Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, Положение об акционерных обществах; установлен порядок лицензирования и аттестации на рынке ценных бумаг.

Второй этап — это начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством и выдавались гражданам России бесплатно. Последние обменивали их на акции приватизируемых предприятий, вкладывали в чековые инвестиционные фонды или продавали на биржевом и внебиржевом рынках.

Важной особенностью второго и начала третьего этапа было наличие на российском фондовом рынке, кроме приватизационных чеков, различного рода псевдоценных бумаг (типа акций МММ и другие), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы, а с другой — внешних обстоятельств (высочайшая инфляция, нищета). Обманутые ожидания широких слоев населения на рынке ценных бумаг подорвали веру частного инвестора в этот рынок, возможно, на многие годы вперед.

Со второй половины 1994 года начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями существующих российских акционерных обществ. В отличие от второго этапа в ходе третьего формируется рынок крупных инвесторов и посредников — отечественных и зарубежных, который имеет две основные цели.

Во-первых, это борьба за собственность — покупка контрольного пакета акций предприятий, которые либо представляют стратегические интересы для соответствующих зарубежных или отечественных компаний, либо являются высокодоходными, имеют крупную валютную выручку и т.п.

Во-вторых, это получение спекулятивной прибыли от операций на фондовом рынке благодаря использованию колебаний цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, политических и экономических факторов, с помощью знаний внутренней информации о компании, недоступной для других участников рынка и т.п.

Для третьего этапа развития российского рынка корпоративных ценных бумаг характерно:

  • дальнейшее развитие законодательной базы рынка;
  • прекращение и преобразование деятельности чековых инвестиционных фондов;
  • увеличение числа участников фондового рынка;
  • быстрое развитие страховых и негосударственных пенсионных фондов;
  • образование крупного вексельного рынка в стране;
  • создание организаций инфраструктуры фондового рынка (регистраторов, депозитариев, расчетных палат);
  • создание рынка первых фьючерсных контрактов (валютных).

В отличие от первого  и второго этапов, в течение  которых рынок в значительной мере был биржевым, на третьем этапе  рынок корпоративных ценных бумаг  практически полностью превратился во внебиржевой рынок. Биржевая торговля акциями приобрела второстепенное значение.

Российский рынок корпоративных  акций условно делится на две  части: рынок наиболее ликвидных  акций, насчитывающий акции примерно 20—30 компаний, относящихся к отраслям нефтегазодобычи, электроэнергетики, телекоммуникаций, металлургии, транспорта, которые постоянно продаются и покупаются по рыночным ценам; и рынок всех остальных акций, прежде всего региональных предприятий, которые практически отсутствуют в свободном обращении, а это акции порядка 40 000 акционерных обществ открытого типа. Кроме эмитентов, к числу участников фондового рынка в настоящее время можно отнести около 3000 инвестиционных компаний, свыше 2000 коммерческих банков, порядка 1000 страховых организаций и столько же негосударственных пенсионных фондов. Правда, очень многие из этих участников не принимают активного участия на рынке.

Рынок российских акций  в большой степени функционирует  за счет иностранного капитала (до августа 1998 года приток его составлял 1,5—2 млрд. долларов в год). Всякий отток этого капитала по причинам, например, политического характера, ввергает рынок акций в глубокий спад. В то же время внутренние финансовые ресурсы страны сосредоточены главным образом либо в виде наличных сбережений у населения, которое уже не рискует вкладывать их в акции любого вида, либо в виде депозитов в Сберегательном банке России.

В 1995 году начался выход  российских корпоративных ценных бумаг  на внешние фондовые рынки через  механизм депозитарных расписок (прежде всего, американских депозитарных расписок, которые обращаются на фондовом рынке США и европейских стран).

К основным проблемам  российского рынка акций, решение  которых будет происходить в  ближайшие годы, относятся:

  • развитие инфраструктуры фондового рынка — возрождение фондовых бирж и создание организованных внебиржевых систем торговли, укрупнение и объединение регистраторов и депозитариев рынка, создание расчетноклиринговых систем;
  • повышение информационной открытости рынка, увеличение его «прозрачности», то есть создание системы обеспечения информацией обо всех эмитентах, доступной для всех участников рынка;
  • создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка, обеспечивающей защиту интересов инвесторов от мошенничества и недобросовестности отдельных участников рынка при одновременном совершенствовании регулирования фондового рынка со стороны государства и уполномоченных им организаций и контроля за соблюдением этой нормативной базы;
  • дальнейшая интеграция с фондовыми рынками развитых стран мира;
  • вовлечение в рыночный оборот все большего числа акций (по объему и по количеству эмитентов) российских акционерных обществ.

2.2 Современное состояние рынка корпоративных ценных бумаг в РФ

 

Какой же была российская экономика до нынешнего кризиса? Экономический и финансовый коллапс конца 90-х оказался довольно тяжелым для страны, особенно для населения. Но благодаря масштабной девальвации рубля и процессам, которые она запустила, спад быстро сменился уверенным подъемом экономики, которая в 2000—2008 гг. прибавляла по 7% в год. Бессменным ее локомотивом оставался внутренний спрос. Среднегодовые темпы частного потребления превышали 10%, что, впрочем, неудивительно, ведь реальные зарплаты и доходы населения ежегодно увеличивались на 15 и 10% соответственно. Ситуация с инвестициями была еще более радужной — капиталовложения в экономику, получившую в наследство с советских времен физически изношенные и морально устаревшие производственные мощности и инфраструктуру, множились почти на 13% в год. Причем если на первом этапе импульс придавала восстанавливающаяся промышленность, где импортозамещение позволило загрузить простаивающие предприятия, трудоустроить значительную часть населения и таким образом обеспечить рост его благосостояния, то в последующие годы на первый план вышли растущие цены на нефть. Доходы в нефтегазовом секторе по цепочке поддерживали жизнеспособность и других секторов российской экономики, способствуя их поступательному развитию.

Немаловажную  роль в этом процессе играло государство, так как благодаря проведенной  в начале 2000-х налоговой реформе  власти получили возможность изымать  у экспортеров значительную часть  сырьевой ренты, впоследствии ставшей  основным источником доходов казны. И пусть некоторая их доля с 2004 г. аккумулировалась в специально созданном «на черный день» Стабилизационном фонде, а также использовалась для погашения внешнего госдолга (к концу 2008 г. он сократился до 2% ВВП — с 68% в 2000 г.), денег в казне было предостаточно. В 2000—2008 гг. величина профицита федерального бюджета варьировалась от 1,4 до 7,5% ВВП, а раз доходы накапливались, то и разыгравшиеся в части расходов аппетиты сдерживать было все сложнее и сложнее. В результате в 2005—2008 гг. расходы казны увеличивались в среднем на 30% в год, заметно опережая экономику и, как следствие, занимая все большую «нишу» в ВВП. Поскольку очевидными приоритетами властей по-прежнему являлись социальная сфера и инфраструктура, то переоценить вклад бюджетных вливаний в динамику конечного потребления и инвестиций (вкупе дающих около 90% ВВП) довольно проблематично.

Однако похвастать можно было далеко не всем. Во-первых, намного более скромными оставались достижения в инфляционной сфере. Цены производителей в 2000—2007 гг. прибавляли почти по 20% в связи с удорожанием сырья в добывающих секторах (действующая налоговая система позволяла им поднимать цены на 30% в год) и ежегодной индексацией тарифов естественных монополий, столь неприятной для населения, но все-таки необходимой (причем до сих пор) для устранения перекосов в принципах ценообразования, внутри страны и различий с ценами на мировом рынке, а также для стимулирования энергосбережения, нужного для сбалансированного развития экономики.

Задача существенного  снижения потребительской инфляции, мягко говоря, тоже не была выполнена. Мешали явные структурные ограничения — излишняя монополизация отдельных сегментов розничного рынка, все более сильная зависимость от импорта и, наконец, коррупция. Если добавить к этому довольно высокие темпы роста денежной массы — следствие интервенций ЦБ РФ (на первых порах скупавшего излишки нефтедолларов, разбавленных затем потоком «горячих денег» из-за рубежа), проводимых с целью не допустить существенного укрепления курса рубля, — то двузначные темпы потребительской инфляции в течение девяти из последних 10 лет также не должны удивлять.

Во-вторых, не удалось  существенно перестроить и структуру  экономики. К концу 2008 г. большинство  секторов так и не смогли кардинально  изменить свою диспозицию на карте российской экономики, несмотря на активные попытки правительства и денежных властей притормозить чрезмерное укрепление рубля, угрожающего развитию отечественной промышленности. [10]

Логика такого подхода объяснима, ведь именно сырьевой сегмент, нуждающийся в более слабом курсе рубля, в начале 2000-х создал задел для будущего экономического благополучия, а получивший стартовый импульс обрабатывающий сектор, который в 2002—2003 гг. демонстрировал динамику более 10%, требовал дополнительной поддержки. Впоследствии обрабатывающие отрасли давали +5,7% ежегодно, что, возможно, действительно имело место благодаря сдерживаемому укреплению рубля. В то же время данный факт использовался и сторонниками более «рыночного» подхода к курсообразованию: раз промышленность успешно развивается в условиях «крепкого» рубля, то и разговоры о его разрушительном влиянии на индустрию преувеличены. Однако практика показала, что изменения в структуре ВВП носили в основном косметической характер, устойчивость промышленного роста оказалась мнимой, а российская экономика сохранила сырьевую зависимость, которая, в конечном счете, стала ее «ахиллесовой пятой» в условиях глобального кризиса. [9, с. 20-24]

 

3. Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг

 

В настоящее время  рынок ценных бумаг в России является еще довольно аморфным. Нет пока четкого разграничения между  первичным и вторичным, биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые и поглощают основной поток ценных бумаг.

Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре  всего рынка возможно лишь при  развитии следующих условий:

  • продуманной процедуре приватизации предприятий, поскольку как отмечалось мною выше, созданные в ее ходе акционерные общества в большинстве своем не отвечают обычно предъявляемым к ним инвесторами требованиям;
  • создании солидных посредников, которые могли бы осуществлять посредническую деятельность между эмитентами и инвесторами в том числе в качестве профессиональных консультантов, способных анализировать ситуацию и давать рекомендации, как это принято в мировой практике, в частности США, Канаде, Англии, Японии;
  • более широкой реализации облигаций компаний и предприятий. На Западе основная часть финансирования (70—95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главным посредником размещения являются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Федерации почти отсутствует;
  • главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в 1991 — 1992 гг. и появились инвестиционные банки, но подлинной своей сущности они не отражают. Характерная черта этих банков — функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг.

В мировой практике сложилось  два типа инвестиционных банков: специализирующиеся на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония); специализирующиеся на предоставлении среднесрочных и  долгосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся страны). Но в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки в зависимости от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг осуществляют и тот, и другой вид операций.

Фондовые биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на "переработке" старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Западной Европы) реализуются новые выпуски акций. Однако это объясняется, прежде всего, огромным объемом эмитируемых ценных бумаг.

Следует отметить, что  фондовые биржи имеют несколько  рынков. В будущем при условии  создания как крупного акционированного корпоративного сектора, так и мелкого акционированного сектора в российской экономике могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут котироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги средних и мелких компаний, в зависимости от их финансового состояния, — на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности этих ценных бумаг.

Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи  РФ — пока еще низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка наличия их различных классификаций и модификаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в определенной степени определяют и отсутствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как уличный рынок (или рынок через прилавок).

Другая негативная сторона  существующего рынка ценных бумаг  в России — отсутствие эффективной его законодательно-правовой базы, который продолжает функционировать на основании 14 инструкций, выпущенных Минфином от имени Правительства. Практически рынок ценных бумаг действовал почти пять лет, однако полноценного закона о ценных бумагах и бирже не было. Закон о ценных бумагах был принят Государственной Думой только 20 марта 1996 г.

Информация о работе Механизм функционирования рынка корпоративных ценных бумаг