Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:48, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что из-за огромной значимости рассматриваемых норм, теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права, вследствие чего вызывает многочисленные дискуссии у ученых. Также в настоящее время нет источника, в котором бы была отражена вся накопленная и переработанная теоретическая база о конституционно-правовых нормах.
Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1.Понятие конституционно-правовой нормы.………………………….…5
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права …..…...........11
Глава 3.Способы обеспечения действия норм конституционного права……..17
Заключение………………………………………………………………………...22
Список использованных источников и литературы………………………….....23
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права
Конституционно-правовые нормы, обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, сами по себе очень многообразны, различны по многим признакам.
Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность11.
Таким образом,
и классификация
В отечественной и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации норм права в соответствии с такими критериями, как характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности их структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность норм к тем или иным институтам и отраслям права12.
Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:
1. четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;
2. лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
3. точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;
4. совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.13
Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.
1. По
содержанию, то есть объекту
Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:
- основы конституционного строя;
- основы правового статуса человека и гражданина;
- федеративное
устройство Российской
- систему
органов государственной
Внутри
этих крупных группировок норм в
свою очередь выделяются взаимосвязанные
комплексы норм, регулирующих относительно
близкие сферы общественных отношений,
что отражается в структуре конституционно-
Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.
2. По
функциям, которые выполняют правовые
нормы, их подразделяют на
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).
Оперативные
нормы изменяют или отменяют действие
иных норм, выполняя, таким образом,
служебные функции (например, ч. 4 ст.
35 Федерального конституционного закона
«О судебной системе Российской Федерации»:
«Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального
конституционного закона в части
финансирования судов на основе нормативов
вводится в действие со дня вступления
в силу соответствующего федерального
закона»). Коллизионные нормы определяют.
какие нормы из совокупности возможных
применяются к данному
3. По
характеру прав и обязанностей
конституционно-правовые нормы
4. По
степени определенности
5. По
роли в механизме правового
регулирования различают
6. По
юридической силе
7. По
территории действия
-нормы,
действующие на всей
-нормы,
действующие на территории
-нормы,
действующие в границах
-чрезвычайно
редко встречаются
В
данной классификации
Рассмотренные
основания классификации
Глава 3. Способы обеспечения действия норм конституционного права
Россия,
провозгласив себя в соответствии с
принятой 12 декабря 1993 года всенародным
голосованием Конституцией Российской
Федерации демократическим
Право, выполняя
социальную функцию регулятора общественных
отношений, имеет смысл и ценность
для личности, общества и государства
лишь тогда, когда осуществляется в
реальной действительности. Главное
назначение норм права состоит в
том, что они помогают определить
содержание права и тем самым
способствуют его функционированию
и реализации. Лишь в движении права
от возможности к
В целях обеспечения действия норм конституционного права, выделяю понятие конституционно-правовая ответственность. В литературе разных авторов, встречается множество определений. Рассмотрим самое широкое определение, конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.