Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:48, курсовая работа
Актуальность  данной темы заключается в том, что  из-за огромной значимости рассматриваемых норм, теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке конституционного права, вследствие чего вызывает многочисленные дискуссии у ученых. Также в настоящее время нет источника, в котором бы была отражена вся накопленная и переработанная теоретическая база о конституционно-правовых нормах.
Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление  их особенностей.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1.Понятие конституционно-правовой нормы.………………………….…5
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права   …..…...........11
Глава 3.Способы обеспечения действия норм конституционного права……..17
Заключение………………………………………………………………………...22
Список  использованных источников и литературы………………………….....23
Глава 2. Виды и классификация норм конституционного права
Конституционно-правовые нормы, обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, сами по себе очень многообразны, различны по многим признакам.
Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в регулировании общественных отношений, в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, в-четвертых, значительно усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность11.
Таким образом, 
и классификация 
В отечественной и зарубежной научной литературе сложилась практика классификации норм права в соответствии с такими критериями, как характер и содержание норм права, предмет их регулирования, особенности их структуры в целом и составных частей (гипотезы, диспозиции и санкции), принадлежность норм к тем или иным институтам и отраслям права12.
Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:
1. четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;
2. лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
3. точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;
4. совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.13
Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.
1. По 
содержанию, то есть объекту 
Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:
- основы конституционного строя;
- основы правового статуса человека и гражданина;
- федеративное 
устройство Российской 
- систему 
органов государственной 
Внутри 
этих крупных группировок норм в 
свою очередь выделяются взаимосвязанные 
комплексы норм, регулирующих относительно 
близкие сферы общественных отношений, 
что отражается в структуре конституционно-
Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.
2. По 
функциям, которые выполняют правовые 
нормы, их подразделяют на 
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).
Оперативные 
нормы изменяют или отменяют действие 
иных норм, выполняя, таким образом, 
служебные функции (например, ч. 4 ст. 
35 Федерального конституционного закона 
«О судебной системе Российской Федерации»: 
«Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального 
конституционного закона в части 
финансирования судов на основе нормативов 
вводится в действие со дня вступления 
в силу соответствующего федерального 
закона»). Коллизионные нормы определяют. 
какие нормы из совокупности возможных 
применяются к данному 
3. По 
характеру прав и обязанностей 
конституционно-правовые нормы 
4. По 
степени определенности 
5. По 
роли в механизме правового 
регулирования различают 
6. По 
юридической силе 
7. По 
территории действия 
-нормы, 
действующие на всей 
-нормы, 
действующие на территории 
-нормы, 
действующие в границах 
-чрезвычайно 
редко встречаются 
 В 
данной классификации 
Рассмотренные 
основания классификации 
Глава 3. Способы обеспечения действия норм конституционного права
Россия, 
провозгласив себя в соответствии с 
принятой 12 декабря 1993 года всенародным 
голосованием Конституцией Российской 
Федерации демократическим 
Право, выполняя 
социальную функцию регулятора общественных 
отношений, имеет смысл и ценность 
для личности, общества и государства 
лишь тогда, когда осуществляется в 
реальной действительности. Главное 
назначение норм права состоит в 
том, что они помогают определить 
содержание права и тем самым 
способствуют его функционированию 
и реализации. Лишь в движении права 
от возможности к 
В целях обеспечения действия норм конституционного права, выделяю понятие конституционно-правовая ответственность. В литературе разных авторов, встречается множество определений. Рассмотрим самое широкое определение, конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.