Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 23:07, курсовая работа
Цель данной работы – анализ факторинговых операций, определения условий проведения факторинговых операций.
Для выполнения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию факторинга;
- провести анализ факторинговых обязательств;
- исследовать особенности и проблемы коммерческих банков при проведение факторинговых операций;
Введение………………………………………………………………2
1.Экономическая сущность факторинга
1.1 Понятие и функции факторинга……………………………..4
1.2 История развития факторинга……………………………….7
1.3 Отличие факторинга от других кредитных продуктов……10
2.Организация факторинговых операций в коммерческих банках
Сущность и условия проведения………………………….12
Виды и участники факторинговых операций……………..13
Стоимость факторингового обслуживания………………..17
3. Преимущества и недостатки факторинга………………………21
Заключение………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………....26
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Экономическая сущность факторинга
1.1 Понятие и функции факторинга……………………………..4
1.2 История развития факторинга………
1.3 Отличие факторинга
от других кредитных продуктов…
2.Организация факторинговых операций в коммерческих банках
3. Преимущества и недостатки факторинга………………………21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………....26
Приложение……………………………………………………
Введение.
За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать «быстрые» деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.
В результате сегодня некоторые банки, несмотря на существующие проблемы все же развивают новый вид кредитования – факторинговое обслуживание, которое представляет собой переуступки неоплаченных долговых требований (счетов фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, факторинговому отделу банка чаще всего на условиях немедленной оплаты до 90% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов, при этом факторинговый отдел банка также берет на себя бухгалтерское, сбытовое, страховое, юридическое и другое обслуживание поставщика.
Предприятие – производители товаров сражу же оценили достоинства факторинга. Преимущества заключения договора факторинга для поставщика очевидны. Такой вид кредитования позволяет им мгновенно решать проблемы ликвидности, увеличения скорости оборота средств и проблемы управления дебиторской задолженностью.
Факторинговое кредитование выгодно и покупателю продукции (или дебитору), который может получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев); избежать риска получения некачественного товара; увеличить объем закупок; ускорить оборачиваемость собственных средств.
Впрочем, факторинговые операции выгодны, прежде всего, самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видом банковских услуг. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Цель данной работы – анализ факторинговых операций, определения условий проведения факторинговых операций.
Для выполнения заданной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию факторинга;
- провести анализ факторинговых обязательств;
- исследовать особенности
и проблемы коммерческих
- выявить положительные
и отрицательные стороны
Теоретической и методологической
основой исследования являются труды
отечественных авторов в
В качестве информационной базы исследования были использованы экономико-статистические данные, отраслевые экономические обзоры, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет.
1.Экономическая сущность факторинга
1.1 Понятие и функции факторинга
Факторинг представляет собой идеальную форму краткосрочного финансирования, ориентированную на широкий спектр как производственных и торговых компаний, так и компаний, занятых в сфере услуг. Факторинг как экономическая категория представляет собой разновидность торгово-комиссионных операций, при которой банк или специализированная факторинговая компания покупает денежные требования поставщика к покупателю и осуществляет инкассирование его дебиторской задолженности за не определенное вознаграждение.
На сегодняшний день факторинг, представляя собой наиболее динамично развивающийся сектор мировой финансовой индустрии, в развитых странах мира уже обособился в самостоятельный вид предпринимательства.
Как и любой другой вид бизнеса, факторинговый имеет ряд особенностей. Они формируются под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющихся, с одной стороны, его целями, с другой – его спецификой как вида профессиональной деятельности. Раскроем эти особенности:
1.Коммерческий характер предоставления факторинговых услуг, что требует анализа проблем ценообразования на рассматриваемом рынке и, соответственно, определения эффективности этого вида деятельности;
2.Средство увеличение оборота и прибыльности предприятий путем современного инкассирования долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадёжных долгов, управления кредитом, создания условий для производственной деятельности;
3.Способ снижения финансовых рисков клиентов вследствие того, что фактор становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты после предварительной проверки кредитоспособности клиентов;
4.Целевой инструмент для увеличения объемов продаж за счет предоставления клиентам отсрочки платежа. Это один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности компании, в том числе тогда, когда снижение цены уже невозможно.
Общепринятого определения факторинга в настоящее время не существует. Даже заключенная в Оттаве 28 мая 1988 г. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге1 указывает лишь признаки факторинговых операций. Операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет одному из следующих признаков: наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; инкассирование его задолженности; страхование поставщика от кредитного риска.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций (Таблица 1), а это, в свою очередь, делает его незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен (при факторинге акцент переносится на кредитоспособность их клиентов, поэтому получить факторинг легче), а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно.
Кроме того, отказ от функции
коммерческого представителя
Финансирование, в результате которого денежные средства предоставляются поставщику, позволяют ему поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, получая значительную часть от суммы поставки сразу же после этой поставки или по удобному для него графику, заранее зная, в какой день деньги поступят на его счет. Использование факторинга возможно, когда покупателями являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как «Ашан», «Седьмой континент», «Метро», работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.
Целью факторингового обслуживания
является своевременное инкассирование
долгов для сокращения потерь вследствие
задержки платежа и предотвращения
возникновения сомнительных долгов,
повышения ликвидности и
Эта посредническая операция проводится банком или фактор-фирмой для ускорения оборота и роста ликвидности средств производителей. Процесс движения кредитных ресурсов при факторинге схематически представлен на рис.12
Рис.1 Схема движения кредитных ресурсов при факторинге:
1 - отгрузка продукции,
2 – продажа долговых
4 – погашение кредита,
Факторинг, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку), дает возможность поставщику получить кредит в размере до 90% стоимости поставляемого товара, увеличить объем продаж, число покупателей и свою конкурентоспособность. Благодаря факторингу поставщику создаются оптимальные условия для конкуренции усилий на основной, производственной деятельности, ускорении оборота капитала и увеличение прибыли. У поставщика уменьшается сумма баланса и улучшается структура и оборачиваемость его средств за счет увеличение показателя соотношения собственного и привлеченного капитала. Для покупателя он выгоден, поскольку позволяет ему получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа до двух месяцев), увеличить объем закупок.
Факторинговые операции – один из методов финансово обеспечения и регулирования денежного оборота коммерческих организаций, начало которым положил созданный в Англии в 17 в. Дом факторов (House of Factors).3 Факторинговые услуги в их современном представлении оказаны впервые американским банком First National of Boston в 1947 г. Однако официально они признаны в США в 1963 г., когда правительственная организация – Контроллер денежного обращения4 - приняла решение, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности.
В Великобритании первая факторинговая компания открыта в 1960 г. Во Франции процедура факторинга введена в 1965 г.
История становления факторинга в Европе относится к 1950-60-м гг. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В США большое количество факторинговых компаний возникло в конце 19 в. В 1960-х гг. на мировом рынке появился переизбыток товаров, что привело к усилению силы покупателей, т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя. Продавец оказался вынужден идти на создание все более льготных условий продаж, среди которых прочные позиции занимает рассроченный платеж – товарный кредит. Придя на смену оплате товаров по факту поставки, он стал одним из часто употребляемых видов контрактных отношений между продавцом и покупателем.
В середине 1960-х гг. были созданы две крупнейшие на данный момент факторинговые группы: IFG (International Factors Group) и FCI ( Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутренним, так и на международном рынке. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным IFG5, мировой оборот факторинговых операций составил в 2007 г. примерно 1,17 млрд евро, увеличившись по сравнению с 2006 г. более чем на 15%. Наибольшая доля рынка приходится на развитие европейские страны(Великобритания, Франция, Германия), США и Японию. Факторинговые услуги предоставляют более 2000 финансовых организаций.6
С началом с 1990-х гг. реформ в России трудности с осуществлением платежей стали отрицательно влиять на функционирование местных рынков, а также межгосударственных рынков, связывающих России с другими странами бывшего Советского Союза, поддерживавшими с ней тесные торговые отношения. Под действием инфляции платежные системы, основанные на местной валюте, оказались практически парализованными. Расстройство транспортного сектора привело к нарушениям циркуляции платежных документов между расчетными центрами, управляемыми центральными банками стран бывшего Советского Союза. Столкнувшись с такой ситуацией, многие предприниматели стали удовлетворять свои платежные потребности, перейдя на расчеты наличными, на бартер, использование твердой валюты. Имел место и значительный рост просроченной взаимной задолженности предприятий или объёмов межфирменных торговых кредитов. Технически это задолженность возникла из-за того, что продавцы имели возможность истребовать перечисления средств из банков покупателей, пользуясь платежным требованием – дебетовым средством платежа. Покупателям, по крайней мере формально, предоставлялось время для того, чтобы решить, удовлетворить ли «просьбу о платеже» в виде такого требования, но в действительности перевод средств происходил в значительной степени автоматически, если банк покупателя соглашался удовлетворить это требование. Банки, однако, отказывались оплачивать предъявляемые их потерявшим ликвидность клиентам платежные требования путем перевода средств от имени этих клиентов. В результате просроченная взаимная задолженность предприятий достигла очень крупных размеров. Причина возникновения просроченной задолженности - неликвидность покупателей в сочетании с готовностью продавцов продолжать поставки товаров без их своевременной оплаты. Пытаясь решить проблему взаимной просроченной задолженности предприятий, центральные банки стран бывшего Советского Союза ввели летом 1992 г. запрет на использование платежных требований по большинству сделок.
Понимая значимость товарного кредита для стабильного развития и роста продаж, у поставщиков товаров и услуг появилась потребность к осмыслению существующего мирового опыта. В России внедрение факторинга было начато в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. В силу полного отсутствия на тот момент какой–либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.