Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:41, реферат

Краткое описание

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:
А) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
Б) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Понятие и значение маржинального анализа……………………………………………………………………..3
Методика маржинального анализа прибыли…………………………………………………………………….4
Методика маржинального анализа рентабельности…………………………………………………….……8
Предельный анализ и оптимизации прибыли………………………………………………………….……..11
Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия……………………………………………………............14.
Заключение……………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

срочно срочно срочно фин пол предприятия.docx

— 774.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………3

Понятие и значение маржинального  анализа……………………………………………………………………..3

Методика маржинального  анализа прибыли…………………………………………………………………….4

Методика маржинального  анализа рентабельности…………………………………………………….……8

Предельный анализ и оптимизации  прибыли………………………………………………………….……..11

Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия……………………………………………………............14.

Заключение……………………………………………………………..20 

Список литературы…………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный анализ, который  называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения  между тремя группами важнейших  экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, — и прогнозировании  величины каждого из этих показателей  при заданном значении других.

Эта методика основана на делении  производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая  маржа, маржа покрытия) — это выручка  минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

А) более точно исчислить  влияние факторов на изменение суммы  прибыли и на этой основе более  эффективно управлять процессом  формирования и прогнозирования  ее величины;

Б) определить критический  уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

В) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

Г) исчислить необходимый  объем продаж для получения заданной величины прибыли;

Д) обосновать наиболее оптимальный  вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих  деталей и др. с целью минимизации  затрат и увеличения прибыли .

1. Понятие и значение  маржинального анализа

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения  между тремя группами важнейших  экономических показателей: "издержки — объем производства (реализации) продукции — прибыль" и прогнозировании  величины каждого из этих показателей  при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или  содействия доходу. Предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом под названием графика критического объема производства. Подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко [53], а позднее — А.П. Зудилиным [18].

В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения  объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование  категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия  — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу  продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и  переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется  в странах с развитыми рыночными  отношениями. Он позволяет: более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия; исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Проведение расчетов, основанных на соотношении "затраты — объем  — прибыль", требует соблюдения ряда условий: необходимость деления  издержек на две части — переменные и постоянные; переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия  и спроса на продукцию; тождество  производства и реализации продукции  в рамках рассматриваемого периода  времени, т.е. запасы готовой продукции  существенно не изменяются.

2. Методика маржинального  анализа прибыли

Большой интерес представляет методика маржинального анализа  прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой  на отечественных предприятиях, она  позволяет полнее изучить взаимосвязи  между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это  с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа  прибыли, применяемой в нашей  стране, обычно используют следующую  модель: П = VPП (Ц — С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для  обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = VРП (Ц – b) - A

где b — переменные затраты  на единицу продукции, А — постоянные затраты на весь объем продаж данного  вида продукции.

Эта формула применяется  для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она  позволяет определить изменение  суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа  приведены в таблице № 1.

Таблица 1

Данные для факторного анализа прибыли по изделию А

 

Показатель

План

Факт

Объем реализации продукции, шт.

5700

4850

Цена единицы продукции, тыс. руб.

5,0

5,2

Себестоимость изделия, тыс. руб.

4,0

4,5

В том числе переменные затраты, тыс. руб.

2,8

3,1

Сумма постоянных расходов, тыс. руб.

6840

6790

Прибыль, тыс. руб.

5700

3395


 

Ппл = VРПпл * (Цпл – bпл) – Апл = 5700 * (5,0 – 2,8) – 6840 = 5700 тыс.руб.

Пусл1= VРПф * (Цпл – bпл) – Апл = 4850 * (5,0 – 2,8) – 6840 = 3830 тыс. руб.

Пусл2 = VРПф * (Цф – bпл) – Апл = 4850 * (5,2 – 2,8) – 6840 = 4800 тыс. руб.

Пусл3 = VРПф * (Цф – bф) – Апл = 4850 * (5,2 – 3,1) – 6840 = 3345 тыс. руб.

Пф = VРПф * (Цф – bф) – Апл = 4850 * (5,2 – 3,1) – 6790 = 3395 тыс. руб.

Общее изменение прибыли  составляет

ΔПобщ = 3395 – 5700 = - 2305 тыс. руб.

В том числе за счет изменения:

количества реализованной  продукции

ΔПvрп = Пусл1 –Ппл = 3830 – 5700 = -1870 тыс. руб.;

цены реализации

ΔПц = Пусл2 – Пусл1 = 4800 – 3830 = +970тыс. руб.;

удельных переменных затрат

ΔПb = Пусл3 – Пусл2 = 3345 – 4800 = -1455 тыс. руб.;

сумма постоянных затрат

ΔПА = Пф –Пусл3 = 3395 – 3345 = +50 тыс.руб.

В отличие от методики анализа  прибыли, применяемой в нашей  стране, рассмотренная методика позволяет  более правильно исчислить влияние  факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь  объема производства (продаж), себестоимости  и прибыли.

Методика анализа прибыли  несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом  по предприятию можно использовать следующую модель:

П = ∑(VРПобщ * Удi(Цi – bi)) - A

 

Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции в целом  по предприятию

Вид продукции

Объём продаж, шт.

Структура продаж

Цена, тыс. руб.

Переменные затраты  за изделие, тыс. руб.

Пост. затраты на весь объём продаж, тыс. руб.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

А

5700

4850

38,58

30,77

5,0

5,2

2,8

3,1

   

В

5600

5300

35,22

33.63

6,0

6,1

3,6

3,5

   

С

2700

3050

16,98

19.35

7,0

7,35

3.5

3,6

   

Д

1900

2560

11.95

16.25

7,5

7,8

3,75

3,744

   

Итого

15900

15760

100

100

-----

-----

-----

------

24655

26490


 

 

 

 

Используя данные таблицы  № 2, рассчитаем влияние факторов, на изменение суммы прибыли в  целом по предприятию с помощью  приема цепной подстановки.

Вначале определим прибыль  исходя из планового уровня всех факторных  показателей:

Ппл = ∑(VРПобщ.пл * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 5700 х (5,0 - 2,8) + 5600 х (6,0 - 3,6) + 2700 х (7,0 - 3,5) +1900 х (7,5 - 3,75) - 24 655 - 17900 тыс. руб.

Затем рассчитаем сумму прибыли  при изменении общего объема продаж, но при сохранении плановой его структуры  и планового уровня остальных  факторов:

Ппл = ∑(VРПобщ.ф * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 5650 * (5,0 - 2,8) + 5550 * (6,0 - 3,6) + 2676 * (7,0 - 3,5) +1884 * (7,5-3,75)-24655 = 17525 тыс. руб.

После этого узнаем, какой  будет прибыль при фактическом  объеме и структуре продаж, но при  плановом значении остальных факторов:

Пусл2 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 4850 * (5,0 - 2,8) + 5300 * (6,0 - 3,6) + 3050 * (7,0 - 3,5) +

+2560 * (7,5 - 3,75) - 24 655 = 19 010 тыс.  руб.

Прибыль при фактическом  объеме, структуре продаж и фактических  ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит:

Пусл3 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biпл)) – Aпл =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 –  3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,75) - 24655 = 22345 тыс.руб.

При плановой сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей  прибыль равна:

Пусл4 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aпл =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 –  3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) - 24655 = 21131 тыс.руб.

Фактическая сумма прибыли  составляет:

Пф = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aф =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 –  3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) - 26490 = 19296 тыс.руб.

Изменение суммы прибыли  произошло из-за:

а) уменьшения общего объема продаж

ΔПvрп = Пусл1 –Ппл = 17525 – 17900 = -375 тыс. руб.

б) изменения структуры  реализованной продукции

ΔПстр = Пусл2 –Пусл1 = 19010 – 17525 = +1485 тыс.руб.

в) изменения уровня отпускных  цен

ΔПц = Пусл3 –Пусл2 = 22345 – 19010 = +3335 тыс. руб.

г) изменения уровня переменных расходов

ΔПц = Пусл4 –Пусл3 = 21131 – 22345 = =1214 тыс. руб.

д) изменения постоянных затрат

ΔПА = Пф – Пусл4 = 19296 – 21131 = -1835 тыс. руб.

Итого + 3120 тыс. руб.

По методике маржинального  анализа прибыль в большей  степени зависит от объема и структуры  продаж, так как эти факторы  влияют одновременно и на себестоимость  продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции  больше постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Таким образом, сравнительный  анализ познавательных свойств различных  методик факторного анализа прибыли  убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно  измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в  финансовом менеджменте отечественных  предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

3. Методика маржинального  анализа рентабельности

Наиболее полно, чем прибыль  конечные результаты отражает рентабельность. Этот показатель соизмеряет результаты хозяйственной деятельности и затраты, или полученную выручку, или совокупный капитал.

Информация о работе Определение безубыточного объема и зоны безопасности предприятия