Организация кассовой работы банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:42, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сферы банковского обслуживания населения, а затем на основе проведенного исследования формирование предложений и определение основных путей совершенствования деятельности банка в организации обслуживания населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Сущность расчетно-кассовых операций и их место в деятельности банка…..4
2 Классификация услуг, предоставляемых банками Республики Беларусь населению……………………………………………………………………………7
3 Организация и порядок кассового обслуживания…………………………...11
Заключение………………………………………………………………………...17
Список использованной литературы……………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реф по банковскому аудиту.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учёта, контроля и финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

            по дисциплине: Банковский аудит

            на тему: Организация кассовой работы банка

 

 

 

 

 

 

 

Студент ф-та «Консалторгцентр»

Группы ПБД-3                                                                                А. Л. Бакшанский

                                                 

Проверил

старший преподаватель                                                                          В. В. Акулич                                         

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Сущность расчетно-кассовых операций и их место в деятельности банка…..4

2 Классификация услуг, предоставляемых банками Республики Беларусь населению……………………………………………………………………………7

3 Организация и порядок кассового  обслуживания…………………………...11

Заключение………………………………………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Банковская система является важнейшей составной частью рыночной экономики. Банки как специфические финансовые организации предоставляют клиентам разнообразные услуги. Поэтому современное государство с рыночной экономикой, используя различные денежно-кредитные инструменты, может влиять практически на все параметры национальной экономики. Расчетно-кассовое обслуживание населения является одним из наиболее важных направлений в работе коммерческого банка, поскольку платежная система является одной из базовых структур современной экономики.

Проходящий через банковские счета поток денежных средств между субъектами хозяйствования, требует к себе особого внимания и строгого порядка. Учитывая темп развития банковских услуг и достаточно большой потенциал их роста в Республике Беларусь, необходимо развивать рынок розничных банковских услуг, формировать у населения потребность в банковском обслуживании. Важность развития обслуживания населения для банковской системы и государства в целом заключается в том, что операции с участием физических лиц обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков. Поэтому исследование данного процесса имеет большое значение для банковской деятельности.

 Актуальность темы реферата состоит в исследовании одного из приоритетных направлений деятельности банка – розничного бизнеса, поскольку он служит устойчивому росту ресурсной базы, выступает стабильным источником доходов, способствует формированию диверсифицированного кредитного портфеля.

 Целью данной работы является  исследование сферы банковского  обслуживания населения, а затем  на основе проведенного исследования  формирование предложений и определение основных путей совершенствования деятельности банка в организации обслуживания населения.

 Реферат базируется на Банковском кодексе Республики Беларусь, законодательных актах, регулирующих организацию расчетно-кассового обслуживания населения, нормативных актах Национального банка Республики Беларусь. В качестве методической базы курсовой работы были рассмотрены теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых. Использовались работы Г.И. Кравцовой, Г.Н. Белоглазовой, Е.Б. Стародубцевой, Л.М. Роджера при написании теоретической части данной работы. Были использованы статьи периодических изданий, в которых затронута тема исследования. Труды Т. Полегошко, И. Кудасова, Е. Кишкурно, И. Пищика и других авторов были использованы, в основном, при изучении организации расчетно-кассового обслуживания населения и повышения его эффективности.

 

 

1 Сущность расчетно-кассовых  операций и их место в деятельности  банка

 

 

Количество разнообразных услуг, оказываемых банками, постоянно возрастает. Все специалисты в области банковского дела осуществление расчетно-кассовое обслуживания клиентов традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, т.е. таким, которые констатируют само понятие банка. Это одна из постоянно развивающихся областей деятельности банков, которую можно назвать одной из наиболее востребованных видов банковских розничных услуг.

 Можно дать следующее  определение: расчетно-кассовые операции  — ведение счетов юридических  и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке. Порядок проведения расчетов наличными денежными средствами регулируется законодательством Республики Беларусь [1, с.119].

 Обслуживая клиентов, расчетно-кассовые центры банков непосредственно участвуют в наличном денежном обороте. По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот - процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличное денежное обращение характеризуется использованием наличных денег в функции средства обращения и платежа, опосредствующей оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи. Налично-денежное обращение как часть денежного оборота связано только с движением наличных денег. Оно включает в себя всю совокупность организационно-экономической работы по обслуживанию экономики наличными деньгами.

Посредством последних производятся расчеты предприятий и организаций с населением, а также расчеты между группами населения. Наличный денежный оборот по своему объему значительно меньше безналичного денежного оборота, однако его четкая организация особенно важна в социально-экономическом плане, так как этот оборот обслуживает преимущественно отношения, связанные со сферой личного потребления. Основной оборот наличных денег проходит через кассы банков, которые осуществляют кассовое обслуживание экономики. Обращение наличных денег происходит непрерывно. Вследствие разграничения единого денежного оборота на безналичный оборот и налично-денежное обращение в сфере последнего постоянно находится определенный остаток наличных денег. Он складывается из остатков наличных денег на руках у населения, остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций и в оборотной кассе банков.

 Для обеспечения кассового  обслуживания своих клиентов в структуре банков создаются самостоятельные подразделения (приходные, расходные, приходно-расходные, валютные, вечерние кассы, кассы по пересчету денежной наличности, кассы банка при субъектах хозяйствования, а также обменные пункты и расчетно-кассовые центры, которые могут работать в режиме обычного операционного дня либо в режиме продленного дня). Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждый банк имеет операционную кассу, для которой должен быть установлен минимально допустимый размер наличных денег (лимит), необходимый для своевременного выполнения обязательств банка по полному удовлетворению потребностей клиентов в денежной наличности.

 Деятельность банка  в сфере расчетно-кассового обслуживания  четко регламентируется. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими организацию расчетно-кассового обслуживания в Республике Беларусь, являются[2, с. 260]:

 • Инструкция о порядке  ведения кассовых операций и  расчетов наличными денежными  средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утверждённая постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2008 г. № 4, рег. номер в НРПА 8/18102 от 5 февраля 2008 г

 • Правила организации наличного  денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 августа 2007 г. № 166, рег. номер в НРПА 8/17071 от 11 сентября 2007 г.

 Коммерческие банки  активно осваивают ранок банковских  операций по обслуживанию физических лиц, разрабатывают новые виды банковских услуг по их обслуживанию. В условиях рынка конкурентную борьбу выдерживает тот банк, который постоянно расширяет круг оказываемых клиентам услуг, улучшает качество вкладного и кредитного обслуживания, предлагая им различного рода посреднические услуги.

 Рассматривать значение  и место обслуживания физических  лиц для коммерческого банка  нужно с нескольких позиций, во-первых, с точки зрения доходности. Само  название «коммерческий банк  » говорит за себя – банки, практически, не проводят операции, которые не приносят дохода, и обслуживание физических лиц не является исключением. Коммерческие банки за проведение операций получают доходы: по кредитным операциям - проценты за пользование кредитом, за оказание посреднических и других услуг – комиссионное вознаграждение и прочие доходы. В конечном счете, все эти доходы формируют прибыль коммерческого банка.

 Во-вторых, рассматривая  значение обслуживания физических  лиц для коммерческого банка  необходимо отметить, что на руках у физических лиц сосредоточены большие денежные ресурсы и те банки, которые научаться обслуживать физических лиц, используя разнообразные средства, будут распоряжаться этими средствами.

 В условиях рыночных  отношений роль операций по  привлечению средств физических лиц в коммерческие банки должна возрасти. Правильная эффективная организация этих операций необходима для обеспечения нормальной банковской деятельности на коммерческих началах, регулирования денежной массы в стране, успешного осуществления традиционных банковских операций, особенно безналичных расчетов, расширения предоставляемых клиентам услуг и, в конечном счете, перехода к комплексному банковскому обслуживанию.

 В-третьих, рассматривать  значение обслуживания физических  лиц необходимо с точки зрения повышения конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг. Обслуживая физических лиц, коммерческий банк должен ориентироваться на предоставление качественных, конкурентоспособных услуг, акцентируя свое внимание на обслуживании клиентов, введение новых форм работы с ними. Коммерческий банк должен прилагать все усилия, чтобы предоставленные им услуги были эффективными, способствуя тем самым стабильности и процветанию, как самого банка, так и его клиентов.

 Можно утверждать, что  выбор клиентом коммерческого банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично, надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о формах такого сотрудничества, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Именно поэтому организация расчетно-кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация услуг, предоставляемых банками Республики  Беларусь населению

 

 

Население постоянно прибегает к различным банковским услугам, которые банки предоставляют на, так называемом, рынке розничных банковских услуг. Дадим ему определение: рынком розничных банковских услуг называется сфера рыночных отношений, складывающихся по поводу удовлетворения потребностей физических лиц в банковских услугах. Розничная банковская услуга – это существующая (уже оказываемая) услуга, модифицированная с целью улучшения её потребительских свойств, или вновь созданная услуга, т.е. услуга с новым потребительскими свойствами. Розничный банковский бизнес как элемент комплексного обслуживания населения развивается в самостоятельном направлении[3, с. 336].

 В настоящее время  в Республике Беларусь развитию  розничного банковского бизнеса  способствуют положительные тенденции  в экономике, такие, как повышение деловой активности во многих отраслях, рост объема ВВП, увеличение денежных доходов населения, повышение уровня доверия к банковской системе.

 Аспекты развития  рынка розничных банковских услуг  отражены в различных программных  документах: Концепция развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года, Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы и другие.

 Анализ данного сегмента банковской деятельности свидетельствует, что банки значительно активизировали работу на рынке банковских услуг для физических лиц, увеличивая объемы их предоставления, расширяя их спектр и улучшая качество. Создана соответствующая инфраструктура для осуществления банковской деятельности с использованием передовых информационных технологий, что позволило расширить географию предоставления банковских услуг. Некоторые банки определили розничный бизнес как наиболее приоритетное направление своей деятельности.

 Для физических лиц  это будет означать улучшение  качества и расширения сектора оказываемых услуг со стороны баков. А для экономики республики в целом результатом развития рынка розничных банковских услуг является создание условий, способствующих вовлечению в инвестиционный процесс свободных денежных средств населения для обеспечения устойчивого экономического развития страны и реализации социальных программ; сглаживание при помощи потребительских кредитов различий между денежным доходами и накоплениями, уровнем и структурой потребления различных категорий граждан.

Информация о работе Организация кассовой работы банка