Органы управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится рассмотрение деятельности органов управления финансами в настоящее время.
Отсюда вытекают задачи курсовой работы:
• рассмотреть структуру органов управления финансами в соответствии с настоящим законодательством;
• функции, которые они выполняют;
• их непосредственную деятельность;
• изменения, происходящие в системе управления финансами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура органов управления финансами.
1.1. Органы управления финансами на федеральном уровне, их назначение и функции…………………………………………………………………...4
1.2. Министерство финансов Российской Федерации………………………11
1.3. Счетная палата Российской Федерации…………………………………14
Глава 2. Деятельность органов управления финансами РФ…………………..18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Органы управления финансами - копия.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Структура органов  управления финансами.

    1. Органы управления финансами на федеральном уровне, их назначение и функции…………………………………………………………………...4
    2. Министерство финансов Российской Федерации………………………11
    3. Счетная палата Российской Федерации…………………………………14

Глава 2. Деятельность органов управления финансами РФ…………………..18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них  имеет определенную цель, и поэтому  не может происходить стихийно. Оно предполагает организацию определенной системы управления, т.е. целенаправленного формирования процесса какой-либо деятельности или целенаправленного влияния субъекта управления на объект управления.

Управление финансами - (англ. financial management) - сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Целью данной курсовой работы ставится рассмотрение деятельности органов управления финансами в настоящее время.

Отсюда вытекают задачи курсовой работы:

    • рассмотреть структуру органов управления финансами в соответствии с настоящим законодательством;
    • функции, которые они выполняют;
    • их непосредственную деятельность;
    • изменения, происходящие в системе управления финансами.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура органов управления финансами.

    1. Органы управления финансами на федеральном уровне, их назначение и функции.

 

Объектами управления финансами  являются различные виды финансовых отношений, в том числе специфические, которые предопределяются социальным строем государства, политической ситуацией  в стране, раскладом политических сил и другими факторами, оказывающими влияние на распределительные процессы. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами  субъектов Федерации, финансами  муниципальных образований, финансами  хозяйствующих субъектов, юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений, обществ, фондов). Непосредственным объектом управления является денежный оборот и финансовые ресурсы в данной сфере финансовых отношений.

Субъектами управления в  государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов  являются специальные службы, называемые финансовым аппаратом. Субъектами управления финансами домохозяйств являются сами домохозяйства. Субъекты управления - это законодательные органы, принимающие  законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами относятся Министерство финансов и его территориальные  органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы.

Управление финансами  хозяйствующих субъектов и домохозяйств регулируется налоговой системой, регламентацией кредитных отношений, регулированием финансового рынка, системой государственной поддержки, системой пенсионного обеспечения, регулированием доходов работающего населения и т.д., т.е. носят опосредованный характер. Также к опосредованным методам управления финансами можно отнести

· формирование и поддержание  конкурентной среды в экономике, воспрепятствование образованию монополий;

· проведение эффективной  экономической политики;

· содействие развитию рынка  капитала, рынка страховых услуг;

· защита контрактных отношений  между субъектами рынка;

· государственное регулирование  цен естественных монополий.

На финансовую деятельность хозяйствующих субъектов государство  также воздействует посредством  прямых методов:

· лицензирование предпринимательской  деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен на некоторые товары;

· финансовое дотирование  и субсидирование производства и  реализации некоторых товаров и  услуг;

· применение государственной  монополии и акцизного налогообложения  на отдельные виды товаров;

· система социальных гарантий и финансовой защиты в отношении  малообеспеченных слоев населения;

· установление льгот по налогам для некоторых налогоплательщиков;

· применение финансовых санкций  к нарушителям финансовой дисциплины.

Непосредственное государственное  управление финансами осуществляется только в отношении государственных  финансов (например, утверждение государственного бюджета, отчет о его исполнении, утверждение предельного размера  государственного долга, введение или  отмена отдельных видов налогов, и т.д.). Управление государственными финансами регулируется законодательством через высшие законодательные органы.

Функции управления финансами  включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.

Финансовый анализ призван  формировать информацию, необходимую  для принятия управленческих решений  в области финансов, исходя из сложившейся  ситуации, проявившихся тенденций и  выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную  документацию, отчетность. В ходе финансового  анализа широко используются методы аудита.

Прогноз - это вероятностное  представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических  обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину  состояния финансовых ресурсов и  потребностей финансовых процессов  в них, возможные варианты осуществления  финансовой деятельности, и является предпосылкой финансового планирования. Выделяют долгосрочное (более 10 лет) и  краткосрочное (5 - 10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования  является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности  в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом  и одновременно этапом в выработке  финансовой политики. Они позволяют  разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических  задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.

Планирование характеризуется  регламентированностью, упорядоченностью процесса, оно связано с обработкой информации, направлено на достижение определенных целей носит временной характер. Это процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансового планирования принадлежит бюджетам. В них количественно отражается образование и расходование фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Бюджеты разрабатываются на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с бюджетами могут формироваться внебюджетные фонды.

Контроль состояния финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван  выступать звеном обратной связи  в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, и различные формы взаимозачетов. Существуют различные формы контроля:

· по регламенту осуществления: обязательный, инициативный, внешний, внутренний;

· по времени проведения: предварительный, текущий, последующий;

· по субъектам контроля: государственный (в том числе  президентский, органов законодательной  и представительной власти), органов  местного самоуправления, финансово-кредитных  органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский);

· по объектам контроля: бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный.

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового  контроля в соответствии с действующим  законодательством в установленные  сроки. Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих  субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами. Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, смет доходов и расходов. В ходе предварительного контроля проверяется обоснованность показателей различных финансовых планов, что позволяет выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов и предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в конце отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на последующий финансовый год. Государственный контроль проводится органами государственной власти. Его цель - соблюдение интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства. Контроль органов местного самоуправления направлен на контроль исполнения местных бюджетов. Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций. Ведомственный контроль направлен на контроль подотчетных ведомству предприятий. Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами в соответсвиис действующим законодательством.

Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий  момент, сохранность, динамику изменения, резервы.

В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные и  экономические методы. Распорядительные методы основаны на жестком выполнении принятых органами управления решений  о формировании, распределении, использовании  финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов.

В условиях централизовано управляемой экономики главное  место в управлении финансами  принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике  присуща высокая степень децентрализации  управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация  управления финансами наблюдаются  и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов  федерации и муниципальных территориальных  образований (местные бюджеты).

Управление финансами  тесно связано с управлением  кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Применение экономико-математических методов и моделей, использование  компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки  информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами. Развитие мирохозяйственной системы  приводит к образованию мировой  финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление международными финансами, осуществляемое рядом комитетов  Организации Объединенных Наций, Международным  валютным фондом и другими мировыми финансовыми институтами.

Органы  управления финансами в РФ

Органы управления финансами  федерального уровня:

1. Президент РФ. Его основные функции в сфере управления финансами - регламентация финансовой системы, подписание закона о бюджете, он имеет право вето на финансовое законодательство.

2. Парламент (Совет Федерации и Госдума). Его основные функции - установление налогов и сборов, рассмотрение и утверждение Федерального бюджета, принятие финансового законодательства.

3. Правительство РФ. Его основные функции в сфере бюджетного процесса - составление, рассмотрение, утверждение бюджета, контроль его исполнения.

Информация о работе Органы управления финансами