Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: раскрыть понятие инфляции,причины её
возникновения,влияние на экономику и общество.
В ходе реализации указанных целей, необходимо выполнить сдедующие задачи:
Проанализировать понятие и сущность инфляции.
Описать основные виды инфляций и причины её возникновения.
Рассмостреть антиинфляционную политику России и методы борьбы с ней.
Проанализировать особенности инфляции в России в 2009-2010 годах.
Выявить основные задачи в борьбе с ростом инфляцией.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Общая характеристика инфляции и антиинфляционной политики...................5
1.1 Понятие и сущность инфляции........................................................................5
1.2 Основные виды инфляции, ее классификация...............................................8
1.3 Понятие и виды антиинфляционной политики............................................14
2. Анализ инфляции в России...................................................................................21
2.1 Причины возникновения инфляции..............................................................21
2.2 Инфляция 2009-2010 годах.............................................................................24
2.3 Проблемы регулирования инфляции в России.............................................28
3. Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии.........................................................................................................................33
3.1 Основные задачи в борьбе с ростом инфляции............................................33
3.2 Методы борьбы с инфляцией.........................................................................36
Заключение.................................................................................................................40
Список литературы....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 146.10 Кб (Скачать файл)

В январе отечественная экономика  вступает в новую фазу кризиса. Первая фаза прошла в сентябре - октябре 2008г.: системный риск банковской системы, разрушение финансового рынка, начало скольжения вниз реального сектора. Во второй фазе (ноябрь - декабрь) началось сжатие реальной экономики, набрала  скорость, «приватизация» валютных резервов государства (с сентября сократились  на 30%). Они были перекачаны в частные  валютные активы, без ощутимого сокращения валютных долгов банков и бизнеса, нависших над экономикой. В декабре спад российской промышленности продолжился (минус 10,3%). Просадка в химии и  промышленности строительных материалов - 25-35%, в металлургии - 35-45%, в машиностроении - 30-90%. Более-менее устойчиво производство продовольствия и других товаров  для населения. Здесь минусы в  объемах - 5-20%. Лучше всего в нефтегазовой отрасли (до 5-7%).

Третью, январскую фазу кризиса  открыли скачок потребительских  цен на 20-30% (на лекарства и продовольствие, на проезд в транспорте, коммунальные тарифы), сокращение железнодорожных  перевозок на 35% и девальвация  рубля на 20%. Неизбежное следствие - новый виток инфляции и долларизации экономики, несмотря на усилия ЦБ. Риски  переплетения кризиса реального  сектора со второй волной банковского.

       Инфляция в России в декабре 2009г. составила 0,4%, а в целом за 2009г. - 8,8%. Уровень инфляции в 2009г. оказался самым низким за весь период с 1992г. Об этом говорится в сводке Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Базовая инфляция, исключающая кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в декабре составила 0,4%, а за весь 2009г. – 8,3%.

      Цены на продовольственные товары в декабре возросли на 0,6%, а без учета плодоовощной продукции – на 0,3%. Тарифы на услуги населению повысились на 0,5%. Цены на непродовольственные товары за месяц возросли на 0,2%.

       В целом за 2009г. тарифы на услуги населению повысились на 11,6%, на цены на непродовольственные товары – на 9,7%, цены на продовольственные товары – на 6,1% (без учета плодоовощной продукции – на 6,9%).

Среди основных групп продовольственных  товаров в декабре 2009г. более всего  подорожали сливочное масло –  на 3,5%, плодоовощная продукция –  на 3%, а также молоко и молочная продукция – на 1,3%. Цены на яйца повысились на 0,6%, алкогольные напитки –  на 0,5%, сахар-песок – на 0,4%.Снижение цен зафиксировано на крупу и  бобовые – на 1,6%, макаронные изделия  – на 0,6%; рыбу и морепродукты, подсолнечное масло – на 0,5%, мясо и птицу  – на 0,3%. Цены на хлеб и хлебобулочные  изделия за месяц не изменились.           Среди основных групп непродовольственных товаров в декабре 2009 г. более всего подорожали трикотажные изделия – на 0,8%; одежда и белье, табачные изделия – на 0,6%; медикаменты – на 0,5%. Рост цен на моющие и чистящие средства составил 0,4%, обувь – 0,3%; ткани, электротовары и другие бытовые приборы – 0,2%; телерадиотовары – 0,1%.  Цены на автомобильный бензин за месяц снизились на 2%, а на стройматериалы – не изменились.В сфере платных услуг населению за декабрь 2009г. значительнее всего выросли тарифы на услуги зарубежного туризма – на 1,8%, пассажирского транспорта – на 1,5%; медицинские услуги, услуги организаций культуры и бытовые услуги – на 0,7%. Рост тарифов на услуги физкультуры и спорта составил 0,3%; санаторно-оздоровительные услуги, услуги дошкольного воспитания, образования и страхования – 0,1%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги за месяц выросли в среднем на 0,2%, на услуги связи – не изменились.   Ниже  приведены графики роста инфляции в течение 2008 и 2009 г.(Приложение 1,2) Если в первой половине 2009г. инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008г. ушла вверх.

Как видно из  графиков , в первой половине этого года уровень  инфляции был заметно ниже, чем  в предыдущем. Но к концу года начал догонять.

Правительство РФ держит под  жестким контролем все факторы  роста цен, чтобы не допустить  роста инфляции. В нынешних условиях резкие скачки цен на базовые товары и услуги, тем более, срыв поставок - способны серьезно осложнить положение  дел в ключевых секторах экономики, чтобы этого не произошло, необходимо держать под жестким контролем  все факторы роста цен, не допускать  действий, которые вновь смогут раскрутить спираль инфляции.

 

 

2.3 Проблемы регулирования  инфляции в России

 

Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер,

помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом инфляции различаются  в зависимости от ее характера  и уровня, особенностей хозяйственной  обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и  большинстве стран Западной Европы)

темп инфляционного роста (после  периода послевоенной стабилизации)

удается удерживать в довольно узких  пределах.

Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

1) политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита,

ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В  соответствии с монетаристскими  рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в  соответствии с темпом роста ВВП);

2) политика регулирования цен  и доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем  прожиточного минимума или стандартной  потребительской корзины и согласуемая  с динамикой индекса цен. Для  сдерживания нежелательных явлений  могут устанавливаться пределы  повышения или замораживание  заработной платы, ограничиваться  выдача кредитов и т.д. 

Для эффективного регулирования  инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой  в этом направлении является активизация  инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней  и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть  бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении  налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики  путем уменьшения налогового бремени  до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов  и на повышение их собираемости.

Одним из направлений регулирования  инфляции является реструктуризация и  модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Объектом регулирования  являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической  деятельности России. Взвешенная курсовая политика Банка России, сглаживание  резких колебаний курса рубля  по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях  поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность  регулирования инфляции, направленного  на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса  рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса  рубля к доллару цены не снижаются.

Для регулирования инфляции важно продолжить политику сдерживания "бегства" капитала из России и  поощрения его репатриации в  сочетании с мерами по противодействию "отмывания" нелегальных доходов.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии  международных валютных и кредитных  отношений России, не ограничиваясь  мерами текущей политики в этой сфере.

Для сдерживания инфляции важно восстановление доверия к  рублю, снижение инфляционных ожиданий. Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40%  ВВП  России. Таким образом, инфляция в  России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов

социально-экономической  стабилизации страны. Применительно  к России

можно выделить следующие  особенности хозяйственной ситуации:

1) Наличие общего структурного  неравновесия и отсутствие конкурентной  среды. Сжатие спроса на многие  потребительские товары, происшедшее  в результате отпуска цен, само  по себе не ведет к конкуренции  между производителями.

2) Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации  цен. Свободные цены пока еще  не стали ценами равновесия  и не работают на улучшение  производственной структуры. В  наиболее сложном положении в  результате непредвиденных скачков  цен оказались отрасли, которые  призваны непосредственно обеспечивать  потребительский рынок: легкая  и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются  с изменениями в структуре  потребительского спроса.

3) Сохраняется давление внешнего  долга, резко сужающего маневр  валютными ресурсами.

Для стабилизации денежной системы  и осуществления эффективной  антиинфляционной политики государству  необходимы:

- оздоровление экономики  в целом, преодоление спада  инвестиционной активности и  обеспечение приемлемых темпов  роста производства;

- разработка и осуществление  государственной экономической  стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

- усиление стимулов производственного  накопления у предпринимателей  и населения;

- изменение структуры  производственных фондов в целях  расширения

производства товаров  народного потребления;

- стимулирование кредитной  инвестиционной деятельности банков;

- совершенствование налоговой  системы, обращая особое внимание  на регулирующую роль налогов;

- формирование и развитие  единого общероссийского рынка  товаров, кредита, валюты, земли,  труда и т.д.;

- восстановление государственных  структур управления и контроля  за ценами, доходами, распределением  материальных и финансовых ресурсов  при сохранении свободных рыночных  цен;

- создание условий для  превращения зарубежных долларовых  запасов в товары

производственного назначения для национальной экономики;

- изменение денежно-кредитной  политики, а также платежно-расчетного  механизма в пользу безналичных  расчетов в целях тесной увязки  всех элементов рыночных товарно-денежных  отношений;

- стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и

проведение разумной протекционной  политики.

Осуществление этих мероприятий  в комплексе потребует определенного  времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня  наметились некоторые позитивные моменты  в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию  к затуханию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИИ

3.1 Основные задачи  в борьбе с ростом инфляции

 

Природа инфляции в России и причины, ее усугубившие, не характерны для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку в нашей  стране переплелись экономические  и политические факторы, денежные и  воспроизводственные.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность  использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Необходимо установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией  путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно  более тяжелые последствия, чем  сама инфляция, так как отбрасывает  экономику назад вследствие снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются  заработная плата, пенсии, пособия, резко  снижается уровень жизни населения.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и ее приспособление к  потребностям рынка благодаря грамотной  конверсии военно-промышленного  комплекса, демонополизации и регулированию  деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, и т.д.

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет  возможность восстановления государственных  структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Сохраняется регулирующая роль в отношении цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Информация о работе Перспективные направления развития антиинфляционной политики в Росcии