Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ прибыли коммерческих банков на примере ЗАО ВТБ 24. Информационной базой данной работы являются консолидированные отчеты о прибылях и убытках, бухгалтерской отчетности, показатели деятельности банка, которые изменяются в определенные периоды его работы.
I Теоретическая часть.
Введение
1. Понятие и структура прибыли коммерческого банка ...……………………………………..
2. Виды прибыли банка коммерческого банка …………………………………………………
3. Порядок формирования и распределения прибыли коммерческого банка …………………
4. Оценка финансового менеджмента банка ЗАО "ВТБ 24
4.1 Повышение прибыли в банке ЗАО ВТБ 24 ………………………………………..
II Практическая часть.
6. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка ЗАО "ВТБ 24" ……………
7. Анализ доходов и расходов банка ЗАО ВТБ 24………………………………………………...
8. Основные направления в увеличении прибыли банка на современном этапе……………….
Заключение ……………………………………………………………………………….………….
Список литературы ………………………………………………………………………………….
На протяжении всего анализируемого периода наблюдается постоянный рост валюты баланса: на 01.01.11 г. - валюта баланса составила 900 576 110 тыс. руб., что на 192 110 437 тыс. руб. (или на 27,12%) больше по сравнению с предыдущим периодом; на 01.01.12 г. - 1 172 334 882 тыс. руб., что на 271 758 772 тыс. руб. (или на 30,18%) больше, чем на 01.01.11 г. (таблица 1).
Изменение актива баланса за 2011 год произошло за счет следующих основных изменений по статьям баланса:
* прирост денежных средств составил 15 644 083 тыс. руб. (или 34,96%);
* прирост обязательных резервов составил 7 306 085 тыс. руб. (или 132,24%)
* прирост средств в кредитных организациях - 8 243 279 тыс. руб. (или 137,75%);
* прирост чистой ссудной
* прирост основных средств на 2 370 965 тыс. руб. (или 23,71%);
В пассиве баланса произошли следующие основные изменения за анализируемый период:
* прирост средств кредитных организаций составил 7 937 822 тыс. руб. (или 16,63%);
* прирост средств клиентов - 288 385
768 тыс. руб. (или 40,56%). Следует отметить,
что вклады физических лиц
возросли на протяжении
* снижение объема выпущенных долговых обязательств на 30 035 009 тыс. руб. (или на 74,32%);
* снижение прочих обязательств на 4 014 313 тыс. руб. (или на 34,28%);
* снижение резервов на
* резервный фонд увеличился на 840 562 тыс. руб. (или на 84,09%);
* нераспределенная прибыль
Коэффициентный анализ финансового состояния ЗАО «Банк ВТБ 24» проводился на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках за 2011 год.
№ п/п |
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Факт. знач., % |
Опт. знач., % |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||
1 |
Норма прибыли на капитал |
чистая прибыль / собственный капитал |
2,858 |
19,026 |
26,918 |
> 13 |
2 |
Прибыльность активов |
чистая прибыль / активы |
0,313 |
1,867 |
2,269 |
> 6 |
3 |
Рентабельность уставного капитала |
чистая прибыль / уставный капитал |
4,377 |
33,139 |
52,429 |
> 15 |
4 |
Доходность кредитного портфеля |
процентный доход / кредиты выданные |
15,077 |
13,185 |
12,328 |
> 12 |
5 |
Достаточность капитала |
капитал / активы, взвеш. с учетом риска |
10,947 |
9,811 |
8,428 |
> 8 |
6 |
Рентабельность кредитных операций |
процентная прибыль/кредиты выданные |
7,711 |
7,354 |
7,204 |
> 5 |
7 |
Надежность банка |
собственный капитал / активы |
10,951 |
9,85 |
8,45 |
> 30 |
8 |
Удельный вес процентных расходов |
процентные расходы/ обязательства |
6,595 |
5,304 |
4,744 |
< 7 |
9 |
Процентная доходность активов |
процентные доходы / активы |
12,020 |
10,817 |
10,451 |
> 15 |
10 |
Процентная маржа |
процентная прибыль / доходные активы |
6,926 |
6,772 |
6,893 |
> 6 |
11 |
Доходная база |
доходные активы / активы |
88,761 |
89,081 |
88,601 |
> 70 |
12 |
Процентный “разброс” |
(процентные доходы / доходные активы)
- (процентные расходы/платные па |
6,942 |
6,829 |
7,050 |
> 5 |
13 |
Уровень покрытия процентных расходов процентными доходами |
процентные доходы / процентные расходы |
204,666 |
226,116 |
240,594 |
> 140 |
14 |
Коэффициент использования привлеченных средств |
кредиты выданные / обязательства |
89,525 |
90,959 |
92,579 |
> 50 |
15 |
Удельный вес процентных расходов в активах |
процентные расходы / активы |
5,873 |
4,784 |
4,344 |
< 10 |
16 |
Маржа непроцентного дохода |
непроцентная прибыль / активы |
1,005 |
0,970 |
0,961 |
> 3 |
17 |
Рентабельность вложений в ценные бумаги |
прибыль по цб / вложения в цб |
1,562 |
-0,251 |
-2,614 |
> 10 |
18 |
Коэффициент иммобилизации |
основные средства / собственный капитал |
11,534 |
11,320 |
12,522 |
< 50 |
19 |
Себестоимость выпущенных долговых обязательств |
Процентные расходы по цб / выпущенные цб |
6,97 |
10,47 |
23,67 |
< 8 |
20 |
Доля фондового портфеля в активах |
Вложения в цб / активы |
7,597 |
5,972 |
2,300 |
> 20 |
21 |
Доля стабильной части чистой прибыли |
процентная прибыль / чистую прибыль |
1964,770 |
323,186 |
269,184 |
> 40 |
22 |
Коэффициент резервирования |
резервы / активы |
0,068 |
0,160 |
0,041 |
< 10 |
Оптимальные значения доходной базы (88,6%), доходности активов (10,45%), нормы прибыли на капитал (26,92%), коэффициента использования привлеченных средств (92,58%) и рентабельности кредитных операций (7,20%) говорят о том, что у банка имеется достаточное количество доходных активов, которые приносят высокий доход. Банк в значительной мере использует привлеченные ресурсы в целях кредитования, причем рентабельность кредитных операций соответствует оптимальному значению. Показатель доходный базы также свидетельствует о хорошей деловой активности банка.
Коэффициент использования привлеченных средств, превышающий нормативное значение в 70% свидетельствует об агрессивной кредитной политике банка.
Коэффициент надежности (8,45%) не соответствует оптимальному (>30%), это объясняется тем, что в его основе лежит величина собственного капитала банка, а не стратегия управления активами. Подобное несоответствие оптимальному значению объясняется тем, что данное критическое значение определено по методике Базельского комитета и ориентировано на крупные западные банки с высокими значениями величины собственного капитала. Для российских же банков характерен недостаток собственного капитала, что сказывается на неудовлетворительном значении данного показателя.
Прибыльность активов (2,27% при требуемых 6%) не соответствует нормативным значениям. Это свидетельствует о высоком уровне расходов.
Уровень покрытия процентных расходов процентными доходами соответствует оптимальному - 240,59% при требуемом 140%, т.е. процентные доходы превышают процентные расходы.
Доходность кредитного портфеля банка в течение зафиксированного периода зависит от объема портфеля и уровня процентных ставок по кредитам. Она равна 12,32 %, что соответствует оптимальному значению.
8. Основные направления в увеличении прибыли банка на современном этапе
Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков и чаще, чем их зарубежные партнеры оказываются в кризисных ситуациях. Прежде всего, это связано с недостаточной оценкой собственного финансового положения, привлеченных и размещенных средств, надежности и устойчивости обслуживаемых клиентов. Коммерческий банк, как и любая коммерческая организация, создается и функционирует ради получения его собственниками (пайщиками, акционерами) максимальной прибыли на вложенный в него капитал. В условиях рыночной экономики возможность привлечения дополнительных ресурсов для банков однозначно обусловлена степенью их финансовой устойчивости. В этой связи существенно возрастает роль и значение анализа финансового состояния банка.
Получение достаточной прибыли необходимо коммерческим банкам для привлечения нового капитала, позволяющего увеличивать объем и повысить качество предоставляемых услуг. Прибыль стимулирует деятельность руководства банка по расширению и совершенствованию операций, снижению затрат и развитию банковских технологий.
Процентная политика коммерческого банка отражается в динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям. Ресурсная база формируется за счет таких привлеченных ресурсов, как вклады (депозиты) до востребования и срочные депозиты юридических и физических лиц, межбанковские кредиты, депозитные сертификаты, векселя. Устойчивую базу для развития активных операций банка составляют депозитные операции- вклады до востребования и срочные сертификаты, которые являются наиболее дешевыми ресурсами. Данные операции составляют основу деятельности банка и отражаются в операционной прибыли.
Если прибыль коммерческий банк имеет снижающийся темп прироста, необходимо пересмотреть основные направления политики:
Пересмотреть политику в отношении увеличения процентных операций.
Расчет средней номинальной цены ресурсов и отдельных их видов позволяет выявить динамику цены- удорожания или удешевления ресурсов в отчетном периоде по сравнению с предшествующим, а также определить отклонение цены по отдельным видам ресурсов от средней. Кроме того, представляется возможность установить самый дорогой для банка вид ресурсов.
По данным комплексного анализа деятельности ОАО «МДМ Банк» за 2007-2009 годы было выявлено, что по ряду анализируемых показателей финансовой устойчивости, платежности и ликвидности наблюдается положительная динамика.
Таким образом, было выявлено, что положительными аспектами финансовой деятельности ОАО «МДМ Банк» являются:
Кроме того, из проведенного анализа были выявлены недостатки в финансовой деятельности ОАО «МДМ Банк»- необходимо пересмотреть уровень расходов на персонал. Исходя из таблицы «расходы на персонал», приведенной в аналитической части, четко просматривается, что количество сотрудников с каждым годом увеличивается, а расходы на них больше имели тенденцию к снижению, чем к увеличению. Как известно, прибыль является единственным источником экономичной заинтересованности коллектива. Но и не стоит завышать оплату труда, размер выплачиваемых дивидендов и другие расходы банка, так как в большинстве случаев нерациональное использование прибыли приведет к оттоку капитала и денежных ресурсов и в итоге к банкротству. Так же недостатком финансовой деятельности является определенная степень зависимости от заемных средств, не достаточный уровень собственных средств, то есть банк не использует потенциал роста по валюте баланса. Свободными собственными средствами, размещенными в активных операциях, могут быть покрыты привлеченные средствами, размещенными в активных операциях, могут быть покрыты привлеченные средства: на начало года- 24,0%, на конец отчетного периода только 7,0%, следовательно, необходимо наращивать собственный капитал банка.
Исходя из подведенного анализа части курсовой работы, можно отметить, что у «МДМ Банка» наблюдается положительная динамика финансового результата. Следовательно, общая конъюнктура рынка благоприятна для получения прибыли, а снижение прибыли в дальнейшем может произойти за счет большой величины конкурентов. Для того чтобы избежать снижение прибыли необходимо проводить работы по привлечению клиентов в банк. Большое значение в деятельности по привлечению клиентов имеет информационная работа с ними. Среднестатистическое взрослое население, скорее всего, неадекватно информировано о характере различных услуг по платежам, вкладам, ссудам и инвестициям, которые предлагаются банками физическим лицам.
Представители младшей возрастной категории взрослого населения, как правило имеют весьма смутное представление о различных типов банковских счетов, условиях, на которых можно получить ссуду и так далее. Очень часто молодые люди плохо понимают суть осуществляемых ими денежных операций и сравнительные преимущества альтернативных финансовых инструментов.
Сторонним наблюдениям должно быть видно, что банк эффективно управляет своими рисками. Отличная репутация важна и жизненно необходима банку. Льгота в форме необлагаемых налогом сбережений может быть введена сначала по акциям, а затем- по денежным вкладам на сроки не менее пяти лет, имеются достаточно разнообразные оценки эффективности этой льготы в контексте тенденции и стимулированию роста общей суммы сбережений населения. Европейский опыт демонстрирует, что внедрение всего лишь одного финансового инструмента, позволяющего экономить на налогах, обеспечивает огромный маркетинговый эффект и что с незначительными дополнительными затратами со стороны банковского сектора его можно превратить в визитную карточку и действенное средство продвижения традиционных сберегательных инструментов. Эта мера, с одной стороны должна привлечь в банки новых вкладчиков, а с другой- поможет решить проблему, связанную с отсутствием у банков средств для долгосрочного кредитования, в том числе и реального сектора экономике.
Чистая прибыль коммерческих банков в основном увеличивается за счёт доходов от операций с иностранной валютой и ценными бумагами, то есть от непроцентных операций и коммерческий банк МДМ может увеличить свою прибыль таким образом.
Главной задачей банка является- не допустить ее снижения, так как это обычно отражается на показателе достаточности капитала, так и на уровне конкурентоспособности банка. Прибыль, полученная коммерческим банком, является материальной основой для дальнейшего функционирования и определения рейтинга на банковском рынке.
Таким образом, исследуемому банку предложены некоторые рекомендации, направленные на улучшение финансовой устойчивости кредитной организации. Реализация данных предположительно скажется на финансовой деятельности анализируемого кредитного учреждения.
Информация о работе Понятие и структура прибыли коммерческого банка