Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть состояние рынка потребительского кредитования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
раскрыто понятие потребительского кредита;
изучены формы и виды потребительского кредита;
исследован статистический материал;
проанализирована структура, динамика и объемы потребительских кредитов;
Введение ………………………………………………………...….…………….3
Глава I. Основные формы и виды потребительского кредита…………....5
1.1 Понятие потребительского кредита ……………………………………....5
1.2 Основные формы потребительского кредита………………………….... 7
1.3 Виды потребительских кредитов ………………………………………. 12
Глава II. Динамика и объемы кредитования в России за 2010 - 2011 гг..16
Глава III. Тенденции развития и направления совершенствования потребительского кредитования………………………...………………….. 26
Заключение……………..……………………………………………………… 31
Список литературы ……………………………………………………….…...33
В эффективный инструмент
привлечения и удержания
Конкуренция между частными банками стимулирует участников рынка использовать все возможные инструменты - в том числе и конкурировать по ценовым параметрам. Поскольку конкуренция за розничного клиента вообще и заемщика в частности между банками продолжает расти, а ставки еще далеки от своего нижнего предела, можно ждать их дальнейшего падения еще на 3–5%.
В 2010 году кредитные организации, наряду со снижением процентных ставок по кредитам, смягчали также неценовые условия кредитования – увеличивали максимальные сроки и объемы кредитования, ослабляли требования к финансовому положению заемщиков и обеспечению по кредитам. Неценовые условия банковского кредитования для физических лиц в 2010 году улучшились в большей степени, чем для крупных корпоративных заемщиков и субъектов малого и среднего бизнеса.[3]
В I квартале 2011 г. банки респонденты продолжали смягчать УБК для населения в большей степени, чем для других категорий заемщиков, и активнее, чем ожидалось по итогам предыдущего обследования. Почти 70% обследованных банков сообщили о смягчении условий кредитования населения (таблица 1), в то время как для других групп заемщиков этот показатель не достигал 40%. Столь интенсивное смягчение УБК для населения может объясняться усилением конкуренции между банками за новых клиентов.[7,2]
Таблица 1: Индексы изменения условий банковского кредитования в России (BLT).[2]
IV квартал 2010 г. |
I квартал 2011 г. |
II квартал 2011 г. | |
Kредитование населения |
–77,8 |
–67,2 |
–51,6 |
Kредитование всех категорий заемщиков (BLT) |
–59,0 |
–46,6 |
–44,1 |
Справочно |
|||
Kредитование всех категорий заемщиков (BLT) |
–1,2 |
–7,6 |
— |
Kредитование всех категорий заемщиков (BLT) в зоне евро |
3,8 |
7,5 |
6,5 |
*Индексы рассчитываются следующим образом: (% банков, сообщивших об ужесточении условий кредитования) — (% банков, сообщивших о смягчении условий кредитования).
Так, проведя исследование об изменении условий банковского кредитования, Центральный банк пришел к интересным выводам: индекс изменения условий кредитования последние полгода стремительно снижается. В IV квартале 2010 года он сократился на 77,8%, в I квартале 2011 года - на 67,2%, а во II квартале сократился еще на 51,6%.
Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, банки решились на либерализацию требований к заемщикам. С начала 2011 года 42% опрошенных банков снизили требования к клиентам, а еще около 30% банков хотят сделать это до конца года. «Если в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит мог получить 1 из 10 претендентов, то сейчас кредиты одобряют 6-7 клиентам из 10», – комментирует Иван Лебедев, вице-президент «ВТБ 24», начальник управления потребительского кредитования. Кроме смягчения требований, для рынка потребительского кредитования характерно снижение процентных ставок, увеличение сроков и сумм кредитования. [13] (диаграмма 1).
Диаграмма 1.[13]
По данным диаграммы видно, что по суммам превалируют кредиты в интервале от 100 до 400 тыс. рублей, а по количеству предоставленных кредитов доминируют ссуды, выдаваемые на небольшие суммы (до 15 тыс. руб. и от 15 до 50 тыс. руб.). Также, по данным рейтингового агентства Эксперт Ра, большинство кредитов, выдаваемых населению, берутся на срок свыше 12 месяцев.
В сфере POS-кредитования помимо
сегмента бытовой техники развиваются
альтернативные каналы продаж (магазины
автозапчастей, мебели, одежды). Активно
развиваются дистанционные
Таблица 2: Динамика потребительских кредитов в 2010 году. [11,1]
Вид кредитов |
Кредиты на 01.01.2011, млн.руб. |
Динамика 2010 год |
Доля от всех |
Всего |
4 064 |
14% |
100% |
-рубли |
3 715 |
17% |
91% |
-валюта |
349 |
-12% |
9% |
Жилищные (включая ипотеку) |
1 295 |
10% |
32% |
-рубли |
1 102 |
14% |
27% |
-валюта |
193 |
-10% |
5% |
Кроме жилищных |
2 769 |
16% |
68% |
-рубли |
2 613 |
19% |
64% |
-валюта |
156 |
-14% |
4% |
Кредиты до 30 дней |
218 |
30% |
5% |
-рубли |
214 |
31% |
5% |
-валюта |
4 |
-6% |
0% |
В таблице 2 приводится динамика потребительских кредитов за 2010 год. На январь 2011 года объём выданных в стране кредитов населению составлял 4064 млн. рублей. Из этой суммы, на покупку жилья и ипотечные кредиты приходилось 1295 млн. рублей, или 32% от всех выданных населению кредитов. В 2010 году рост показали только рублевые кредиты, валютные сокращались. Доля последних в целом по стране составляет 9%. Рост жилищных кредитов в 2010 году был существенно ниже, чем прочих. Хотя до кризиса ипотека развивалась в два раза быстрее, чем потребительское кредитование. Интерес со стороны населения к потребительскому кредитованию подтверждает и тот факт, что именно этот продукт, по данным НАФИ на начало 2011 года, выбрали 9 из 10 заемщиков - физических лиц. [13]
Рост существенно более
Большинство банков, в свою очередь, рассматривают повышение продаж карточных продуктов как одну из ключевых маркетинговых задач. Появляется много рекламных акций в поддержку кредитных карт, развиваются различные кобрендинговые проекты и бонусные программы лояльности, реализуемые на базе пластика. В результате этих тенденций динамика роста по кредитным картам действительно оказывается несколько выше, чем по другим кредитным продуктам. [11]
Что же касается кредитов наличными, то эта отрасль кредитования активно набирает обороты. Сегмент кредитов наличными (кэш-кредитов) растет быстрее, чем кредитование в торговых точках (POS-кредитование). В 1 полугодии 2011 года темпы прироста объемов кэш-кредитов были в 2 раза выше, чем по ссудам, выдаваемым в торговых точках. При этом портфель потребкредитов с начала года немного сократился.
По итогам 2011 года совокупный портфель кредитов наличными и POS-кредитов увеличился на 27-30%. Этому способствует рост активности потребителей и дальнейшая либерализация условий кредитования. Более того, ряд крупных банков планируют более агрессивный рост своих портфелей. При условии сохранения макроэкономической стабильности в 2012 году темпы прироста портфеля если и снизятся, то незначительно, до 25-27% от 40-60% в 2011 году.[13]
По данным Центробанка, вместе с ростом объемов кредитования растет объем резервов на возможные потери. На июнь 2011 года он составил 2,3 трлн. руб. и свидетельствует о росте данных показателей в 2011 году. [12] При этом по итогам 2010 года, резервы на возможные потери от жилищного кредитования составляли 50,4 миллиардов рублей или 17,2% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 4,4% от выданных жилищных кредитов. Резервы на возможные потери от автокредитования составляли 43,6 миллиардов рублей или 14,9% от всех сформированных резервов, и покрывали 8,6% от выданных автомобильных кредитов. Резервы на возможные потери от потребительского кредитования составляли 196 миллиардов рублей или 66,9% от общего объёма сформированных резервов, и покрывали 12,3% от выданных населению потребительских кредитов. При помощи формирования резерва, банком закладывается риск невозврата (так называемый «кредитный риск»). Таким образом, данный резерв обеспечивает создание банку более стабильных условий финансовой деятельности, позволяя избегать колебаний величины прибыли, связанной со списанием потерь по ссудам.
Таблица 3: Сведения о задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам.[12]
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.10.2011 | |
всего |
3 562 366,1 |
4 064 045 |
5 043 238 |
-в рублях |
3 167 182,5 |
3 715 268 |
4 706 964 |
-в иностранной валюте и драгоценных металлах |
395 183,6 |
348 777 |
336 274 |
в т.ч. простроченная всего |
241 010,3 |
279 295 |
300 182 |
-в рублях |
207 503,3 |
235 732 |
252 917 |
-в иностранной валюте и драгоценных металлах |
33 507 |
43 563 |
47 265 |
По данным таблицы 3 уверенный рост задолженности по кредитам физическим лицам. За 2011 год общая задолженность увеличилась на 24%, в основном за счет рублевых кредитов. Тенденция к снижению задолженности в иностранной валюте объясняется общим снижением интереса населения к данному виду кредита. Просроченная задолженность увеличилась за 2011 год на 7,5 %, а за 2010 год на 15,8 %, что свидетельствует о ее снижении почти в 2 раза.
Уровень просрочки по потребительским кредитам в начале 2010 года составляет 207 млн. рублей, и вырос на четверть по сравнению с началом 2009 года, когда он составлял 165 млн. рублей. [11]
Кроме того, по данным ЦБР просроченная задолженность по жилищным кредитам снизилась на 1%, составив 46,8 миллиарда рублей на 1 марта 2011 против 47,3 миллиарда рублей на начало года. Доля просроченной задолженности в общем объеме жилищных кредитов в январе-феврале снизилась на 0,1 процентного пункта и составила 3,5%. [12]
По объему выданных кредитов в 1 полугодии 2011 года лидируют госбанки – «Сбербанк России» и «ВТБ 24». Вместе с тем, в пятерку сильнейших вошли два частных банка: «ХКФ Банк», НБ «Траст». Рынок же потребкредитования – вотчина частных банков, госбанки на нем не представлены. Лидером в этом сегменте является «ХКФ Банк», объем выдачи у которого с начала 2011 года почти в три раза превысил показатели занимающего второе место ООО «Русфинансбанк».
Планируемый выход Сбербанка на рынок POS-кредитования не вызывает серьезных опасений ведущих участников рынка. Это связано со спецификой рынка: для него характерны высокие риски, необходимость быстро перестраивать сеть и продуктовую линейку, взаимодействовать с партнерами – все это пока лучше удается частным банкам. Активизация микрофинансовых организаций, также не приведет к заметному ужесточению конкуренции на рынке.
Рост активности банков на рынке потребкредитования привел к ужесточению конкуренции на потребительском рынке и снижению ставок по кредитам. Кроме того, под давлением Роспотребнадзора многие банки отказались от комиссий из-за претензий. Правда, у банков остается возможность компенсировать это снижение за счет полупринудительного страхования жизни и трудоспособности заемщиков.
Получать и дальше хорошую маржу смогут банки, готовые инвестировать в технологии управления кредитными рисками. В качестве эффективного источника вложений можно рассматривать систему индивидуального ценообразования, способствующую, с одной стороны, снижению рисков банков при выдаче ссуд, с другой – привлечению клиентов более выгодными условиями кредитования и выстраиванию с ними долгосрочных отношений. Значительный эффект на уровень рисков на рынке способно оказать развитие межбанковского обмена информацией о мошенниках. Такой обмен позволяет оценить риск мошеннических действий на основе данных, полученных от входящих в систему банков. Системы оперативного межбанковского обмена особенно важны для банков, занимающихся выдачей кредитов в торговых точках, т. к. по потребкредитам риск мошенничества выше из-за невысокого профессионального уровня сотрудников на местах выдачи кредитов.
Информация о работе Потребительский кредит: формы, виды и тенденции развития