Потребительский кредит и его специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью курсовой работы является изучение теоретической базы потребительского кредитования.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические и правовые вопросы потребительского кредита, его сущность, виды, роль в экономике страны;
- изучить основные аспекты мирового опыта потребительского кредитования,
- рассмотреть и дать анализ различным проблемам и перспективам развития потребительского кредитования в нашей стране.

Содержание

Введение
Глава I. Общая характеристика банковского потребительского кредитования.
Сущность потребительского кредита, его виды и характеристика.
Порядок выдачи потребительских кредитов.
Глава II. Опыт потребительского кредитования в зарубежных странах.
Глава III. Опыт потребительского кредитования в РФ.
Глава IV. Перспективы развития потребительского кредитования в РФ.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Между тем с  точки зрения практического применения схемы потребительского кредитования не представляют собой ничего сложного. Единственное объективное условие, необходимое для широкого распространения потребительского кредитования, - это нормализация политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства.

 Экономическая  стабилизация важна с той точки  зрения, что она порождает взаимное  доверие кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочной  финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь - иногда весьма продолжительный - срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенно актуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).

Четкая спецификация нормативной базы является защитой  как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных  сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих  обязательств по договору потребительского кредита. Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны.

В свете вышесказанного понятно, почему потребительское кредитование при всей его простоте и чрезвычайной актуальности для российской экономики в нашей стране в 1990-е годы не получило сколько-нибудь серьезного развития. Сейчас, когда четко обозначились тенденции общей экономической и политической стабилизации и некоторого оживления, в первую очередь в отраслях легкой промышленности, появляются необходимые предпосылки для более широкого применения технологии потребительского кредитования при продаже товаров и услуг населению.

Система потребительского кредитования в странах запада стала применяться на практике гораздо ранее, чем в России. Опыт ведущих стран был использован отечественными экономистами при создании и внедрении механизма предоставления кредита в нашей стране.

В 50-ые в Англии банки начали широко применять “упрощённую” практику предоставления потребительских кредитов с помощью кредитных карточек.

В современных условиях в США  стал применяться потребительский  кредит в виде сочетания текущих  счетов с продажами в рассрочку  – так называемый “автоматически возобновляемый кредит”. Сущность этого способа сводится к тому, что банки на основе изучения платёжеспособности заёмщика определяют максимальную сумму возможной ему задолженности.

Например, если заёмщик из своего дохода может ежемесячно погашать долг банку в сумме 100 долларов, то банк устанавливает максимальную сумму задолженности в размере от 1200 до 2400 долларов с учётом возможного погашения её в течение 12-24 месяцев. Установленную сумму кредита заёмщик использует при помощи чеков, выданных ему банком.

При внесении ежемесячных платежей задолженность заёмщика банку уменьшается, а свободный остаток лимита кредитования увеличивается и может быть снова  использован заёмщиком.

Установленный банком лимит кредитования периодически пересматривается с учётом его платёжеспособности. Клиент также получает процент в то время, когда счёт не выходит за рамки кредита.

Счёт по автоматически возобновляемому  кредиту облагается налогами. Их также  возможно выплачивать с помощью  текущего счёта клиента.

В Германии банки выдают клиентам-заёмщикам кредитные чеки на круглые суммы (10-20-50 марок), которые используются для оплаты товаров торговым фирмам. Эти фирмы в свою очередь получают у банков наличные деньги или перечисления на текущие счета. В данном случае в качестве кредиторов выступают банки, которым потребители погашают кредиты в установленные сроки.

Наибольшее распространение  потребительский кредит получил  в США: только за период 1970-х годов  наблюдался троекратный рост остатков по потребительскому кредиту. К началу 1990-х годах он уже превышал сумму 600 млрд. долл. Стоит отметить, что темпы роста потребительского кредита в промышленно развитых странах Европы опережали динамику рынка США (так, в Германии в 1970-х годах наблюдался пятикратный рост потребительского кредита, достигнув уровня 190 млрд. долл. США к началу нынешнего десятилетия). Однако разница в стартовых позициях стран после Второй мировой войны предопределила особенное положение рынка США как наиболее емкого и развитого. Поэтому, анализируя западный опыт, необходимо в первую очередь обратить внимание на практику потребительского кредита США.

Под потребительским  кредитом в федеральном законодательстве США и отдельных штатов понимается получение физическим лицом кредита  для удовлетворения личных и семейных потребностей, а также нужд домашнего хозяйства.

В законодательной практике США  «потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно (installment) и  единовременно (noninstallment). Потребительский  кредит, погашаемый разовым взносом  должника, как правило, предоставляется коммерческими банками (single payment loans) или предприятими сферы услуг (service credits). Под постепенно погашаемым кредитом понимается ссуда, погашаемая двумя и более взносами. Именно этот вид потребительского кредита получил наибольшее распространение в США (без учета ипотечного кредита)» [23]. Это во многом cвязано с развитием практики такого вида постепенно погашаемого кредита (installment credit), как возобновляемого кредита (open end credit). Под возобновляемым кредитом, в отличие от разового (close end credit), понимается предоставление ссуды заемщику посредством возобновляемого/револьверного счета заемщика у кредитора (revolving charge account), разновидностью которого являются дебетовые кредитные карточки.

В общем виде возобновляемый кредит можно определить как "кредитный договор в соответствии с которым:

  • кредитор предоставляет потребителю (заемщику) право в счет предоставленного кредитором кредита или по кредитной карточке время от времени покупать (или арендовать) товары и услуги или получать ссуды;
  • вся сумма предоставленного кредита, проценты по нему, а также все связанные с кредитной операцией расходы и сборы дебетуются по ссудному счету потребителя (заемщика);
  • проценты за пользование кредитом если предусмотрены, то начисляются периодически;
  • потребитель (заемщик) имеет преимущественное право выбора: возвратить ссуду единовременно или по частям либо кредитор периодически начисляет по счету потребителя процент за задержку срочного платежа и позволяет потребителю продолжать практику покупки и аренды в кредит" (Единообразный Кодекс Потребительского Кредита США - UCCC, раздел 1.301)

Возобновляемый  кредит наиболее распространен в  сфере обращения кредитных карточек, эмитируемых коммерческими банками, предприятиями розничной торговли и компаниями - владельцами сети бензоколонок.

Другим методом  классификации потребительского кредита  является деление поставщиков потребительского кредита на первичных агентов-продавцов (originators) и вторичных агентов-кредиторов (holders). В широком классе случаев продавцом кредита (originator) и кредитором (holder) будет выступать одно и то же лицо, однако типична и ситуация, когда на рынке будут присутствовать два агента: например, большая часть кредитов на покупку автомобиля оформляется по месту продажи автомобиля дилером, а затем передается в банк или финансовую компанию. В этом случае автодилер за дисконт передает свои права по кредиту финансовому учреждению.

Кроме того, законодательство США  подразделяет потребительский кредит на «финансовый (lender credit) и товарный (vendor credit). Очевидно, что под финансовым кредитом подразумевается выдача денежной ссуды, а под товарным предоставление продавцом товара права потребителю заплатить за сделанную у него покупку в рассрочку» [17].

Согласно предложенной выше классификации можно выделить две принципиальные схемы продажи товаров длительного пользования в кредит:

  • двусторонняя (два основных варианта схемы):
  • продавец - покупатель, при которой продавец товара выступает одновременно и кредитором; при этом не исключен вариант перепродажи/переуступки долга потребителя третьему лицу (как правило, коммерческому банку или финансовой компании);
  • кредитор - покупатель, при котором кредитор предоставляет покупателю несвязанный кредит, а покупатель расплачивается с продавцом чеком банка;
  • трехсторонняя (покупатель - продавец - кредитор), при которой продавец товара немедленно предъявляет счет покупателя (потребителя) к оплате финансовому институту (банк, финансовая компания), обслуживающему покупателя; эту схему, как правило, обслуживают три независимых договора: договор купли-продажи между потребителем и продавцом, кредитный договор между потребителем и финансовым институтом и договор участия (member agreement) между банком и продавцом о переводе банку счетов, выставленных на потребителя, за оговоренный дисконт.

Наибольший интерес  представляет последняя схема, так  как она получила наибольшее распространение  в практике потребительского кредита. Во многом это объясняется популярностью  среди потребителей кредитных карточек, эмитированных коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями.

Успех развития потребительского кредита в США  во многом связан с функционированием  на рынке специализированных информационных агентств: так называемых кредитных  бюро (credit bureaus) и кредитно-сыскных бюро (credit reporting bureaus/investigating bureaus).

В нашей стране вплоть до перестроечных  процессов (до 1987 года) преобладали  два основных вида потребительских  кредитов: кредит на покупку товаров  длительного пользования и на жилищное строительство (индивидуальное и кооперативное). Первый вид кредита носил косвенный характер, так как его предоставляли различные торговые организации при посредничестве кредита Госбанка СССР. Второй вид кредита выдавался непосредственно кредитными учреждениями – Госбанком и Стройбанком.

С началом процесса формирования рыночных форм хозяйствования, сопровождающегося  падением производства, а соответственно и товарооборота, а также активным созданием в розничной торговле частных коммерческих структур потеряло свое практическое значение кредитование населения в форме потребления товаров в торговле с рассрочкой платежа.

Кредитование жилищного строительства, а также предоставление некоторых  других видов потребительских кредитов (на строительство и благоустройство садовых участков, строительство, покупку и ремонт домов в сельской местности для сезонного проживания, на покупку молодняка животных и хозяйственное обзаведение, на неотложные потребительские нужды) взял на себя  созданный в 1987 году Сберегательный банк СССР и преобразованный в 1991 году в Акционерный коммерческий Сберегательный банк России.

Кредит на неотложные нужды (среднесрочный кредит) может быть предоставлен гражданам, имеющим самостоятельный источник дохода (в том числе пенсионерам) по месту их жительства. Кредит предоставляется гражданам от 18 до 70 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет. В качестве обеспечения банк принимает:

  1. поручительство граждан Российской Федерации, имеющих постоянные доходы;
  2. поручительство платежеспособных предприятий и организаций - клиентов банка;
  3. передаваемые в залог ликвидные ценные бумаги, а также движимое и недвижимое имущество, товарно-материальные ценности [7].

Уплата процентов  производится ежемесячно с погашением кредита, начиная с первого числа, следующего за месяцем заключения кредитного договора. Нестабильная ситуация в нашей стране, приводящая к инфляционным процессам, вынуждает банки изменять процентную ставку за пользование ссудой в связи с изменением учетной ставки Центрального банка России. С 1994 года  эта ссуда выдается сроком до 3 лет в размере до 10 тыс. долларов США или рублевый эквивалент этой суммы, но не более суммы 10-месячной заработной платы ссудозаемщика.

Следует отметить, что в настоящее время резко увеличился объем просроченной задолженности по данному кредиту. Причиной этого является, во-первых,  рост  безработицы,   во-вторых,    увеличение    ежемесячных    платежей,  в-третьих, отказ бухгалтерских работников предприятия перечислять платежи в погашение кредитов. Это в свою очередь приводит к ограничению выдач банком указанных ссуд.

Кредит на капитальные затраты (долгосрочный) требует от населения предоставления отчета о его использовании и документов о целевом направлении полученных в банке сумм.

Информация о работе Потребительский кредит и его специфика