Принципы организации денежного обращения банком россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права.
Экономика Российской Федерации, находящаяся в состоянии реформирования и перехода к рыночной системе хозяйства, нуждается в современном механизме финансово-правового регулирования, важнейшей составной частью которой является денежно-кредитная политика. Успехи здесь налицо – за последние годы ликвидирована гиперинфляция и кризис неплатежей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежного обращения 6
1.1. Роль и место денежного обращения в денежно- кредитной системе России 6
1.2. Виды денежного обращения 10
Глава 2. Методологические аспекты организации денежного обращения 12
2.1. Показатели денежного оборота 12
2.2. Организация налично-денежного оборота 17
2.3 Регулирование денежного обращения Центральным банком…………….27
Глава 3. Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации…………………………………………………………….33

3.1 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным Банком РФ………………………………………………………….33
3.2 Направление политики Центрального Банка в области денежного обращения на 2013-2015 года…………………………………………………………………..38
3.3 Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в России……………………………………………………………......40

Заключение 44
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

дкб курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

При наличии нескольких счетов в различных учреждениях  банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из них с расчетом на установление лимита остатков наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об этом в другие учреждения банков, в которых у него открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка  наличных денег в кассе ни в  одно из обслуживающих учреждений банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной.

Лимит остатка кассы  устанавливается исходя из объемов  налично-денежного оборота предприятия  с учетом особенностей режима его  деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Этот лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором, заключенным с учреждениями банков.

Предприятия должны сдавать  в банк всю денежную наличность сверх  установленных лимитов остатка  наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более трех рабочих дней. Предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации и принятыми в их исполнении нормативными актами Банка России.

Важное значение имеет  согласование с предприятиями сроков выдачи из кассы банка денежных средств на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банка ежегодно (на основании сведений предприятий о размерах и сроках предстоящих платежей) составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням).

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют такой же календарь выдач наличных денег, но уже по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают его в Банк России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России.

Выдачи наличных денег  предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денежных счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и ее филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Территориальные учреждения банка России контролируют работу учреждений и банков по организации наличного денежного оборота, с соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.

С 1991 г. в нашей стране осуществлен переход от кредитного и кассового планирования денежного обращения к составлению прогнозов кассовых оборотов.

Основной их целью являются определение  потребностей в наличных деньгах  в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры н целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат; то есть сумму выпуска или изъятия из обращения.

Основная задача банков всех уровней  в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте.

Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступления  наличных денег, их экономному использованию  с целью ограничения эмиссии.

С 1 января 1998 г. Центральный  банк Российской Федерации вышеуказанным Положением установил определенный порядок прогнозирования наличного денежного оборота (рис. 1) [10, с. 227].

Рисунок 1 – Порядок составления прогноза кассовых оборотов в России

Для выяснения объема и источников поступления наличных денег в кассы учреждений банков, направления их выдач, а также определения эмиссионного результата в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал (табл. 1).

Таблица 1 – Прогноз кассовых оборотов по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег [8, с. 387]

ПРИХОД

 

Статьи прихода

Символы

Поступления торговой выручки  от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации

02

Поступления выручки  пассажирского транспорта

05

Поступления квартирной платы и коммунальных платежей

08

Поступления выручки  от зрелищных предприятий

09

Поступления выручки  от предприятий, оказывающих прочие услуги

11

Поступления налогов  и сборов

12

Поступления от реализации недвижимости

15

Поступления на счета  по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации)

16

Поступления от предприятий  Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации

17

Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации

18

Поступления на счета  граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

19

Поступления наличных денег  от реализации государственных и  других ценных бумаг (кроме Сберегательного  банка Российской Федерации)

20

Возврат заработной платы  и других приравненных к ней выплат

28

Поступления наличных денег  в кассы кредитных организаций валютно-обменных операций с физическими лицами

30

Прочие поступления

32

Итого по приходу - символы 02-32

 

РАСХОД

 

Статьи расхода

Символы

Выдачи на заработную плату

40

Выдачи на стипендии

41

Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера

42

Выдачи на выплаты  социального характера

44

Выдачи на закупку  сельскохозяйственных продуктов

46

Выдачи на выплату  пенсий, пособий и страховых возмещений

50

Выдачи на другие цели

53

Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного  банка Российской Федерации)

54

Выдачи со счетов по вкладам  граждан (кроме Сберегательного  банка Российской Федерации)

55

Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций

57

Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица

58

Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации

59

Выдачи наличных денег  на выплату дохода, погашение и  покупку государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации)

60

Выдачи  подкреплений учреждениям  Сберегательного  банка Российской Федерации

61

Итого по расходу - символы 40-61

 

 

Кредитные организации  для определения потребности  в наличных деньгах, необходимых  для обеспечения расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдач на основании динамических рядов и «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий.

Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в расчетно-кассовый центр, где открыт корреспондентский счет данной организации, за четырнадцать дней до начала прогнозируемого квартала.

Расчетно-кассовые центры ежеквартально с распределением по месяцам составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций прогнозных расчетов. За семь дней до начала квартала данные прогнозы сообщаются территориальному учреждению Банка России.

Прогнозные расчеты  ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами при  составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступления наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал с разбивкой по месяцам на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также полученных от расчетно-кассовых центров или кредитных организаций сообщений о прогнозируемых оборотах наличных денег и эмиссионном результате.

Территориальные учреждения Банка России за три дня до начала прогнозируемого квартала сообщают расчетные данные кассовых оборотов в целом по региону (по приходу  наличных денег в кассы учреждений банков и их выдаче, эмиссионному результату) в Центральный банк России.

Прогнозные расчеты  эмиссии денег территориальные  учреждения банка России учитывают  при разработке мер по организации  налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

Кроме того, территориальные  учреждения Банка России и кредитные  организации составляют и направляют в Центральный банк Российской Федерации  статистические отчеты о кассовых оборотах за месяц и по 11ятидневкам.

Ежеквартально территориальные учреждения Центрального банка анализируют состояние наличного оборота в регионе. Результаты анализа используются для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и реализации совместно с учреждениями коммерческих банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.

 

 

 

 

 

2.3 Регулирование денежного обращения Центральным банком

Центральный банк воздействует на денежное обращение через рынок с помощью  рыночного механизма. Объектом воздействия служат:

    • объем предложения денег в наличной и безналичной формах;
    • объем спроса;
    • цена кредита.
  • Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование центральным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов центральным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.[8, с. 65]

Эволюция методов регулирования  денежного обращения стимулируется  отчасти и его особенностями  как объекта регулирования. Дело в том, что регулирующая деятельность центрального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая двойственную реакцию. С одной стороны, изменение одного из параметров рынка ведет к изменению состояния всей системы в направлении достижения рыночного равновесия. С другой стороны, происходит приспособление форм рыночной деятельности в направлении, компенсирующем воздействие регулирующих мер или позволяющем обходить их. В качестве непосредственных причин изменений методов регулирования денежного обращения можно назвать:

Информация о работе Принципы организации денежного обращения банком россии