Принципы организации денежного обращения банком россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования связана с тем, что эффективное развитие отечественной экономики во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Важностью общественных отношений, складывающихся в ходе денежного обращения, для экономического и политического развития страны обусловлено их регулирование со стороны государства с помощью права.
Экономика Российской Федерации, находящаяся в состоянии реформирования и перехода к рыночной системе хозяйства, нуждается в современном механизме финансово-правового регулирования, важнейшей составной частью которой является денежно-кредитная политика. Успехи здесь налицо – за последние годы ликвидирована гиперинфляция и кризис неплатежей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежного обращения 6
1.1. Роль и место денежного обращения в денежно- кредитной системе России 6
1.2. Виды денежного обращения 10
Глава 2. Методологические аспекты организации денежного обращения 12
2.1. Показатели денежного оборота 12
2.2. Организация налично-денежного оборота 17
2.3 Регулирование денежного обращения Центральным банком…………….27
Глава 3. Основные направления оптимизации анализа денежного обращения в Российской Федерации…………………………………………………………….33

3.1 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным Банком РФ………………………………………………………….33
3.2 Направление политики Центрального Банка в области денежного обращения на 2013-2015 года…………………………………………………………………..38
3.3 Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в России……………………………………………………………......40

Заключение 44
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

дкб курсовая.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Банк России в 2000 году продолжает работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. Проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России от 30.03.96 N37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ» и от 4.11.96 N51 «Об обязательных резервах Сберегательного банка РФ, депонируемых в ЦБ РФ», куда внесены следующие изменения: для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства; предполагается уточнить перечень резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов исходя из количества календарных дней в месяце, а также порядок перерасчета остатков привлеченных средств в иностранной валюте в российские рубли с учетом установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, порядок взыскания недовзноса в обязательные резервы и штрафов за нарушение порядка резервирования, порядок регулирования обязательных резервов при реорганизации либо при передаче кредитной организации под управление Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».

Другим ведущим методом  регулирования налично-денежного  обращения является процентная политика по операциям Банка России. Повышая или понижая официальную учетную ставку, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Жесткая политика проводимая Центральным Банком не является популярной у коммерческих банков, так как они имеют право самостоятельно определять размер надбавки к учетной ставке.

По сравнению с мировой практикой  в настоящее время в России уровень процентной ставки Центрального банка достаточно высок. На рисунке 1.4 графически представлено как изменялась ставка рефинансирования с января 1991 года по июнь 1999 года.[9, с. 56]

Рисунок 1.4. Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Операции на открытом рынке. С 1993 года Центральный банк Российской Федерации начал использовать один из наиболее гибких инструментов денежно-кредитного регулирования – операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных методов Центрального банка РФ в осуществлении им регулирующих функций. Они обеспечивают немедленное, а в случае необходимости, крупномасштабное воздействие на денежный рынок, банковский кредит, а через них на экономику.

В России первый выпуск государственных  краткосрочных обязательств (ГКО) со сроком погашения 3 месяца был выпущен  в мае 1993 года. Кроме того, были выпущены «золотые сертификаты». С ростом объемов первичного размещения развивался и вторичный рынок ГКО. Операциями с ГКО Банк России одновременно создал финансовый институт свободных средств денежного рынка, без дополнительной эмиссии со стороны Банка России. Активная работа Центрального банка на рынке ГКО способствовала его развитию.

В 2000 году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить  их объем. Этому способствует как  восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

В отношении купли-продажи  иностранной валюты на открытом рынке  Банк России будет и впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.[9, с. 57]

 

 

 

 

 

 

3.2 Направление  политики Центрального Банка  в области денежного обращения на 2013-2015 года

 

Госдума на пленарном  заседании приняла к сведению основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики (ДКП) РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Основные направления  содержат общую информацию о сложившихся  в настоящий момент тенденциях в  российской экономике и, в частности, в денежно-кредитной сфере, содержат описание возможных сценариев развития российской экономики и денежно-кредитной сферы в 2013-2015 годах в зависимости от внешних условий.

Проект ДКП был внесен в Госдуму Центральным банком РФ в конце сентября. Позже, после  рассмотрения документа соответствующей  рабочей группой Госдумы, в нижнюю палату был направлен уточненный вариант ДКП.

Согласно документу, объем  международных резервов по итогам 2012 года составит 508 миллиардов долларов (ранее международные резервы  прогнозировались на уровне 505 миллиардов долларов).

Отток частного капитала в 2012 году составит 67 миллиардов долларов (в проекте ДКП, представленном ранее - 65 миллиардов долларов).

ЦБ РФ также уточнил  прогноз инфляции на 2012 год. Как отмечается в проекте ДКП, по итогам 2012 года инфляция может составить около 7%, что связано в основном с  ускорившимся ростом цен на продовольственные товары. При этом базовая инфляция ожидается на уровне 6%. Ранее в проекте ДКП говорилось, что по итогам 2012 года инфляция может несколько превысить 6%.

Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики на ближайшую  трехлетку в зависимости от динамики цен на нефть.

Согласно первому варианту ЦБ РФ предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть  сорта Urals на мировом рынке до 73 долларов за баррель. В этих условиях прогнозируется снижение ВВП на 0,4%.

В рамках второго варианта, который положен в основу разработки параметров федерального бюджета на 2013-2015 годы, предполагается цена на российскую нефть на уровне 97 долларов за баррель. Согласно этому варианту ВВП может вырасти на 3,7%.

В рамках третьего варианта предполагается рост цены на нефть  сорта Urals до 121 доллара за баррель, что  приведет к увеличению ВВП на 4%.

В 2014-2015 годах прирост  объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить от 2 до 5%.

В первом варианте программы  предполагается увеличение объема чистого  кредита расширенному правительству  в 2013 году на 0,5 триллиона рублей при  снижении объема чистых международных  резервов до 487 миллиардов долларов. Второй вариант, который является базовым, предполагает снижение чистого кредита правительству на 0,6 триллиона рублей, обусловленное планируемым накоплением средств на счетах суверенных фондов. Этому сценарию соответствует рост международных резервов до 531 миллиарда долларов. Третий вариант предусматривает снижение чистого кредита расширенному правительству на 1,6 триллиона рублей при росте международных резервов до 606 миллиардов долларов.

При формулировании принципов  денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, Банк России ставит задачу снизить показатель инфляции до 5-6% в 2013 году и до 4-5% в 2014 и 2015 годах.

Профильные комитеты Госдумы (по бюджету и налогам, по финансовому рынку) при рассмотрении основных направлений ДКП отметили, что в целом документ соответствует требованиям законодательства РФ.

Вместе с тем, по мнению депутатов, в документе не в полной мере раскрывается анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, а также оценка перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки.

Банку России предлагается предоставлять в ДКП информацию о соотношении в развитых странах  уровня инфляции, ставки рефинансирования и средней ставки по кредитам на срок свыше года, а также оценку влияния изменения ставки рефинансирования Банка России на темпы роста ВВП.

Депутаты отметили, что  структурный дефицит ликвидности  в банковской системе в сочетании  с ужесточением монетарной политики Банка России привел к росту стоимости заимствований для предприятий реального сектора в 2012 году.

В условиях структурного дефицита ликвидности в банковской системе и в связи с присоединением России к ВТО, Банку России в 2013-2015 годах необходимо усилить мероприятия по увеличению объемов и сроков рефинансирования отечественного банковского сектора.

Между тем председатель Банка России Сергей Игнатьев, выступая в Госдуме заявил, что считает  нынешнюю ситуацию с ликвидностью на финансовом рынке РФ нормальной и  указал на то, что в этом году кредиты ЦБ выполняют главную роль в поставке ресурсов на банковский рынок.

Кроме того, политика Банка  России будет направлена на реализацию совместно с Минфином ряда мер  по совершенствованию рынка государственных  облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций ЦБ государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.[20]

 

3.3 Совершенствование организации работы по анализу налично-денежного обращения в России

В условиях рыночной экономики анализ налично-денежного обращения претерпел существенные изменения, по сравнению с плановой экономикой. Стал более интересным и более сложным.

Для более глубокого  и подробного изучения налично-денежного  обращения Управление регулирования  денежного обращения проводит следующий анализ:

1. Анализ состояния  денежного обращения и кредитных  вложений;

2. Анализ доходов и  расходов населения;

3. Анализ состояния  расходования средств на заработную  плату и выплаты социального  характера;

4. Анализ инкассации торговой выручки.

Все эти виды анализа  взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь  заключается в следующем:

- во-первых, на основании  анализа денежного обращения  и кредитных вложений можно  определить тенденцию роста объемов  производства или его спада;  сколько было перевезено грузов различными видами транспорта, в какие отрасли направлены инвестиции, эффективность этих вложений в производстве; объем розничного товарооборота, уровень цен на промышленную продукцию, уровень безработицы, дебиторская и кредиторская задолженность и объем наличной и безналичной денежной массы.

- во-вторых, анализ доходов  и расходов населения является  одним из основных источников  информации, о факторах нарушающих  объем и структуру денежных  доходов, расходов и сбережений  населения и отражает ту часть валового национального дохода, которые поступают в распоряжение населения в форме денежных доходов. Кроме того, баланс денежных доходов и расходов населения является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующий уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются номинальные и реальные денежные доходы и покупательная способность населения, рассчитывается распределение населения по уровню дохода и доля населения, живущая ниже уровня бедности. Анализ эмиссионного результата, исчисленного по балансу денежных доходов и расходов населения, позволяет судить о влиянии социальных факторов на состояние денежного обращения. Решение Социально-экономических задач в настоящее время затрудняется усугублением несбалансированности между ростом денежных доходов и расходов населения.

- в-третьих, из анализа  доходов и расходов населения  вытекает анализ расходования  средств на заработную плату  и выплаты социального характера.

- в-четвертых, в анализе  инкассации торговой выручки,  также отражается розничный товарооборот, рос цен, но особый акцент  делается на инкассации торговой  выручки, которая как раз связана  с объемом розничного товарооборота,  и от цен на продукцию. От объема инкассации, как и от расходования средств на выплату заработной платы и социальное обеспечение зависит объем выпуска денег в обращение или изъятия их из обращения; так как инкассация торговой выручки составляет наибольший удельный вес в структуре прихода кассовых оборотов, а выплаты на социальное обеспечение и заработную плату составляет наибольший удельный вес в структуре расходов.[12, с. 30]

На основе анализа  налично-денежного обращения осуществляется прогнозирование налично-денежного  обращения в области на будущие периоды.

Рациональную организацию  наличного денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать  как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем  современного этапа развития России. Однако невозможно проводить серьезную аналитическую работу, не имея оценки реального количества наличных денег в регионе.

Анализ имеющихся сведений дает основание говорить о существовании  по крайней мере трех подходов к  оценке объемов наличных денег, находящихся в обращении на территории.

В соответствии с первым подходом количество наличных денег на территории субъекта Российской Федерации может быть определено как разница между выпуском и вложением денег из резервных фондов расчетно-кассовых центров (РКЦ) Банка России. С учетом сведений об остатках средств в кассах банков можно составить представление о сумме денег, выпущенных в обращение на данной территории. Второй способ аналогичен первому, но базируется на использовании данных о кассовых оборотах коммерческих банков. Используя соответствующим образом данные о приходных и расходных операциях коммерческих банков, зная остатки в кассах, можно сделать заключение о количестве денег, проходящих через банковскую систему.

Третий подход базируется на использовании экспертных оценок основных денежных потоков в регионе. Это один из наиболее верных методов. Проблема заключается в том, что необходимо иметь качественные экспертные оценки за все годы выпуска денег в обращение. Часто это невозможно сделать. Ошибки накапливаются.

Специалистами Главного управления ЦБ РФ разработаны свои подходы к оценке количества наличных денег, находящихся на территории региона.

Информация о работе Принципы организации денежного обращения банком россии