Проблемы и перспективы развития операций коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки или банки второго уровня относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся с процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Для осуществления своих задач банк должен производить ряд действий, которые называются банковскими операциями. Они играют первостепенную роль не только в функционировании самого банка, но и в развитии промышленности и сельского хозяйства, других отраслей экономики. Среди основных банковских операций выделяются пассивные и активные. Посредством первых банки привлекают и концентрируют в своих кассах как можно больше капиталов, то есть запасаются оборотными средствами, а посредством вторых - размещают эти капиталы.

Содержание

Введение
3
1
Коммерческий банк – основное звено кредитной системы
5
1.1
Экономическая сущность коммерческих банков, их функции
5
1.2
Нормативно-законодательная база банковской системы в РК
12
2
Активные и пассивные операции банков второго уровня
15
2.1
Операции, осуществляемые коммерческими банками
15
2.2
Активные операции
16
2.3
Пассивные операции
22
2.4
Активно-пассивные операции
24
3
Проблемы и перспективы развития операций коммерческих банков
27

Заключение
32

Список использованной литературы
33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая дкб.docx

— 78.24 Кб (Скачать файл)

Работа в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное  соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой.

           Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций.  Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т.п.) детерминирована структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

            В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен от проведения своих активных операций (при соблюдении установленных экономических нормативов) т.е. объем его активных операций не может быть ограничен административными, волевыми методами. Административные ограничения могут иметь разовый, чрезвычайный характер. Систематическое их применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

           Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Острая борьба за пассивы стимулирует поиск банками наиболее эффективных сфер приложения своих ресурсов. Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (к сожалению, в условиях инфляции наиболее доходной стала сфера обращения – торговля, биржевой бизнес, и банковский капитал стимулирует нарастание в них спекулятивных операций). Радикально меняется кредитное планирование в банках. Коммерциализация не означает отказ от кредитного планирования, напротив, его значение (как текущего, так и перспективного) неизмеримо возрастает. Но основу планирования при этом уже составляют ресурсы банка, а не его вложения.

Работать в пределах реально  привлеченных ресурсов, обеспечивая  при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая  высокой степенью экономической  свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

           Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих  банков, является полная экономическая  самостоятельность, подразумевающая  и экономическую ответственность  банка за результаты своей  деятельности. Экономическая самостоятельность  предполагает свободу распоряжения  собственными средствами банка  и привлеченными ресурсами, свободный  выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися  после уплаты налогов. 

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжение своими фондами и доходами. Прибыль  банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает  нормы и размеры отчислений в  различные фонды банка, а также  размеры дивидендов по акциям.

           Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имело место в отношении хозрасчетных учреждений спецбанков), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск о своих операций коммерческий банк берет на себя.

           Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на "общегосударственные интересы" не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого  банка заключается в том, что  регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет "правила  игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов.  

           Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

           Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельность уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.                                       Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

           Вторая  важнейшая функция коммерческих  банков – стимулирование накоплений  в хозяйстве. Осуществление структурной  перестройки экономики должно  опираться на использование главным  образом и в первую очередь  внутренних накоплений хозяйства.  Они, а не иностранные инвестиции  должны составлять основную часть  средств, необходимых для реформирования  экономики. Между тем все ее  предшествующее развитие не создавало  у непосредственных производителей  и других субъектов хозяйственной  жизни, включая население, достаточных  стимулов  к сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные  ресурсы, должны не только максимально  мобилизовать имеющиеся в хозяйстве  сбережения, но и сформировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются  на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких  процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие  гарантии надежности помещения накопленных  ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в Российской Федерации Федерального фонда обязательного  страхования вкладов, которое предусмотрено  в " законе о банках и банковской деятельности".

           Наряду  со страхованием депозитов важное  значение для вкладчиков имеет  доступность информации о деятельности  коммерческих банков и о тех  гарантиях, которые они могут  дать. Решая вопрос об использовании  имеющихся у кредитора средств,  он должен иметь достаточную  информацию о финансовом состоянии  банка, чтобы самому оценить  риск будущих вложений.

В силу неразвитости в нашей стране рынка ценных бумаг вклады в банки  в течение всего переходного  периода будут преимущественной формой мобилизации финансовых ресурсов для осуществления экономических  преобразований. Задача банков – создать  такие формы привлечения средств, которые реально  заинтересовали  бы клиентов в накоплении ресурсов  и формировали у них привычку к сбережению, определяющую инвестиционные возможности экономики, развивающейся по законам рынка.

           Третья  функция банков – посредничество  в платежах между отдельными  самостоятельными субъектами –  при переходе к рынку приобретает  новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков  привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета также повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

           Во  всех странах с рыночной экономикой  коммерческие банки занимают  ведущее место в платежном  механизме экономики. Велика роль  коммерческих банков в обеспечении  расчетов в народном хозяйстве  и в нашей стране. Но изменившиеся  условия хозяйствования требуют  реформирования всего платежного  механизма, доставшегося в наследство  от административно- командной системы.

           В  связи с формированием фондового  рынка получает развитие и  такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях  с ценным бумагами. В отличие  от некоторых развитых стран  (например, США) действия наших  коммерческих банков на рынке  ценных бумаг не ограничиваются. Они могут производить разнообразные  операции с ценными бумагами.

Банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска  и обращения ценных бумаг. Банк может  размещать свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени, тогда все  риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения  рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

1.2 Нормативно-законодательная база банковской системы в РК  

 

 

Рассматривая  развитие законодательной базы банковской системы Республики Казахстан в условиях реформы, следует отметить, что эйфория суверенитета заставляла порой «бежать впереди паровоза». Дело в том, что время было невероятно сложное. Более того, республика в это время еще только начала проводить работу над законом «О суверенитете». Была создана рабочая группа по подготовке проекта закона «О суверенитете» в состав, которой от Госбанка был включен кандидат экономических наук, советник Председателя Назаров В. К. В эту группу входили так же видные ученые и практические работники Госплана, Минфина, Минюста и других министерств и ведомств. Руководителем рабочей группы был заместитель Председателя Госплана Даулет Хамитович Сембаев.

В 1995 году были приняты новые законодательные  акты в виде Указов Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона. В  подготовке проектов этих законов активное участие принимали заместители  Председателя Нацбанка — Ураз Джандосов  и Григорий Марченко.

В Указе  Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О Национальном Банке  Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года, записано, что Нацбанк представляет собой единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения и  все больше приобретает функции, присущие центральным банкам стран  с рыночной экономикой.

31 августа  1995 года был подписан Указ Президента  Республики Казахстан, имеющий  силу Закона, «О банках и банковской  деятельности в Республике Казахстан», в соответствии, с которым Республика  Казахстан имеет двухуровневую  банковскую систему, и Нацбанк  представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Второй  уровень банковской системы представлен  следующими видами банков: государственные  банки, депозитные банки, инвестиционные  и частные банки, банки с  иностранным участием, межгосударственные  банки.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития операций коммерческих банков