Проблемы регулирования денежного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Экономическое благополучие государства напрямую зависит от того, как проводится политика в денежной системе. Денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике.
Рассматриваемая тема, наиболее актуальна в наши дни, т.к. в экономике рыночного типа (к которой можно отнести экономику России) деньги играют ведущую роль, а стоимость денег напрямую зависит от предложения и спроса на деньги, которые являются составляющими денежного рынка. Равновесие на рынке денег является составляющей экономического благополучия страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Денежный рынок………………………………………………………….5
Денежный рынок: сущность и структура………………………5
Регулирование денежного рынка………………………………..9
Денежный рынок России……………………………………………….16
Проблемы регулирования рынка денег в России……………16
Перспективы развития рынка денег в России………………..25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемых источников и литературы…………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     Следующий действенный способ – это изменение нормы обязательных резервов. Обязательны резервы призваны служить гарантом того, что коммерческий банк расплатится по своим обязательствам, они призваны обеспечить ликвидность банка в случае его неблагополучного состояния. Эти средства лежат на счетах в ЦБ. Данный регулятор Банк России использует, чтобы усилить результативность своего влияния на управление ликвидностью в банковской системе. Банк России при обострении проблем на денежном рынке включает нормативы резервирования.

        В течение 2012 года Банк России продолжал использовать обязательные резервные требования в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности.

        В 2012 году нормативы обязательных резервов составляли:

  1. 5,5% – по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами – нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
  2. 4,0%– по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами и по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.

        По состоянию на 1.01.2013 обязательные резервы, депонированные кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, составили 425,6 млрд. рублей, увеличившись в 2012 году на 47,2 млрд. рублей, или на 12,5%.

        Кредитные организации продолжали активно пользоваться усреднением обязательных резервов, то есть выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах и субсчетах в Банке России. В течение периода усреднения, с 10.12.2012 по 10.01.2013, правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 676 кредитных организаций, или 70,4% от общего числа действующих кредитных организаций. Усредненная величина обязательных резервов в указанный период составила 569,5 млрд. рублей, увеличившись сначала года на 67,8млрд. рублей, или на13,5%.

        Далее рассмотрим операции на открытом рынке. Современная система инструментов Банка России на открытом рынке, существует недавно. Многие из них действуют с конца 2002 года, и ЦБ РФ нарабатывает опыт по их использованию. Прямые операции с государственными ценными бумагами являются наиболее действенным инструментом. Хотя каждый регулятор вносит свою лепту в процесс денежно-кредитного регулирования. Операции РЕПО – это наиболее оперативный и гибкий краткосрочный инструмент, он позволяет оперативно регулировать лишь уровень ликвидности банковской системы, не затрагивая напрямую уровня процентных ставок. Так, требования Банка России к кредитным организациям по инструментам предоставления ликвидности на 1.02.2013 составили 1958,8 млрд. руб. (на 1.01.2013 — 2718,1 млрд. руб.). Средний дневной размер указанных требований сократился с 2678,5 млрд. руб. в декабре до 2019,9 млрд. руб. в январе. Доля операций РЕПО и "валютный своп" составила в общем объеме требований 70,1%, доля обеспеченных кредитов — 29,9% (в декабре — 71,5 и 28,5% соответственно).

        Объем операций прямого РЕПО Банка России с кредитными организациями в январе был равен 6,3 трлн. руб. (в декабре — 15,0 трлн. руб.), а объем сделок "валютный своп" — 8,2 млрд. долл. США и 1,6 млрд. евро (в декабре — 38,1 млрд. долл. США и 11,6 млрд. евро). Объем ломбардных кредитов за месяц составил 11,7 млрд. руб., кредитов под нерыночные активы или поручительства — 16,2 млрд. руб. (за декабрь — 28,9 и 179,5 млрд. руб. соответственно).

        На мой взгляд, Банк России должен активнее пользоваться данным регулятором. В перспективе возможно удлинение сроков операций РЕПО и расширение состава участников операций (сейчас это дилеры и инвесторы – юридические лица). Операции обратного модифицированного РЕПО отличают техническая простота в применении и оперативность. Привлечение денежных средств происходит в размере 100% от текущей рыночной стоимости обеспечения.

        Также тема наличного и безналичного денежного оборота особо актуальна для России как страны с развивающимся рынком. На сегодняшний день в нашей стране статистика свидетельствует о доминировании наличных платежей: их доля составляет порядка 90% от общего объема платежей (имеется в виду розничный платежный оборот). И, несмотря на то, что по оснащенности банкоматами Россия занимает одно из первых мест в Европе, используются банкоматы в основном для снятия наличных денег. В структуре проводимых через банкоматы операций порядка 85% составляют операции по снятию наличных денег со счетов после зачисления заработной платы.

        В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, в том числе развитых, в последние годы наблюдается активная тенденция к увеличению наличных денег в обращении. За семь лет, с 2005-го по 2011 г., объем налично-денежного оборота возрос более чем в 4 раза. По данным от 1.04.2013 года с 1.01.2012 количество наличных денег в обращении также выросло и составляет 7113,3 млрд руб. За этот период наибольшее количество денег в обращении было 7675,4 (на 1.01.2013).18

        В соответствии с сезонными закономерностями за январь безналичные банковские резервы (включающие средства кредитных организаций на корреспондентских, депозитных счетах и счетах обязательных резервов в Банке России) значительно — почти на 775 млрд. руб. — уменьшились и на 1.02.2013 составили 1411,3 млрд. рублей. В то же время средний дневной объем безналичных банковских резервов в январе увеличился до 1541,2 млрд. руб. по сравнению с 1413,8 млрд. руб. в декабре.

        Но наличные деньги по-прежнему являются главным инструментом при осуществлении розничных платежей, а также говорит о большем доверии к наличным деньгам со стороны населения. Вместе с тем это является следствием неразвитости инфраструктуры, в частности, несмотря на лидирующие позиции по количеству банкоматов, Россия значительно отстает от развитых стран по количеству POS-терминалов для осуществления платежей в торговой сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы развития рынка денег в России

        Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

        В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

        Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5—6%, в 2014 и 2015 годах — до 4—5%.

       Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные каналы трансмиссионного механизма на среднее и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.

        Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики. В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено. Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности.

        Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно- кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

        В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие рискоориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

        Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.

        Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

        Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка. Важное значение, с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики, имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

        Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.19

 

        Вывод: Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Существует несколько важнейших инструментов денежно- кредитного регулирования. Одним из них являются процентные ставки Банка России. Поскольку увеличение ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, Банк России стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне. На данный момент ставка рефинансирования составляет 8,25%. Следующим инструментом является норма обязательных резервов. По состоянию на 1.01.2013 обязательные резервы составили 425,6 млрд. руб., увеличившись в 2012 году на 47,2 млрд. руб., или на 12,5%. Доля операций РЕПО и «валютных своп» составила в общем объеме требований Банка России 70,1%, доля обеспечения кредитов- 29,9%. Также тема наличного и безналичного денежного оборота особо актуальна для рынка денег РФ. На сегодняшний день статистика свидетельствует о доминировании наличных платежей, их доля составляет 90% от общего объема платежей. По данным от 1.04.2013 количество наличных денег в обращении составляет 7113,3 млрд. руб. В то время как безналичные банковские резервы составляют 1411,3 млрд. руб.

Информация о работе Проблемы регулирования денежного рынка России