Процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30 октября 2002 года № 130-Ф3. Необходимость принятия нового закона была обусловлена несовершенством закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.
Актуальность и практическая значимость проблемы банкротства в России обусловлена тем, что, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и многие российские предприятия следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно, способствовало бы оздоровлению российского рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основные положения банкротства....................................................................5
1.1 Признаки и причины банкротства......................................................................5
1.2 Предупреждение банкротства………………………………………………….9
1.3 Стадии банкротства…………………………………………………………….13
2 Процедуры банкротства………………………………………………………..15
2.1 Наблюдение……………………………………………………………………..15
2.2 Внешнее управление…………………………………………………………...16
2.3 Санация (финансовое оздоровление)………………………………………....20
2.4 Конкурсное производство…………………………………………………..….22
2.5 Мировое соглашение…………………………………………………………...25
2.6 Ликвидация предприятия……………………………………………………....26
2.7 Банкротство отдельных категорий должников……………………………….28
Заключение…………………………………………………………………...……30
Список использованных источников………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2 курс - копия.docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)
  1. защитная тактика;
  2. наступательная тактика.6

Защитная тактика основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством  и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика  применяется, как правило, при очень  неблагоприятном стечении внешних  обстоятельств. Однако подобная тактика, которая может оказаться эффективной  для отдельных предприятий, ожидающих  оживления деловой активности и  благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части  предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает более глубокий кризис национальной экономики и  поэтому не приводит к финансовому  благополучию применяющих её предприятий, что вполне объяснимо – ведь главные  причины кризисной ситуации находятся  вне предприятия. Защитная тактика  предприятия ограничивается, как  правило, применением соответствующих  оперативных мероприятий: устранение убытков, сокращение расходов, выявление  внутренних резервов, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и т.д.

Более эффективна наступательная тактика, т.е. проведение не столько  оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с  ресурсосберегающими мероприятиями  проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, обновление основных фондов, внедрение  перспективных технологий и т.д. 7   

В тоже время происходит смена или укрепление руководства  предприятия, осуществляются комплексный  анализ и оценка ситуации, при необходимости  корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия, в соответствии с  чем пересматриваются производственные программы, происходит укрепление позиций  предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Всё это находит отражение  в разрабатываемой концепции  финансового, производственного и  кадрового оздоровления, в соответствии с которой финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют повысить финансовое благополучие предприятия.

В систему банкротства  цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с  ними всевозможными обязательствами  партнёры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти (рис. 1). Разумеется, роль последних (если они не являются собственниками предприятия) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Эффективная реализация целей и задач, стоящих перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы. Применение аналитических методик (по составлению программ финансового и производственно-технического оздоровления, управления, санации и т.д.) позволит провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его производственной и маркетинговой деятельности. Большое значение имеет разработка методик по подготовке и переподготовке, подбору и назначению персонала управления (арбитражных и конкурсных управляющих), а также других работников предприятия.8

Участники системы банкротства  схематично представлены на рисунке 1

 

 

 

           

 

Рисунок 1. - Участники системы банкротства                            

 

 

 

 

1.3 Стадии банкротства

 

Различают следующие стадии банкротства:

1) Скрытая стадия;

2) Финансовая неустойчивость;

3) Явное банкротство.9

 На первой стадии происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учёт) снижение «цены предприятия», определяющейся капитализацией прибыли:

V= P/K,

где P – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендов;

K – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заёмный и акционерный капиталы);

V – ожидаемая «цена предприятия».

Снижение «цены предприятия» означает снижение её прибыльности (это  явно проявится в отчётности) либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено  принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают  ситуацию на рынке акций и облигаций  аналогичных фирм, банковских кредитов). Целесообразно рассчитывать «цену  предприятия» на ближайшую долгосрочную перспективу.

Вторая стадия – финансовая неустойчивость, т.е. возникновение  трудностей с наличностью, некоторых  ранних признаков банкротства. На этой стадии руководство часто прибегает  к «косметическим» мерам, например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заёмный капитал путём продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

Как показывает опыт, при  ухудшении ситуации руководители нередко  используют авантюрные способы получения доходов, а иногда прибегают к мошенничеству.

Третья стадия – явное, юридически очевидное банкротство, т.е. предприятие не может своевременно оплачивать долги.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

 

 

2.1 Наблюдение

 

Наблюдение – процедура  банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого  собрания кредиторов.10

Ввод наблюдения происходит с целью подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. Эта процедура  осуществляется под наблюдением  кредиторов. Наблюдение вводится с  принятием арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом  существенных ограничений.11

Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения  от работы руководителей предприятия-должника. Однако органы управления этим предприятием не вправе принимать решения о  реорганизации, создании филиалов и  представительств, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг, а сделки, связанные с недвижимым имуществом, имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% стоимости активов, с получением и выдачей займов и т.п., могут совершаться исключительно  с согласия временного управляющего.

Для проведения процедуры  наблюдения арбитражным судом назначается  временный управляющий, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

Временный управляющий –  арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения наблюдения в соответствии с Федеральным законом о банкротстве.12

Обязанностями временного управляющего являются:

- обеспечение сохранности имущества должника;

- проведение анализа финансового состояния;

- определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

- установление всех кредиторов;

- созыв первого собрания кредиторов.

По окончании процедуры  наблюдения временный управляющий  представляет в арбитражный суд  отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложение о возможности  или невозможности восстановления его платёжеспособности. На основании  представленного отчёта и ходатайства  первого собрания кредиторов арбитражный  суд принимает одно из решений:

- о введении внешнего управления;

- о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения.

С момента принятия решения, наблюдение, как процедура банкротства, прекращается.

 

2.2 Внешнее управление

 

Под внешним управлением  имущества должника понимается процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая  арбитражным судом по заявлению  должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником внешнему управляющему.

Внешний управляющий –  арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для провидения внешнего управления и осуществления  иных полномочий, установленных Федеральным законом о банкротстве.13

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности  восстановить платёжеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путём реализации части его имущества  и осуществления других организационных  и экономических мероприятий.

Последствия внедрения внешнего управления:

1. С момента введения внешнего управления:

- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; 

- внешний управляющий вправе издать указ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему;

- отменяются ранее приятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Мораторий – приостановление  исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

2. Органы управления должника  в пределах компетенции, установленной  федеральным законом, вправе принимать  решения:

- о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;

- об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; 

- об увеличении уставного капитала акционерного общества путём размещения дополнительных обыкновенных акций;

- об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;

- о замещении активов должника и т.д.

Внешний управляющий может  быть освобождён от занимаемой должности  управляющего по собственному заявлению  в арбитражный суд; так же внешний  управляющий освобождается от должности  в случае, если цель внешнего управления (выход из кризиса) достигнута или если стало очевидно, что достижение этой цели невозможно. Существуют и другие причины, по которым внешний управляющий может быть отстранён от занимаемой должности, они предусмотрены статьями 97 и 98 Федерального закона «О банкротстве».14    

Внешний управляющий имеет  право:

- распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом;

- заключать от имени должника мировое соглашение;

- заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьёй 102 Федерального закона;

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключённых или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «о банкротстве».

Также внешний управляющий  имеет обязанности:

- принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

- разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учёт и отчётность;

- заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявляемых к должнику требований кредиторов; 

- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

- вести реестр требований кредиторов;

- реализовать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

- информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

- представить собранию кредиторов отчёт об итогах реализации плана внешнего управления.

Меры по восстановлению платёжеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- замещение активов должника.

 

 

2.3 Санация (финансовое оздоровление)

 

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платёжеспособности и погашения  задолженности в соответствии с  графиком погашения задолженности.

При санации собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе органы исполнительной власти) оказывают должнику целевую  финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение  и пр. Государственная финансовая поддержка предоставляется тем  предприятиям, которые при наличии  собственных возможностей способны в короткое время эффективно использовать полученные финансовые средства.

Информация о работе Процедуры банкротства