Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 16:17, курсовая работа
Для рассмотрения предмета работы в курсовой работе раскрываются основные понятия института несостоятельности, вопросы процессуального характера, положения, касающиеся процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.
Введение
3
1. Основные положения
5
1.1 Понятие «банкротства»
5
1.2 Законодательство, регулирующее процедуру банкротства
9
2. Процедуры банкротства
13
2.1Наблюдение
13
2.2 Финансовое оздоровление
18
2.3 Внешнее управление
24
2.4. Конкурсное производство
30
2.5 Мировое соглашение
35
Заключение
39
Библиографический список
Помимо анализа финансового состояния должника, временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов не менее чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения. На первом собрании кредиторов должно быть решено, какова будет следующая процедура банкротства, кто будет вести реестр требований кредиторов (это может быть сам арбитражный управляющий или специализированный реестродержатель, т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор), кто будет назначен следующим арбитражным управляющим. Вместе с тем кредиторы могут принять на этом собрании решение о заключении мирового соглашения.
Решение первого собрания кредиторов направляется на утверждение арбитражному суду, который может с ним не согласиться и вынести иное определение. Данное определение выносится не позднее 7 месяцев с момента подачи в суд заявления о признании должника банкротом.
Наблюдение прекращается: с момента введения финансового оздоровления или внешнего управления; признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства; утверждения мирового соглашения.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства.
Финансовое оздоровление вводится по ходатайству учредителей должника при наличии плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Также учредителями или даже третьими лицами должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника (залог, банковская гарантия, государственная гарантия, поручительство) в размере не менее 120% от суммы задолженности.
Основная цель финансового оздоровления - восстановить платежеспособность должника и следовать графику погашения задолженности, который контролирует административный управляющий.
Законодательство устанавливает достаточно жесткие требования в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. В частности, указанный график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления. Требования всех кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до окончания срока этой процедуры. Требования кредиторов первой и второй очередей - не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. Погашение требований кредиторов должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с момента начала удовлетворения требований кредиторов.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника, продолжая выполнять свои функции, ограничиваются в распоряжении средствами.
Финансовое оздоровление вводится на срок до 2 лет. За месяц до истечения этого срока должник представляет административному управляющему отчет, включающий баланс должника, отчет о прибылях и убытках, документы, подтверждающие требования кредиторов. Если график погашения задолженности не выполнен, требования кредиторов погашаются лицами, предоставившими обеспечение, и тогда эти лица становятся для должника кредиторами третьей очереди.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление на срок до 18 месяцев с возможным продлением еще на 6 месяцев. С моментом введения внешнего управления связан ряд важных правовых последствий. Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью его заменяет, получая достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности. Ему передаются также вся документация и печати.
Снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания Закона.
К внешнему управляющему переходят полномочия по распоряжению имуществом, за исключением возможности заключать крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления.
Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры.
Управляющий составляет план внешнего управления, в котором содержатся меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди них может быть перепрофилирование производства, замещение активов (создание на базе ликвидного имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ), увеличение уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций, продажа предприятия на открытых торгах.
Окончание процедуры внешнего управления - это либо переход к расчетам с кредиторами (после накопления достаточных денежных средств или получения их от учредителей либо третьих лиц), либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Эта процедура открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Она вводится на год с возможным продлением еще на 6 месяцев.
С момента открытия конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей, т.е. кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам (даже если срок их исполнения еще не наступил) вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Это относится ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право на получение указанных санкций при обычных условиях.
Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории конфиденциальных либо являющихся коммерческой тайной.
Конкурсный управляющий приглашает оценщика и проводит инвентаризацию имущества должника, чтобы сформировать конкурсную массу, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущества (за исключением вещей, изъятых из оборота, и прав, связанных с личностью должника). Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства.
Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить претензии к должнику в 2-месячный срок со дня публикации объявления о признании должника несостоятельным; по истечении указанного срока реестр требований кредиторов закрывается. После закрытия реестра конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в порядке очередности.
Мировое соглашение. Мировое соглашение считается самостоятельной процедурой банкротства. Должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (но не ранее проведения первого собрания) могут добровольно заключить соглашение об урегулировании имущественного спора на определенных ими условиях. Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку исполнения обязательств, уменьшение платежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) в уставном капитале и т.д. В целом, такое соглашение содержит условия двух видов. К первым относятся условия, которые в обязательном порядке закрепляются в мировом соглашении (существенные условия). Ко вторым - условия, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). К числу существенных условий относятся размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права.
Допускается пересмотр условий мирового соглашения по вновь открывшимся обстоятельствам, которые не были ранее известны, либо если кредитор не участвовал в заключении соглашения и нарушены его законные интересы. Расторжение мирового соглашения возможно только в отношении всех кредиторов одновременно.
Библиографический список
Нормативные акты:
1. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"(с изменениями от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями от 22 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г., N 9, ст. 1097
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (с изменениями от, 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3179
5. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"//Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. N 10, ст. 1127
6. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г., N 6, ст. 464
7. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. N 39 ст. 3769
8. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству", 2003 г., N 6
9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 3
10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от, 3 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012
11. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"// Экономика и жизнь", май 2003 г., N 19
12. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 3.
Статьи и монографии:
1.Балдин К.В. . «Банкротство предприятия: анализ, учет, прогнозирование: Учеб. пос. – М.: , 2007
2.Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. -М, 2006 г
3.Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М. -2007.
4. Дорохина Е.Г. «Правовая природа плана внешнего управления» // Российская юстиция", N 9, сентябрь 2006 г.
5. Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.
6. Лесива О.В «Введение процедуры финансового оздоровления» // "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 2, март-апрель 2005 г.
8. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2007г
9. Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, управления, конкурса // Закон. 2005. N 6
10. Телюкина М.В. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство" в дореволюционном и современном праве//Юрист. 1997. N 12.
11. Телюкина М.В, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 3, сентябрь 2006 г.
12. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. N 12.
13. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие –– М.:, 2008.
[1] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(с изменениями от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190
[2] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2007г –С 153.
[3] Телюкина М.В. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство" в дореволюционном и современном праве//Юрист. 1997. N 12. С. 42;
[4] Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 172.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552
[6] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями от 22 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г., N 9, ст. 1097
[7] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (с изменениями от, 8 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3179
[8] Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г., N 6, ст. 464
[9] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. N 39 ст. 3769
[10] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству", 2003 г., N 6
[11] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 3
[12] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от, 3 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3012
[13] Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие –– М.:, 2008 –С 125.
[14] Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" / отв редактор М.В.Телюкин, -М 2005 г. –С 56
[15] М.В. Телюкина, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 3, сентябрь 2006 г –С. 23
[16] О.В. Лесива «Введение процедуры финансового оздоровления» // "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 2, март-апрель 2005 г.- С 25.
[17] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"// Экономика и жизнь", май 2003 г., N 19
[18] Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. N 12.
[19] Балдин К.В. . «Банкротство предприятия: анализ, учет, прогнозирование: Учеб. пос. – М.: , 2007 –С69.
[20] Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". М., -2003. -С. 18.
[21] Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М. -2007. - С. 13
[24] Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, управления, конкурса // Закон. 2005. N 6.-С.25
[25] Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"//Собрание законодательства Российской Федерации от 10 марта 1997 г. N 10, ст. 1127
[26] Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. -М, 2006 г.-С.251
[27] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 3,