Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 23:39, курсовая работа
По своей сущности денежный оборот — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Денежный оборот отражает закономерности движения денег и товаров. Важная функциональная роль денежного оборота в экономической системе отношений состоит в том, что он объединяет взаимодействие отдельных субъектов экономической системы (банки, организации, население, государство) в процессе воспроизводства.
Денежный оборот регулируется центральным банком. Это регулирование направлено на любой из элементов: объем наличного и безналичного оборота, систему расчетов, платежей, степень развития денежных потоков, определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, определение основных правил предоставления кредитов и др. Возможности управления и регулирования денежного оборота центральным банком заложены в банковском законодательстве.
Введение ……………………………………………………………………….…….3
1 Понятие денежного оборота. Особенности денежного оборота в современной экономике ……………………………….………….………………………………..4
2 Регулирование денежного оборота ……………………………………………...8
3 Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Республики
Беларусь …………………………………………………………………….......…..17
Заключение …………………………………………………………………………23
Список использованной литературы
Инвестиционные требования и кредитные "потолки" представляют собой административное вмешательство в регулирование денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.
Таким образом, центральный банк имеет в своем распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться по форме воздействия (прямые и косвенные), по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по параметрам регулирования (количественные и качественные). Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.
Однако в зависимости от конкретных целей денежно-кредитное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Одним из методов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы является использование в ряде стран политики переучетного контингентирования, т.е. лимитирования объемов переучета векселей кредитных учреждений центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков. Регулироваться может также общий размер кредита.
Под инструментами
рыночного характера
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т.е. стоимости банковских кредитов.
По срокам
воздействия инструменты
Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и другим. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны.
В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.
Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью. Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется центральными банками как противодействие стремлению коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе.
Обязательные
резервы устанавливаются в
Поэтому посредством изменения норм обязательных резервов центральный банк может влиять на экономическую ситуацию в желаемом для него направлении. По эффективности воздействия политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, но ее воздействие на коммерческие банки наиболее ощутимо. При этом в зависимости от величины депозитов центральный банк рассчитывает предельную величину изменения норм обязательных резервов, ниже которой имеет место повышение банковской ликвидности, а выше — ее снижение.
С помощью политики минимальных резервных требований центральный банк пытается регулировать кредитные возможности коммерческих банков.
Важным методом
регулирования денежного
Во многих государствах учетная ставка является официальной ставкой центрального банка. Она выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента.
3 Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Республики Беларусь
Непрерывное протекание
денежного обращения
В безналичном денежном обороте деньги функционируют в виде записей по различным счетам банков. Однако и здесь предусматривается обязательное наличие свободного резерва (источника) платежных средств.
Таким образом, на определенный период или на определенную дату в обращении находится некоторое количество денег, которое принято называть денежной массой — важнейшим показателем денежного обращения и основным объектом регулирования Национальным банком Республики Беларусь. Размер денежной массы, необходимой для обеспечения хозяйственного оборота, обусловлен множеством факторов.
В зависимости от уровня развития экономики, целей исчисления, полноты охвата составляющих денежной массы и других факторов могут использоваться разные ее определения. Традиционно за денежную массу принимают совокупный объем покупательных и платежных средств, обеспечивающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим, юридическим лицам и государству.
Национальный банк постоянно совершенствует методику расчета денежной массы. В настоящее время действуют разработанные в соответствии с требованиями международных стандартов по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики, рекомендованными Международным валютным фондом, Правила расчета широкой денежной массы, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.11.2003 г. № 200.
В указанных Правилах широкая денежная масса определяется как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления небанковскими финансовыми учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте.
Количественная характеристика
денежной массы и ее отдельных
компонентов отражается в построении
ее различных показателей (
Основным критерием построения различных агрегатов денежной массы служит ликвидность — степень затрат и быстрота превращения отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа. Расширение агрегатов денежной массы происходит по мере снижения степени ликвидности, т.е. суммарное значение следующего агрегата определяется путем прибавления к более ликвидным средствам менее ликвидных.
В республике с 1 января 2004 г. рассчитываются денежные агрегаты МО, Ml, М2, М2* и МЗ. Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы являются данные сводного отчетного баланса Национального банка и сводного отчетного баланса банков Республики Беларусь. Депозиты юридических и физических лиц в банках, находящихся в стадии ликвидации, из денежных агрегатов исключаются.
Агрегат МО (наличные деньги в обороте) — наиболее ликвидная часть денежной массы, пригодная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монеты на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц небанковского сектора. Рассчитывается как эмиссия денег по балансу Национального банка за минусом наличных денежных средств в НБ и банках Республики Беларусь. Характеризует размер наличных денежных средств во внебанковском обороте в белорусских рублях.
Агрегат Ml включает агрегат МО плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях.
Агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) включает агрегат Ml плюс другие депозиты (срочные), открытые в банках юридическими и физическими лицами — резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.
Агрегат М2* (рублевая денежная масса) — это агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных Национальным и другими банками в белорусских рублях.
Агрегат МЗ (широкая денежная масса) — это агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц — резидентов Республики Беларусь.
Наличная иностранная валюта в состав широкой денежной массы не включается, во-первых, из-за ограниченности использования ее как средства обращения и платежа и, во-вторых, из-за невозможности точной оценки ее объема.
Размер рублевой денежной массы в номинальном выражении в республике ежегодно увеличивается. Происходит это путем дополнительной денежной эмиссии.