Роль и экономическая сущность кредитования в развитии малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является – проанализировать состояния системы кредитования малого и среднего бизнеса на сегодняшний день в России.
Исходя из поставленной цели, выделяем несколько задач:
Рассмотреть теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса;
Рассмотреть особенности кредитования малого и среднего бизнеса в сравнении с крупным бизнесом;
Проанализировать состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России;
Выявить проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также предложить пути совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Z_KR_Кредитование МСБ.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важных показателей развития государства  является уровень экономического развития и уровень жизни населения. Экономическое  развитие зависит от наличия качественного  функционирования субъектов экономических  отношений. Одним из важных сегментов экономики государства является предприятия малого и среднего бизнеса. Малый и средний бизнес обеспечивает немалую долю валового внутреннего продукта государства. Но в основном этот сегмент формирует широкий класс собственников (средний класс), который самостоятельно обеспечивает свое благосостояние. Они являются залогом стабильности в стране. Кроме этого предприятия малого и среднего бизнеса обеспечивают надежные источники дохода в бюджет государства. Данный сегмент создает множество рабочих мест и снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому государство в своем развитии делает основной упор на расширение этого сегмента экономики. Разрабатывает задачи для его поддержания.

Хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса представляют собой обособленные организации, которые осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования и самоокупаемости. Развития предприятий во многом зависит от достаточных источников финансирования. Предприятия либо создается – нужны денежные средства, либо расширяется – также нужны ресурсы. Внедрение нового оборудования для повышения производительности также необходимы финансовые ресурсы. Многие  собственники этих предприятий постоянно ищут дополнительные источники финансирования. Есть собственный капитал, но его недостаточно для реализации поставленных задач. Наряду с ним существуют заемные средства. И одним из распространенных средств финансирования предпринимательской деятельности является кредитование.  В данной работе рассмотрено кредитование малого и среднего бизнеса как динамично развивающегося сегмента корпоративного кредитования.

Актуальность данной темы заключается в том, что эта  отрасль кредитования для банка  считается наиболее значимой. Также  банковское кредитование для предприятия  как альтернативный источник финансирования очень необходим. Для многих коммерческих банков кредитование данного сегмента приносит наибольший доход в общей сумме кредитного портфеля. И в своем развитии большинство предприятий используют банковские кредиты. Но так как в процессе кредитования существует множество проблем, считаем актуальной данную тему. Необходимо найти оптимальное решение между кредитором и заемщиком в условиях риска и недостаточности ресурсов.

Целью данной работы является – проанализировать состояния системы  кредитования малого и среднего бизнеса на сегодняшний день в России.

Исходя из поставленной цели, выделяем несколько задач:

    • Рассмотреть теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса;
    • Рассмотреть особенности кредитования малого и среднего бизнеса в сравнении с крупным бизнесом;
    • Проанализировать состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России;
    • Выявить проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, а также предложить пути совершенствования.

Объектом исследования является – российские банки. Сравнительный анализ проводился в таких банках как: Сбербанк России, Альфа банк, Банк Интеза и Банк Открытие.

Предметом исследования выступает  система банковского кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Преимущества и недостатки данной системы.

В работе используются научные  методы исследования: сравнения, анализа, обобщения и т.д.

Данная работа состоит  из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические основы кредитования, рассмотрение особенностей крупного и  малого бизнеса и дается описание состояние кредитования. Во второй главе проводится сравнительный анализ банковских продуктов кредитования данными банками. Проблемы и пути совершенствования системы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса.

Исследование основывается на изучении специальной литературы по банковскому менеджменту отечественных и зарубежных авторов, научных статей и публикаций о состоянии кредитования в России, а также официальные источники об отчетности банков, законодательные и нормативно-правовые акты РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

 

 

1.1 Роль  и экономическая сущность кредитования  в развитии малого и среднего  бизнеса

 

Экономическая система государства состоит  из различных хозяйствующих субъектов, которые  могут нормально функционировать в условиях правильного взаимодействия между собой. С развитием рыночных отношений стало динамично развиваться предпринимательство. Предприятия и фирмы имеют огромное значение для развития государства, как экономическое, так и социальное. Так как все сферы общества связаны между собой. Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли в условиях конкуренции и ограниченности ресурсов. Не вызывает сомнений, тот факт, что предприятие на пути своего развития нуждается в источниках финансирования для решения своих задач. Имея достаточное количество необходимых ресурсов для развития бизнеса, повлекло бы за собой не только одностороннюю выгоду, но и косвенно положительно повлияло на общее экономическое и социальное состояние государства. Так как предприятие является не только производителем материальных благ и услуг, но и налогоплательщиком, а также субъектом, создающий рабочие места для населения.

Поэтому именно кредитование малого и среднего бизнеса  в отличие от других видов кредитования, имеет наиболее важное значение для социально-экономического развития страны. Экономическое состояние страны напрямую зависит от состояния отдельных отраслей народного хозяйства, а в частности малого и среднего бизнеса. Многие предприятия вынуждены сокращать темпы развития, сворачивать инвестиционные проекты, сокращать объемы активов из-за недостаточного количества ресурсов. Кредитование является одним из самых распространенных способов финансирования бизнеса или инвестиционного проекта. Данный способ финансирования и его динамика обычно отражает темпы роста экономики. Таким образом, если объем кредитования увеличивается, растет спрос на ресурсы, значит, появляется экономический интерес вложения, а это за собой повлечет прибавочную стоимость капитала и рост объема экономики в целом. Кредитование способствует повышению скорости обращения товаров и услуг в обществе. Увеличение налогооблагаемой базы и решение некоторых социальных проблем. Роль и значение кредитования малого и среднего бизнеса трудно не переоценить.

Кредитование – это одна из форм финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при которой расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет банковских ссуд, предоставляемых на началах платности, срочности и возвратности. Само слово «credit» с лат. означает «верю» - предоставление в долг денег или товаров на условиях возвратности, как правило с уплатой процентов и на определенный срок. Кредит для бизнеса предоставляется на различные цели: приобретение движимого или недвижимого имущества, открытие и развитие бизнеса, пополнение оборотного капитала, диверсификация и расширение бизнеса и т.д. Обычно кредиторами (те, кто дает деньги в долг) выступают коммерческие банки, которые кредитуют в условиях наличия залогового обеспечения или гарантий третьих лиц. В основном обеспечением выступает на сегодняшний день недвижимость, так как обладает хорошим уровнем ликвидности.

Все предприятия в зависимости от масштабов деятельности делятся на крупный, средний и малый бизнес. В связи с этим существуют различные подходы к обслуживанию данных клиентов в системе кредитования. В учебной литературе различают эти категории клиентов на основе законодательства. [3, 51]

К субъектам  малого предпринимательства относятся  индивидуальные предприниматели, а  также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

  • совокупный размер годовой валовой выручки не превышает шестидесяти миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) не должна превышать следующих предельных уровней:
  • в промышленности и строительстве - 100 человек;
  • в других отраслях сферы материального производства - 60 человек;

в отраслях непроизводственной сферы - 50 человек.

К субъектам  среднего предпринимательства относятся  юридические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в соответствии со следующими критериями:

  • совокупный размер годовой валовой выручки не превышает ста двадцати миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) составляет:
  • в промышленности и строительстве - от 101 до 250 человек;
  • в других отраслях сферы материального производства - от 61 до 150 человек;
  • в отраслях непроизводственной сферы - от 51 до 100 человек.

В результате некоторых  отличий малого и среднего бизнеса  используются разные подходы и при  кредитовании. Одним из основных отличий  является линейка кредитных продуктов  и программ. В малом секторе бизнеса существует более конкретная линейка продуктов по срокам, суммам и целям. Это характерная черта розничного сектора, когда потенциально большая клиентская база нуждается в создании типовых продуктов. [1]

В среднем бизнесе  преимущество отдается в сторону  индивидуального подхода. Создание персонального продукта кредитования. Каждое заявление рассматривается индивидуально с учетом специфики бизнеса, сроков и целей кредитования. Поэтому индивидуальный подход выгоднее для любого предприятия, чем типовой продукт с определенными условиями.

Кроме этого  отличие подходов также выражается в размерах процентных ставок и суммах кредита. Ставки для малого бизнеса  выше, чем для среднего. Суммы  кредита меньше, чем в среднем  бизнесе.

Для получения  кредита предпринимателю, также  как и при потребительском кредитовании, необходимо заполнить заявку с анкетой, предоставить в банк менеджеру все необходимые документы согласно перечню документов коммерческого банка. Менеджер банка проводит личную беседу с заемщиком. Основная проблема существует в том, как эффективно оценить кредитоспособность. И важнейшей информационной базой при этом является финансовая отчетность предприятия, позволяющий провести анализ финансового состояния.

Каждый вид  кредитования имеет свои особенности. Допустим, потребительское кредитование на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов кредитования населения на потребительские цели. Благодаря этому кредиту можно приобрести товар или услугу и оплачивать за неё в течение определенного времени. Одной из его особенностей является то, что его могут получить только физические лица.

Но также  можно выявить ряд схожих характеристик  с кредитованием малого и среднего бизнеса. Оба эти вида позволяют  обеспечить предприятия средствами, так как кредитор оплачивает товар, а также увеличить скорость обращения товаров. В сочетании данные  виды кредитования способствуют динамике развития хозяйствующих субъектов.

Принципиальное  отличие и роль именно кредитование малого и среднего бизнеса заключается  в том, что при кредитовании зарабатывает не только банк, как это случается при осуществлении других видов кредитования, но и получает доходы предприятие-заемщик. Так как, как правило, предприятие берет кредит для решения своих задач в целях увеличения дохода и рентабельности предпринимательской деятельности.

В силу того, что  кредитование считается средством  финансирования, его обычно обобщают с понятием инвестирования. Хотя существует несколько отличий: инвестиции не нужно  возвращать, а кредит нужно; при кредите  нужно выплачивать процент, в отличие от кредитора, инвестор покупает долю капитала предприятия и в случае банкротства предприятия в первую очередь погашаются обязательства перед кредиторами, а потом инвесторами. [5, 33]

Кредитование  малого и среднего бизнеса позволяет сформировать сбалансированную базу пассивов предприятия, ускорить реализацию инвестиционных и иных проектов, что в дальнейшем даёт мультипликативный эффект на развитие региона и всего государства. Одним из важных направлений работы Правительства является доступность кредитования в рамках поддержки малого и среднего бизнеса.

 

 

 

    1. Современное состояние системы кредитования в банковской сфере

 

 

 

На сегодняшний  день одной из важных сфер кредитования является кредитование малого и среднего бизнеса. Хотя банки считают данный вид инвестиций очень рискованным.

По итогам 2009 года, суммарный оборот МСБ превысил 19,2 трлн. рублей. Объем выданных кредитов малым и средним предприятиям показал положительную динамику и поднялся до уровня в 2,62 трлн. рублей [3]. По данным Федеральной службы государственной статистики доля произведенной добавленной стоимости предприятиями МСБ (доля в ВВП) составила в 2009 году ― 22,5 %. Число зарегистрированных предприятий МСБ составило 1617,6 тыс., а средняя сумма кредита предприятиям МСБ равнялась 2,9 млн. рублей [9, 51].

В 2010 году суммарный  оборот увеличился по отношению к 2009 году на 18,2 % и составил 25,26 трлн. рублей. Портфель кредитов МСБ вырос на 22 % до 3,2 трлн. рублей, По темпам прироста кредитование МСБ вновь оставило позади корпоративное кредитование и розницу (рост портфелей на 10 % и 14 % соответственно) [1]. В 2010 году было зарегистрировано 1 669,439 тыс. предприятий МСБ, которые составили 23 % в общем объеме ВВП. Средняя сумма кредита составляла 3,2 млн. рублей.

Спрос на кредиты МСБ увеличивается вслед за снижением ставок по кредитам и ростом оптимизма предпринимателей. По оценке «Эксперта РА», ставка по кредитам МСБ в 2010 году снизилась с 16,7 % до 14,2 % на фоне роста инфляции к концу прошлого года до 8,8 % [5, 43].

Информация о работе Роль и экономическая сущность кредитования в развитии малого и среднего бизнеса