Система страхования вкладов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Впервые система страхования вкладов физических лиц была применена более 70 лет назад в США, а сейчас этот механизм защиты средств граждан работает во всех странах Западной Европы. Подобная система также действует в РФ и регулируется госпрограммой. Основанием для такой деятельности служит закон «О страховании вкладов в банках РФ». Главной задачей этой госпрограммы является защита сбережений, которые размещены в банках на территории России. Цель работы – изучить систему страхования вкладов. Задачи курсовой работы – рассмотреть и проанализировать такие вопросы как становление, развитие и суть системы страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации и за рубежом.

Содержание

Введение 3
1. История развития системы страхования вкладов в России 4
2. Суть и классификация системы страхования вкладов 6
3. Степень участия государства в ССВ 10
4. Развитие ССВ в зарубежных странах 12
Заключение 18
Список использованных источников 19

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 50.06 Кб (Скачать файл)

2. По характеру правового регулирования:

  • императивный (на основании специального законодательного акта);
  • диспозитивный (договорной).

При императивной системе процедуры страхования депозитов и банкротства банков осуществляются в законодательно оговоренных рамках, но при этом ограничена гибкость взаимоотношений системы страхования вкладов с банками и их клиентами, вследствие высокого уровня регламентирования.

Диспозитивный характер системы страхования вкладов обеспечивает гибкость и индивидуализацию форм страхования, порождая в то же время неясность гарантий клиентам.

3. По широте охвата объекта защиты:

  • полная;
  • ограниченная;
  • дискреционная.

Полная система страхования вкладов предполагает защиту всех депозитов, внесенных в банки. В этом случае повышается доверие к банкам, предотвращается возможность массового изъятия вкладов в период банковских кризисов. В то же время снижается мотивация выбора более надежного банка клиентами, полная ССВ может стимулировать более рискованную банковскую деятельность.

При ограниченной ССВ осуществляется страховая защита депозитов мелких вкладчиков (население). Недостатком является невозможность полного страхования депозитов. К тому же она трудно реализуема в период инфляции из-за проблем с порядком расчета минимального покрытия.

Дискреционная ССВ в обычные периоды действует как ограниченная, в период кризиса банковской системы объект страхования расширяется.

4. По форме собственности на функциональные органы:

  • государственная;
  • частная;
  • смешанная.

При государственной ССВ учредителями ее являются органы государственного управления и регулирования; при  частной - частные коммерческие структуры, при смешанной - государство и  коммерческие структуры совместно.

5. По принципу определения ставки платежей:

  • фиксированная;
  • дифференцированная.

При фиксированном принципе определения  платежей банки делают взносы по шкале, привязанной, как правило, к застрахованной базе. В случае дифференцированной ставки размер платежа меняется в  зависимости от текущей достаточности  фонда ССВ, либо устанавливается  шкала платежей, величина которых  определяется для каждого банка  индивидуально в зависимости от выполнения им экономических нормативов или других показателей ликвидности и рискованности деятельности.

6. По степени государственного участия в финансовом обеспечении страховых выплат:

  • с созданием дополнительных государственных гарантий;
  • без создания дополнительных государственных гарантий.

Государственные гарантии предполагают, что ЦБ открывает в пользу ССВ  кредитную линию, которой она  может воспользоваться при недостаточности  текущих средств фонда для  осуществления основной деятельности ССВ. Если же дополнительные государственные  гарантии отсутствуют, то финансовые ресурсы  фонда ССВ ограничены поступлениями  от собственной деятельности.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Степень участия государства в ССВ

В мировой практике сложилось шесть  основных вариантов участия государства  в системе страхования вкладов:

1.      Явный отказ государства от страхования и защиты вкладов физических лиц (используется в Новой Зеландии, где специальные требования относительно прозрачности банковских и сберегательных операций позволяют потенциальному вкладчику самостоятельно оценить перспективы возврата своих средств, зная о состоянии банка).

2.      Законодательное участие государства. Например, установленное в законодательном порядке преимущество требованиям вкладчиков перед другими требованиями при ликвидации банка-банкрота (используется в Австралии и Монголии).

3.      Неясность и неопределенность государства в отношении покрытия требований вкладчиков.

4.      Неявная (подразумеваемая) гарантия государства (модель представляет собой ситуацию, когда нет каких-то специальных законов или фондов, которые обеспечивают гарантию средств вкладчиков, средства для выплат не резервируются, однако по прошлому опыту или по заявлениям ответственных лиц вклады граждан могут быть возмещены, причем сумма компенсаций остается на усмотрение властей).

5.      Ограниченные гарантии государства (гарантии распространяются на часть вклада, на отдельные виды вкладов, существует государственный, смешанный или частный страховой фонд).

6.      Полные гарантии государства (полное участие государства в выплате возмещений вкладчикам). Применяется в условиях серьезного системного сберегательного кризиса, после нормализации экономической ситуации – может быть заменена системой ограниченных гарантий. Использовалась в Швеции и Финляндии.

На сегодня в зависимости  от степени участия государства  в ССВ можно выделить две основные и преобладающие в мировой практике системы страхования:

    • системы страхования вкладов, находящиеся под прямым воздействием государства;
    • системы страхования вкладов, находящиеся под косвенным воздействием государства.

Системы страхования вкладов, находящиеся под косвенным воздействием государства (континентальные системы страхования вкладов: действуют в Германии, и ряд ее характеристик используется также в других странах континентальной Европы (Австрия, Швейцария, Нидерланды, отчасти –  Франция).

Страхование вкладов организуется здесь самими банками через их отраслевые объединения без прямого  участия государства, хотя и при  его косвенном содействии. В Германии из формально добровольных взносов  банков и других сберегательных учреждений формируются соответствующие страховые фонды, но размеры их невелики, а взносы банков составляют около 0,03% остатков по депозитам в год. Однако банки и сберегательные учреждения принимают на себя обязательство производить в случае необходимости дополнительные взносы. Считается, что преимуществами континентальных систем страхования вкладов являются их независимость от государственной политики, добровольность участия банков, минимум формализма и бюрократизма. В период после второй мировой войны сберегательные системы Западной Европы функционировали удовлетворительно и без потерь для вкладчиков, что в определенной степени связывается с грамотной организацией системы страхования вкладов.

Соответственно, суть этой системы  страхования сводится к следующему:

    • это в большинстве случаев негосударственная система;
    • ограниченность или отсутствие формального страхового фонда;
    • незначительность или отсутствие регулярных взносов банков;
    • принцип добровольности и тесного сотрудничества банков;
    • строгий надзор над банками со стороны центральных банков и специальных государственных органов.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие  ССВ в зарубежных странах

4.1.Система страхования вкладов США

Наибольшее значение, как элемент  мирового опыта, имеет система гарантирования вкладов в форме страхования, созданная в США. Американская система  гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса  и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим  кризисом. Для страхования вкладов  в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с ФКСД).

В настоящее время ФКСД является независимым федеральным агентством, подотчетным Конгрессу и возглавляемым  чиновникам (банки и другие кредитные  организации не имеют право на участие в управлении системой). Для разрешения ситуаций с проблемными  банками ФКСД применяла и применяет на сегодня три основных метода:

-        санация проблемных банков, при которой банк сохраняется как фирма и юридическое лицо (ФКСД содействует ликвидации «бесперспективных» активов, предоставляет кредит, покупает акции банка и т.п.);

-        ликвидация проблемных банков путем приобретения их активов другими банками с принятием обязательств по депозитам;

-        выплата страхового возмещения вкладчикам из страхового резерва (фонда) до установленного законом предела суммы вклада (в настоящее время – 100 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке) с ликвидацией банка.

Таким образом, основными характерными чертами американской системы страхования  вкладов можно считать:

-        страховой принцип защиты вкладчиков (принцип образования страхового фонда);

-        государственная собственность и управление страховым фондом;

-        гибкость и многообразие способов разрешения проблемных ситуаций;

-        значительная финансовая поддержка государства;

-        практически полный охват банковских учреждений страны;

-        тесное взаимодействие ФКСД с государственными органами банковского надзора.

Следует подчеркнуть, что в настоящее  время система защиты вкладов  в США носит совершенно всеобщий, тотальный характер: так к середине 90-х гг. системой страхования ФКСД было охвачено до 98 % всех вкладов, составляющих свыше 99% активов страны.

4.2.Система страхования вкладов Великобритании

Решение о создании системы страхования  вкладов многие страны принимали в периоды кризисов банковской системы, в частности, в Великобритании это произошло в период банковского кризиса 70-х годов.

Создание Страхового фонда депозитов (СФД) британских банков впервые было предусмотрено Банковским актом 1979 года. Этот акт регулирует в правовом отношении деятельность Страхового фонда депозитов. Вместе с тем, фонд начал действовать с 19 февраля 1982 года и имеет следующие особенности:

-        СФД образован на основе законодательного распоряжения, а не добровольного соглашения между самими банками и является независимой корпорацией, принадлежащей государству. Данный фонд находится под контролем Совета по защите депозитов Банка Англии и может быть использован только с его разрешения;

-        страхуются в обязательном порядке вклады всех банков, исключение составляют только отдельные филиалы иностранных банков, стерлинговые счета которых в Великобритании находятся под защитой систем, действующих в странах базирования головной конторы и аналогичных британской схеме;

-        страхуются только вклады в фунтах стерлингов, находящиеся на счетах в Великобритании;

-        схемой защиты предусмотрена только прямая защита сбережений вкладчиков.

 На момент создания данной  системы страхования максимальное  страховое покрытие в банках - участниках системы страхования  депозитов составляло 75% первых 10 тыс.  фунтов стерлингов совокупных  вкладов вкладчика в финансовом  учреждении и распространялось  как на физические лица, так и на компании. Однако Банковский акт 1979 года не смог предотвратить ряд серьезных кризисных явлений, имевших место в стране в 80-ых годах (в частности, речь идет о нашумевшем банкротстве банковской группы Джонсон Меттью Бэнкерс в 1983-1984 гг.). В связи, с чем в 1987 году был подписан новый законопроект по банковскому делу. Банковский акт 1987 года частично изменил и систему защиты вкладов. Схема в целом осталась прежней, с той лишь разницей, что максимальная сумма вклада, по которому давалось 75 % компенсаций, повысилась до с 10 до 20 тыс. фунтов стерлингов. В 1994 году после банкротства банка «Barings» с целью упорядочений защиты депозитов в Англии принята соответствующая Директива, основные нововведения которой состоят в следующем:

ü      компенсируются депозиты, открытые во всех западноевропейских отделениях банков, расположенных на территории Англии;

ü      компенсируются депозиты, открытые не только в фунтах стерлингов, но и в других валютах;

ü      максимальный размер компенсации по депозиту на сумму 20 тыс. фунтов стерлингов увеличивается до 90%;

ü      вкладчики иностранного (неанглийского) банка получают компенсации, предусмотренные системой защиты вкладов, которая теперь получила возможность подключиться к английскому Страховому фонду защиты депозитов с целью получения повышенной компенсации в случае ее недостаточности в стране местонахождения банка.

В настоящее время в стране действует  единая система страхования вкладов, охватывающая коммерческие и инвестиционные банки, а также страховые компании. На 100% от суммы вклада застрахованы суммы в размере до 2 тыс. фунтов стерлингов, на 90% - до 33 тыс. фунтов стерлингов, на 75% - до 100 тыс. фунтов стерлингов.

Страховой фонд депозитов формируется  из вступительных взносов банков - членов, определяемых в зависимости от класса банка. Минимальная сумма взноса составляет 10 тыс. фунтов стерлингов, а максимальная - 300 тыс. фунтов стерлингов. В случае необходимости размеры взносов могут быть увеличены. Однако их максимальный размер не должен превышать 0,3% общего объема застрахованных депозитов на срок менее 5 лет.

Информация о работе Система страхования вкладов