Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:38, реферат
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
разнообразие программ. Их классификация.
ключевые положения программ
- теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.
- принципы построения программы.
- структура программы, характеристика ее основных компонентов.
- методическое обеспечение программы, ее характеристика.
3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.
- вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.
- прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.
- анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.
«Программа воспитания и обучения
в детском саду» (авторы Васильева М.А., Гербова
В.В. Комарова Т.С.— М.: Мозаика-Синтез,
2005).
Главная задача
— охрана жизни и укрепление здоровья детей,
всестороннее воспитание и обучение, подготовка
к школе.
Программа составлена
по возрастным группам. Она охватывает
четыре возрастные ступени физического
и психического развития детей: ранний
возраст — от рождения до 2 лет (первая
и вторая группы раннего возраста), младший
дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая
и вторая младшая группы), средний возраст
— до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный
возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная
к школе). В соответствии с этой программой
физическое воспитание в дошкольном учреждении
должно осуществляться как на специальных
физкультурных занятиях, так и в повседневной
жизни. Во всех возрастных группах
большое внимание уделяется воспитанию
у детей культурно-гигиенических навыков,
правильной осанки. В физическом воспитании
дошкольников большое место отводится
и физическим упражнениям в игровой форме,
и подвижным играм. В программу старшей
и подготовительной к школе групп включено
обучение детей спортивным упражнениям
и элементам спортивных игр (баскетбола,
футбола, хоккея, бадминтона, настольного
тенниса, игры в городки).
В программе акцентируется
внимание, что правильное физическое воспитание
во всех возрастных группах может быть
обеспечено только при постоянном медико-педагогическом
контроле. За время пребывания в детском
саду у детей должна быть воспитана потребность
систематически выполнять утреннюю гимнастику,
закаливающие процедуры, сохранять правильную
осанку, а также сформированы прочные
культурно-гигиенические навыки, потребность
в ежедневной двигательной деятельности,
навыки правильной, ритмичной, легкой
ходьбы, бега.
Отличительные особенности:
опираясь на обстоятельные методические
рекомендации, оказывающие большую помощь
в реализации данной программы, педагогический
коллектив избежит многих трудностей.
Для успешной работы могут быть использованы
современные методики и технологии воспитания
дошкольников. Прогноз возможных затруднений
для педагогического коллектива: нет нового
методического обеспечения по организации
физкультурно-оздоровительной работы.
Для успешной работы необходимо использовать
современные методики и технологии по
данному направлению.
Программа «Развитие»
Программа «Развитие»
разработана творческим коллективом под
руководством профессора Л. А. Венгера.
Особенность программы заключается в
том, что она ориентирует педагогов, прежде
всего на овладение детьми способами получения
новых знаний, умений, навыков, а не на
простое усвоение их. В программу также
включен раздел «Одаренный ребенок».
Отличительные особенности:
ориентация на личность воспитателя, создающего
атмосферу сотрудничества и партнерства
между взрослыми и детьми.
Собственно программа не
содержит в себе раздела по физическому
развитию детей. До недавнего времени
авторы программы при организации физического
воспитания дошкольников рекомендовали
использовать «Типовую программу» или
программу «Радуга». В 1998 году были выпущены
методические рекомендации «Воспитание
здорового ребенка» (М. Д. Маханева, 1998),
составленные на базе опыта работы Детского
центра-прогимназии «Улыбка» (г. Нижний
Новгород). Авторы программы «Развитие»
во введении к выпущенным методическим
рекомендациям представляют его как «необходимое
дополнение к своей программе, которая
не содержит в себе раздела по физическому
развитию детей».
Гармоничному физическому
и полноценному психическому развитию
ребенка способствует гибкий режим дня.
Авторы рекомендуют «гибкий режим дня
в дошкольном учреждении» рассматривать
в аспектах организации динамичного режима
дня детей; гибкого графика работы воспитателей,
специалистов и всего обслуживающего
персонала.
В методических рекомендациях
дается примерная сетка занятий для детей
различных возрастных групп, позволяющая
сочетать занятия по программе «Развитие»
с необходимыми оздоровительными мероприятиями.
Всю работу по физическому воспитанию
авторы предлагают строить с учетом физической
подготовленности и имеющихся отклонений
в состоянии здоровья ребенка. Прогноз возможных затруднений
для педагогического коллектива: на основании
индивидуальных медицинских карт врач
дошкольного учреждения должен по каждой
возрастной группе составить сводную
схему о состоянии здоровья детей всей
группы и каждого ребенка в отдельности.
Эту схему-анализ и конкретные рекомендации желательно, по мнению авторов, занести в групповые «Журналы здоровья», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
В методических
рекомендациях отсутствуют
Авторы рекомендаций считают,
что особое внимание в режиме дня следует
уделять проведению закаливающих процедур,
различных для детей каждого возрастного
периода, а также уровня подготовленности,
отличные в зависимости от времени года.
Основное внимание в программе уделяется
не содержанию обучения, а средствам и
методам преподнесения содержания образования
ребенку. Воспитатели должны хорошо ориентироваться
в методиках диагностики и развития способностей.
Программа «Детство»
«Детство» — программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (автор Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу.
Программа решает следующие задачи:
Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки.
В программе
отмечается, что, заботясь о физической
нагрузке, взрослый не должен забывать
о любознательности и пытливости, формирующемся
познавательном интересе в этом возрасте.
Поэтому, прежде чем приступить к физическим
упражнениям или играм по воспитанию основ
здорового образа жизни, полезно поставить
ребенка перед необходимостью решения
задачи.
Прогноз возможных затруднений
для педагогического коллектива: не отрицая
значения физкультурных занятий в детском
саду, авторы не считают их ведущей формой
работы. Количество занятий и их продолжительность
строго не регламентируется. Реализуется
программа путем интеграции в повседневную
жизнь ребенка естественных для него видов
деятельности. Педагогу предоставляется
право самостоятельно определять содержание
занятий, способ организации и место в
режиме дня. Все это может вызвать затруднения
у педагогов, т.к. они имеют разную профессиональную
подготовку. [2]
Список используемой литературы.
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика. М.: 1997г.
2.Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М: «Академия, 2000г.
3. Истоки: Базисная программа
развития ребенка –
4. Михайленко Н. Новые программы для детских садов. \\ Дошкольное воспитание. – 1995.-№8.
5. Соломенникова О.А.
Вариативные программы
6. Парамонова Л.А. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. М: 2001г.
7. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ.\\ Дошкольное воспитание. – 1997г.- №11.
Информация о работе Современные образовательные программы для дошкольных учреждений