Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение содержания и роли ипотечного кредита, а также его развитие в Республике Беларусь.
Задачи написания курсовой работы:
- рассмотреть понятие «ипотечного кредита»;
- указать его участников;
- показать процесс предоставления ипотечного кредита банком гражданам;
- указать основные документы при оформлении кредита;
- описать процентные ставки по ипотечным кредитам;
- рассмотреть классификацию ипотечного кредита, ипотеки;
-рассмотреть преимущества ипотечного кредита для банка и кредитополучателя, значение для экономики страны;
-проанализировать проблемы и направления развития ипотечного кредита из отечественного и зарубежного опыта.
В экономически развитых странах Запада имеется разветвленная система правового залога недвижимости, которая отрабатывалась веками. В странах с рыночной экономикой ипотечный кредит выделен в самостоятельный вид кредитования. Важнейшее значение при этом имеет жилищная ипотека, то есть залог жилья под кредит на его покупку или строительство. [15,с. 169]
Как известно, кредиты под залог недвижимости носят долгосрочный характер.
В Республике Беларусь, учитывая отсутствие необходимых экономических условий, позволяющих банкам привлекать средства юридических и физических лиц на долгосрочной основе, они широкого распространения не получили. Более того, банковская система при наличии определенного интереса в развитии инфраструктуры ипотечного кредитования, тем не менее, не в состоянии самостоятельно дать толчок этому процессу. Для предоставления долгосрочных кредитов ввиду нестабильности экономического положения банками не могут быть использованы "короткие деньги" в виде вкладов граждан до востребования или помещенных на небольшой срок. В целях избежания рисковых операций долгосрочные вложения должны быть обеспечены стабильными долгосрочными ресурсами.
Как показывает мировой опыт, важнейшим условием выхода из социально-экономического кризиса любой страны является рост жилищного строительства.
В Национальной жилищной программе Республики Беларусь, разработанной в 1999 году и утвержденной правительством, определено, что поддерживаемая государством система ипотечного кредитования эффективно влияет на решение проблем жилищного инвестирования и в перспективе станет основой финансирования жилищного строительства.
Однако "локомотивом" экономического роста жилищное строительство может стать лишь при наличии достаточно устойчивого платежеспособного спроса на его продукцию.
В нынешних экономических условиях государственная поддержка граждан Республики Беларусь, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме предоставления малообеспеченным трудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготных кредитов в соответствии с указами Президента Республики Беларусь.
Такие кредиты предоставляются за счет государственных средств (централизованных кредитных ресурсов и бюджетных средств), а не за счет мобилизованных банками сбережений населения и привлечения свободных средств юридических лиц, как это предполагается при ипотечном кредитовании.
Учитывая льготные условия кредитов, их предоставление гражданам осуществляется через один уполномоченный банк – ОАО " АСБ Беларусбанк", которому поручено осуществление указанной государственной программы и которому на эти цели выделяются вышеуказанные целевые ресурсы. Наряду со льготными кредитами, отдельным категориям граждан при строительстве (приобретении) жилья государством предоставляются безвозмездные субсидии.
В республике получило распространение и долевое жилищное строительство.
Белорусские банки, являясь агентами или уполномоченными указанных выше органов, выполняют определенные функции при осуществлении этих программ. В частности, они осуществляют ведение накопительных счетов граждан, распространение жилищных займов, предоставление краткосрочных кредитов и другие операции. Однако следует еще раз заметить, что все эти программы, основанные на накоплении собственных средств, рассчитаны только на граждан, имеющих высокие доходы и накопления, и носят локальный характер.
Решение проблемы без эмиссионного кредитования жилья может быть достигнуто путем разработки и внедрения ипотечного кредитования на основе привлечения на цели жилищного строительства свободных средств инвесторов.
В каждой стране система ипотечного кредитования имеет свою специфику, однако структура ее везде одинакова. Она включает залогодателей, инвесторов, финансовые учреждения, информационные системы и вторичный рынок. Опыт европейских стран подтверждает, что наиболее приемлемой моделью в условиях Республики Беларусь может быть одноуровневая модель, ипотечного кредитования, при которой выдача ипотечных кредитов осуществляется специализированной ипотечной кредитной организацией с последующим рефинансированием за счет выпуска ипотечных облигации — закладных листов.
Разработка и реализация программы ипотечного кредитования, как и любой другой, требует системного подхода. В связи с этим в Республике Беларусь постановлением Совета Министров от 07.08.2001 № 1173 принята Концепция создания системы ипотечного жилищного кредитования, которая предусматривает:
1. Осуществление кредитной поддержки через банковскую систему, которая включает:
— долгосрочное ипотечное жилищное кредитование граждан;
— кредитование жилищного строительства;
2. Меры безвозмездной государственной поддержки граждан при строительстве (приобретении) жилья — жилищные субсидии.
Концепцией предусматривается создание системы, включающей первичный и вторичный рынки ипотечных кредитов, где первичный рынок составляют банки-кредиторы и кредитополучатели (выдача и обслуживание ипотечных кредитов), вторичный рынок — банки-кредиторы и институциональные инвесторы, приобретающие у банков ипотечные облигации (рефинансирование).
С точки зрения предоставления кредитов система ипотечного кредитования не требует существенных изменений, так как в нашей стране четко отработаны порядок и условия кредитования юридических и физических лиц. Банками на основе действующего законодательства и нормативных актов Национального банка также разработаны внутренние документы, определяющие процедуру кредитования, исходя из предоставленных лицензионных полномочий и своих уставов. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь одной из форм исполнения обязательств по возврату банковских кредитов и процентов является залог любого имущества кредитополучателя, включая залог недвижимости.
Но для создания и внедрения в практику ипотечного кредитования в Республике Беларусь требуется создание необходимых условий - экономических и правовых.
Что касается макроэкономических условий, то основными из них являются: устойчивые темпы экономического роста; стабильность национальной валюты; снижение темпов инфляции, как вытекает из проекта Концепции, по меньшей мере, до умеренного уровня (10% в год); рост реальных денежных доходов населения до уровня, позволяющего делать накопления.
Чтобы банки республики могли включиться в систему ипотечного жилищного кредитования, требуется необходимая правовая база. Гражданский кодекс Республики Беларусь, Жилищный кодекс Республики Беларусь, вступившие в силу с 1 июля 1999 года, а также Кодекс Республики Беларусь о земле, вступивший в силу с 1 января 1999 года, закрепили определенные правовые нормы, регулирующие ипотеку.
Гражданский кодекс, в частности, закрепил права собственности и другие вещные права на жилые помещения; положения о сделках с недвижимостью и порядке их peгистрации, об обеспечении исполнения обязательств залогом, в том числе ипотекой; основания обращения взыскания на заложенное имущество.
Вместе с тем статья 315 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусматривает, что залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другой недвижимости регулируется законодательными актами об ипотеке. На сегодняшний день такое законодательство отсутствует.
Статья 321 гражданского кодекса допускает ипотеку здания и сооружения только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо части этого участка, функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части. Постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 3 апреля 2000 года № 2 утверждено Положение о порядке передачи в залог права аренды земельных участков при ипотеке зданий и сооружений юридическим лицам. В то же время правовая система Республики Беларусь не содержит единства собственности земельных участков и объектов, прочно связанных с данной землей. [3]
Жилищный кодекс определил общие условия получения (приобретения) жилых помещений, порядок реализации жилищных прав и интересов, правовой защиты жилищных и связанных с ними прав и интересов граждан. Однако отсутствуют законодательные акты, определяющие создание четких процедур обращения взыскания на предмет ипотеки и выселения залогодателя из заложенного жилья, а также обеспечивающих социальную защиту граждан, на жилое помещение которых обращено взыскание в связи с невыполнением ими кредитных обязательств по ипотеке, что приводит к ухудшению их жилищных условии до уровня, ниже социально допустимого минимума. [4]
Кодексом Республики Беларусь о земле определено, что земельные участки, приобретенные для строительства и обслуживания жилого дома, находятся в частной собственности граждан и могут являться предметом залога. Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.1999 № 718 утвержден перечень банков, которые могут быть залогополучателями земельных участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.03.2000 № 303/9 утвержден порядок передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита. Однако большинство собственников объектов недвижимости (зданий, сооружений, жилых помещений и других строений на земле) являются лишь временными пользователями соответствующих земельных участков, находящихся в собственности государства.
Следовательно, для внедрения ипотечного кредитования необходимо принятие специальных законодательных актов, регулирующих ипотеку (Закон об ипотеке) и инфраструктуру ипотечного рынка, а также ипотечных ценных бумаг (закладных).
Необходимость законодательного закрепления вопроса, связанного с закладными вызвана тем, что ипотека как институт всегда связана с закладными. Мировой опыт показывает, что страна, вступившая на путь ипотечного кредитования, в различных модифицированных формах выпускает на этой основе вторичные ценные бумаги, которые позволяют привлечь дополнительные денежные ресурсы на цели ипотеки. В этом отношении Республика Беларусь не сделала еще и первых шагов.
Нет в Беларуси и закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Возможности получения кредитов под ипотеку недвижимости и земли ограничены отсутствием достаточно развитого института оценщиков, а государственная служба оценки, созданная по Указу Президента Республики Беларусь в 1994 году, так и осталась малочисленной и недостаточно функциональной, поскольку обслуживает исключительно государственные органы и организации, в состав которых не входят банки,
В нашем законодательстве нe предусматривается разновидность ипотеки в зависимости от характера залогового имущества, хотя условия залога и выдаваемых под этот залог кредитов должны отличаться в зависимости от ипотеки строящегося жилья и ипотеки жилья, уже принадлежащего будущему заемщику. При этом не определена правовая основа использования в качестве залога незавершенного строительного объекта. В соответствии с Гражданским кодексом вновь возводимый объект (в частности, жилой дом или квартира), строящийся на земельном участке, принадлежащем государству, представляет собой лишь совокупность строительных материалов.
В Республике Беларусь назрела необходимость создания всех вышеназванных предпосылок скорейшего введения и развития системы ипотечного кредитования. Без этого банки не будут иметь реальных и надежных источников для ипотечного кредитования, а также не будут ограждены от рисков непогашения кредитов.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующие, необходимые для успешного и широкого осуществления банками РБ ипотечных операций, условия:
— наличие в
стране необходимых
— принятие актов законодательства, регулирующих ипотеку и ипотечное кредитование, определяющих правила выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг (закладных);
— наличие достаточных
свободных финансовых ресурсов (или
надежных источников их
— налаживание
развитого вторичного рынка
— создание системы регистраци
— создание системы страхования недвижимости, а также других рисков, связанных с ипотечным кредитованием;
— обеспечение реальной возможности обращения взыскания на заложенное имущество, создание оперативной системы судебного рассмотрения дел при обращении взыскания на предмет ипотеки.
В дальнейшей перспективе при активных действиях государства по повышению экономического роста и системном подходе ипотечное кредитование, в свою очередь, может выполнить роль мощного ускорителя развития экономики страны и принести ожидаемый социальный эффект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее:
Во-первых, несомненно, главные проблемы ипотеки лежат в экономике, и макроэкономическая стабильность является непременным условием преодоления общего кризиса и эффективной работы финансовой системы. Только в условиях сильной экономики возможно развитие рыночного ипотечного кредитования. При том, что только государству по силам организовать все имеющиеся в стране ресурсы в эффективный, качественно новый, мощный инвестиционный блок;
Во-вторых, как это ни парадоксально, существует и другая сторона вопроса становления и развития ипотеки – это огромные инвестиционные возможности самого ипотечного кредитования, заложенные в этом институте. Поэтому реформированный жилищный сектор – это фундамент для развития многих других отраслей, локомотив для поднятия всей экономики страны, о чем свидетельствует опыт многих развитых стран. Действительно жилищные реформы позволили в свое время выйти из кризиса многим странам, в частности Германии, США, Канаде.