Сущность международной валютной системы и элементы валютной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение валютных отношений, их развития и регулирования, а также рассмотрение валютного рынка и формирования курсов валют.
Для достижения этой цели можно выделить следующий круг задач:
- выявить сущность международной валютной системы и её элементы;
- подробно рассмотреть этапы развития валютной системы (дать характеристику)

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 75.19 Кб (Скачать файл)

- курс национальной валюты фиксируется к СДР;

- «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны;

- курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен);

В «свободном плавании» находятся  валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов.

Важную роль играют СДР – «специальные права заимствования» (special drawing rights). В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов.

 

 

 

Специальные права  заимствования – SDR:

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или  определяют его на базе скользящего  паритета. Важную роль играют специальные  права заимствования – СДР. СДР  стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним  из средств международных официальных  расчетов.

Участниками системы СДР  могут быть только страны-члены Международного валютного фонда (МВФ). Однако членство в Фонде не означает автоматического  участия в механизме СДР. Для  осуществления операций с СДР  в структуре МВФ образован  Департамент СДР. В настоящее  время все страны-члены МВФ  являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором  они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать  «безусловную ликвидность» путем выпуска  в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности  определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных  счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально  величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать  СДР для самого себя или для  других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать  и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих  МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие  официальный статус. В то же время  их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав корзины SDR  постоянно меняется.

СДР был введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная  валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с  целью искусственного замораживания  его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные  банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке  по складывающимся там ценам и  совершать сделки в золоте между  собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал  Фонда в золоте. Было ликвидировано  право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал  Фонда или при осуществлении  каких-либо операций с этими странами.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным  международным резервным и платежным  средством. СДР в основном применяются  в операциях МВФ как коэффициент  пересчета национальных валют, масштаб  валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Регулирование валютных отношений

Как свидетельствует мировой  опыт, в условиях рыночной экономики  осуществляется рыночное и государственное  регулирование международных валютных отношений.

Государство издавна вмешивалось  в валютные отношения - вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных  связях. С отменой золотого стандарта  в 30-х годах ХХ в. перестал действовать  механизм «золотых точек» как стихийный  регулятор валютного курса.

Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято  делить на меры «косвенного» и «прямого»  регулирования.

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты  денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в  национальной экономике, то это непременно скажется  и на валютном (обменном) курсе национальной валюты : при  снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию,  ЦБ оказывает косвенное влияние  и на обменный курс.

Однако более быстрый  и ощутимый эффект дают меры прямого  регулирования валютного курса. К ним, прежде всего, относятся  политика учётной ставки  ЦБ  и валютные интервенции на внешних валютных рынках. Повышая учётную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведёт к повышению обменного курса национальной валюты.

Проводя валютную интервенцию, ЦБ продаёт ( или покупает) валюту своей  страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного  курса, а покупка – к повышению. Подобные меры регулирования Федеральная  резервная система (ЦБ США) активно  применяла для преодоления падения  курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки включал  повышение банковской учётной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила  сначала приостановить падение  курса доллара, а в 80-х годах  курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса  доллара оказалось возможным  только в условиях жёсткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р.Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.

Ещё одним прямым методом  регулирования валютного курса  является девальвация или ревальвация национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение ( до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация повышение). В наше время девальвация осуществляется путём снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортёрам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заёмщикам.

Как и во всех сферах мировых  экономических отношений, в сфере  валютного регулирования государство  вынуждено маневрировать между  либерализмом (полной экономической  свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортёрам продавать вырученную валюту на рынке и  обязать сдавать  в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство  регулирует свои резервы, которые затем  использует для оплаты международных  обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве и т.д.

Рыночное и государственное  регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает  стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий  рыночного регулирования валютных отношений.

В системе регулирования  рыночной экономики важное место  занимает валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим  положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой  арене.

Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная  в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством - совокупностью  правовых норм, регулирующих порядок  совершения операций с валютными  ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование - регламентация государством внутренних и международных валютных отношений страны с целью повышения их эффективности, совершенствования валютной системы с учетом принципов мировой валютной системы и обеспечения валютной стабилизации. Она осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное – с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение субъектов рынка. Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам и осуществляется на следующих уровнях:

- частные предприятия,  в первую очередь национальные  и международные банки и корпорации, которые располагают огромными  валютными ресурсами и активно  участвуют в валютных операциях;

- национальное государство  (министерство финансов, центральный  банк, органы валютного контроля);

- межгосударственные институты, конференции и соглашения.

Органом межгосударственного  регулирования является МВФ, а с  середины 70-х годов стали также  регулярные совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С 1993 года Россия также участвует  в этих совещаниях.

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроются в  интернационализации хозяйственных  связей, нестабильности и неравномерности  экономического и политического  развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую  и политическую стратегию.

Например:

Капиталистические страны вступили во вторую Мировую Войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми связями. Многие из них ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг.

Объектом правительственного валютного контроля являлись все  операции с иностранной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих  органов валютного контроля иностранную  валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки  и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам  услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала  обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному  банку или другому уполномоченному  на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.

Одной из форм валютных ограничений, широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные ограничения  импорта и экспорта.

Валютные ограничения  в экономике капиталистических  государств и в отношениях между  этими государствами выполняют  двойственную, противоречивую роль.

С одной стороны, они служат двойственным средством выравнивания платежных балансов, поддержания  курсов национальных валют и концентрации в руках государства золотых  и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных  товаров и капиталов на рынок  данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии  других государств, способствует росту  национального производства.

С другой стороны, валютные ограничения способствуют развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья и работающих на внутренний рынок. Однако вследствие того, что  другие страны также их применяют, валютные ограничения служат существенным препятствием для проникновения монополий  на рынки других стран.

Монополии США и других стран заинтересованы в том, чтобы  они могли без каких-либо ограничений  вывозить свои товары и капиталы в  другие страны и свободно перевозить за границу выручку от продажи  этих товаров и прибыли на вложенный  капитал.

Отсутствие правительственных  валютных ограничений является одним  из условий, дающих возможность другим государствам осуществлять неэквивалентный  товарообмен и систематически сводить  платежный баланс в расчетах с  развивающимися странами с активным сальдо, а, следовательно, поддерживать постоянную финансовую зависимость  этих стран от монополий других государств. Поэтому правящие круги промышленно  развитых государств, испытывающие потребность  в расширении внешних рынков сбыта, в большей мере заинтересованы в  отмене или в ослаблении валютных ограничений, чем в их применении. Вводя валютные ограничения, они  всегда рассматривают их как вынужденную  меру и стремятся при первой возможности  ликвидировать их, причем не только у себя, но ив других странах.

Информация о работе Сущность международной валютной системы и элементы валютной системы