Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:33, курсовая работа
Цели данной курсовой работы:
• рассмотреть основные аспекты потребительского кредитования;
• проанализировать виды потребительского кредитования ОАО «Россельхозбанк»;
• выявить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи: изучить сущность кредита и его принципы, рассмотреть понятие потребительского кредита, а так же провести анализ кредитования физических лиц на примере ОАО «Россельхозбанк».
Введение
Современная банковская система
- это важнейшая сфера
Важнейшая задача банка - это забота о своих клиентах, которая выражается в том, что разработанная система кредитования населения обусловлена его целями и направлена, прежде всего, на создание условий для реализации потребностей каждого гражданина в таких вопросах, как приобретение, строительство и реконструкция жилья, обучение, приобретение мебели, бытовой техники и многое другое.
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки.
Внедрение новых кредитных
продуктов имеет целью
Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.
Банки предоставляют кредиты
различным юридическим и
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в большинстве развитых стран. Кроме того сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.
Потребительское кредитование
получило такое широкое распространение
в развитых странах в первую очередь
потому, что посредством использования
данной технологии финансирования покупок
резко расширяется емкость
В России также наблюдается стремительный рост потребительского кредитования.
Можно отметить несколько причин подобного роста:
во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни в нашей стране постепенно возвращают людям чувство уверенности;
во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель);
в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары, услуги и пр.
Таким образом, данная курсовая работа является весьма актуальной.
Цели данной курсовой работы:
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи: изучить сущность кредита и его принципы, рассмотреть понятие потребительского кредита, а так же провести анализ кредитования физических лиц на примере ОАО «Россельхозбанк».
Объектом исследования является ОАО «Россельхозбанк».
Период исследования – 2010-2012 гг.
Предмет исследования –
финансово-хозяйственная
Информационной базой для анализа деятельности банка послужил Устав ОАО «Россельхозбанк», бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, рабочие программы и иные документы банка.
1. Теоретические
основы организации
1.1 Сущность кредита, его принципы и функции
Как экономическая категория кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств - ссуды на время.
Кредит, выступающий в денежной форме, нельзя отождествлять с деньгами. Кредитные отношения отличаются от денежных:
1) составом участников. В
денежных отношениях участвуют
продавец и покупатель, при этом
стоимость в товарной форме
переходит в денежную. В кредитных
отношениях действуют кредитор
и заемщик, между которыми
2) функциями. Деньги выполняют
пять функций, тогда как
3) участием денег и
кредита в самом процессе
4) потребительной стоимостью,
получаемой участниками
При анализе сущности кредита
следует различать три
1) субъект,
2) объект,
3) ссудный процент. [8]
Субъекты кредитных отношений – это кредитор и заемщик.
Кредитор предоставляет ссуду на время, оставаясь собственником ссуженной стоимости. Для выдачи ссуды кредитору необходимо иметь определенные средства. Их источником могут стать собственные накопления, а также заемные средства, полученные от других хозяйствующих субъектов.
В современных условиях банк-кредитор предоставляет ссуду за счет собственного капитала, привлеченных средств, хранящихся на счетах его клиентов, а также мобилизованных с помощью эмиссии ценных бумаг. При размещении ссуженной стоимости кредитор контролирует ее производительное использование, чтобы кредит был получен и за него он имел доход.
Заёмщик - сторона по кредитным отношениям, получающая кредит и принимающая на себя обязательство возвратить в установленный срок ссуженную стоимость и уплатить процент за время пользования ссудой.
Заемщик получает ссуду и обязуется ее возвратить к обусловленному сроку. Заемщик не является собственником ссуженного капитала, он лишь временный его владелец. Он использует ссуду в производстве или обращении, чтобы извлечь доход, и возвращает ссуду после ее участия в кругообороте и получения дополнительной прибыли. Заемщик платит за кредит ссудный процент, он должен обладать определенным имущественным обеспечением, гарантирующим возврат кредита по требованию кредитора.
Взаимодействие кредитора
и заемщика выступает как единство
противоположностей. Как участники
кредитной сделки они заинтересованы
друг в друге. В то же время кредитор
и заемщик имеют
Объект кредитных отношений – это ссуженная стоимость.
Ссудный капитал - денежный капитал, имеющий особую форму движения и обладающий определенной спецификой:
С развитием кредитных отношений единственным источником образования ссудного капитала выступают временно свободные денежные средства государства, юридических лиц и населения, на добровольной основе передаваемые финансовыми посредниками для последующей капитализации и извлечения прибыли. [11]
Стоимость ссудного капитала - это способность к обмену между кредитором и заемщиком, а потребительная стоимость - способность производить прибыль, часть которой заемщик отдает кредитору в виде ссудного процента.
Ссудный процент – это своеобразная цена ссуженной стоимости, передаваемой кредитором заемщику во временное пользование с целью ее производительного потребления. В отличие от обычного товара, цена которого выражает его стоимость в денежной форме, ссудный процент представляет собой иррациональную форму цены, а не действительную цену, поскольку она является условием использования ссудного капитала для получения прибыли. Эта прибыль, добытая заемщиком, подразделяется на две части: одна присваивается заемщиком, получившим ссуду, в виде предпринимательского дохода, вторая передается кредитору в виде ссудного процента.
Цена кредита определяется спросом и предложением на рынке ссудных капиталов и зависит от следующих факторов:
На рынке ссудных капиталов через механизм конкуренции определяется норма ссудного процента, которая представляет собой отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к общей сумме ссудного капитала.
Норма процента зависит от спроса и предложения на рынке ссудного капитала в каждый момент, а также государственного регулирования. [19]
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов.
К принципам кредитования относятся:
Рассмотрим подробнее каждый из принципов.
1. Возвратность означает,
что средства должны быть
2. Срочность кредитования
представляет собой
3. Обеспеченность ссуд
как принцип кредитной сделки
показывает, что имеющиеся у заемщика
имущество, ценности, недвижимость
или солидный гарант позволяют
кредитору иметь уверенность
в том, что возврат ссуженных
средств будет обеспечен в
срок. Данный принцип подразумевает
реальное обеспечение
Кредитор, давая ссуду
в залог, проверяет, обеспечена ли ликвидность
залогового имущества, то есть способность
активов к превращению в
Информация о работе Теоретические основы организации потребительского кредитования