Факторинговые операции банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Факторинг дает клиенту возможность:
– пополнить оборотные средства (за счет уже поставленной продукции);
– увеличить объем реализации продукции;
– более эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность;
– ускорить оборачиваемость активов и собственных средств;
– сократить затраты на управление дебиторской задолженностью.

Вложенные файлы: 1 файл

закл курсовая.docx

— 104.31 Кб (Скачать файл)

Сегодня широкого распространения  небанковские кредитно-финансовые организации  в Беларуси не получили. Существующие финансовые, лизинговые, трастовые, факторинговые и тому подобные компании не имеют права осуществлять банковскую деятельность и оказывают лишь посреднические услуги. А значит, они не составляют конкуренцию банкам.

Таким образом, и за кредитом, и за факторингом предприятие  обратится в банк. Для банка же и первый, и второй в соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 138 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе» являются кредитной задолженностью, подверженной кредитному риску. Следовательно, задолженность по факторингу, как и задолженность по кредитам, подлежит классификации по пяти группам риска. Соответственно, по группе риска формируется резерв на покрытие возможных убытков. Максимальный размер резерва равняется общей сумме долга.

В частности, к первой группе риска (с созданием резерва в  размере 1% от общей суммы задолженности) относится срочная задолженность, а также задолженность, не погашенная в течение 7 дней с момента срока платежа или пролонгированная не более одного раза при условии, что банк имеет право обратного требования (регресса) и отсутствует негативная информация о способности должника исполнить свои обязательства.

Таким образом, признаками отнесения  задолженности по факторингу к соответствующей  группе риска являются своевременность  погашения долга, количество пролонгаций, наличие негативной информации о  способности должника исполнить  свои обязательства и вид заключенного договора факторинга в зависимости  от условий платежа между фактором и кредитором . В то время как задолженность по кредитам классифицируется и в зависимости от достаточности обеспечения.

К примеру, если с банком заключен договор факторинга без  права обратного регресса, то даже при коротком сроке наличия просроченной задолженности, то есть начиная с 8го дня наличия просрочки, задолженность классифицируется по четвертой группе риска с созданием резерва в размере от 50 до 100% от общей суммы задолженности. При наличии права обратного требования у банка просроченная задолженность с аналогичными просроченными сроками относится к третьей группе риска, и создаваемый по ней резерв не превышает 50%. Поэтому во избежание кредитного риска, связанного с неисполнением обязательств дебиторами, банк, скорее всего, предложит клиенту договор с правом обратного требования, в котором должен быть отражен в том числе порядок реализации данного права.

Обеспечение не названо в  числе критериев классификации  задолженности по факторингу, что  позволяет банкам оказывать факторинговые услуги без дополнительного обеспечения. Именно заключение договора факторинга без обеспечения является одним из самых серьезных преимуществ факторинга перед кредитом. При активном оказании аналогичных услуг небанковскими кредитно-финансовыми организациями факторинг мог бы стать широко востребованным на белорусском рынке в силу того, что требования к наличию залога факторинговые компании особо предъявлять не будут.

Можно предположить, что  и требований к финансовому состоянию  у факторинговых компаний все-таки меньше, чем у банков. Более существенным фактором, определяющим возможность заключения договора факторинга с предприятием, для факторинговой компании все же является ликвидность дебиторской задолженности. Вместе с тем не исключено, что и факторинговая компания также потребует обеспечения.

Возможно, в перспективе  рынок финансовых услуг станет более  активным, но пока белорусское предприятие, не найдя инвестора, идет за дополнительным финансированием в банк. Вне зависимости  от того, какой источник финансирования попросит организация, банк однозначно предложит ей перейти на расчетно-кассовое обслуживание, если вопрос о сотрудничестве будет решен положительно. Такое  «поведение» характерно для всех банков республики.

Если же клиент в силу каких-то обстоятельств не сможет полностью  перевести свой бизнес на обслуживание в один банк, то последний предложит  ряд других вариантов относительно частичного обслуживания клиента. В  свою очередь, дополнительное обслуживание бизнеса клиента повлияет на стоимостные  условия факторинга, который, как  правило, только по размеру процентной ставки дороже кредита.

Однако, учитывая, что в  последнее время банки вводят плату за неиспользованный остаток  предоставленной кредитной линии, не исключено, что в ряде случаев  кредит может оказаться дороже. Кроме  того, банк может устанавливать комиссионные за обслуживание кредита. Например, в  процентном размере от фактически полученной задолженности.

При максимальном применении комиссионных по кредиту процентная ставка по кредиту будет значительно выше ставки по факторингу. Вместе с тем ряд банков вообще не взимает никаких комиссионных по кредиту — при таких условиях факторинг будет дороже, чем кредит. К тому же факторинг без регресса может стоить еще больше, поскольку банк закладывает повышенный риск. Хотя все определяет индивидуальный подход к клиенту. Ограничений в размере комиссионных по кредиту и по факторингу законодательством не установлено, при этом банки руководствуются своими тарифами.

Поэтому если предприятию  просто нужны дополнительные деньги, то оно прибегнет к привычному способу их получения — кредитованию. Следует отметить, что оформление кредита и его дальнейшее сопровождение для банка и самого предприятия несколько проще, чем в ситуации с факторингом. В любом случае тщательно изучается платежеспособность предприятия, состояние расчетов, наличие ликвидного обеспечения.

Между тем краткосрочные  кредиты выдаются в большинстве  случаев без контроля целевого использования  — банк просто зачисляет деньги на текущий счет. Если кредитная  линия возобновляемая, то и в последующем  выдача кредита производится без  предоставления дополнительных документов. Срок кредитования по согласованию сторон может превышать один год. При  получении транша по договору факторинга предоставляются счета-фактуры, накладные. Разумеется, со стороны банка потребуется  их дополнительная проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Особенности проведения  факторинговых операцийв Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь выполнение операций факторинга регулируют следующие  нормативные документы: Гражданский  кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Правила  проведения банками и небанковскими  кредитно-финансовыми организациями  финансирования под уступку денежного  требования (факторинга), утвержденные постановлением Правления Национального  банка Республики Беларусь 30 августа 2001 г. № 229 .

В соответствии со ст. 153 Банковского  кодекса Республики Беларусь (далее  — БК) по договору финансирования под  уступку денежного требования (далее  — договор факторинга, договор) одна сторона (фактор) — банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется  другой стороне (кредитору) вступить в  денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора  путем выплаты кредитору суммы  денежного обязательства должника с дисконтом. В соответствии с п. 2 ст. 772 Гражданского кодекса Республики Беларусь в качестве фактора может выступать банк или небанковская кредитно-финансовая организация, то есть организация, имеющая лицензию на оказание факторинговых услуг. Стороной по договору может быть как резидент, так и нерезидент. Согласно ст. 154 БК, если одна из сторон договора — нерезидент, договор является международным. Следует отметить, что законодательство не ограничивает резидентов страны заключением договоров только с резидентами. Поэтому экспортер, чтобы ускорить расчеты, может заключить договор и с банком-нерезидентом (небанковской кредитной финансовой организацией).

Таким образом, для поставщика товара на экспорт факторинг может  стать реальной возможностью ускорить оборачиваемость собственных средств, получив их сразу же после отгрузки товара. Тем самым появляется дополнительный шанс сохранить связи с покупателями-нерезидентами, которые согласны работать только на условиях отсрочки платежа, но при этом являются надежными контрагентами. Причем, с учетом норм законодательства, отсрочка платежа по внешнеторговому договору может не ограничиваться сроком возврата экспортной выручки, определенным Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), в силу следующей особенности: согласно Указу № 178 внешнеторговая операция при экспорте может быть завершена путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией).

Также в соответствии с  нормами Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее  — Указ № 452) выручкой в иностранной  валюте являются денежные средства, поступившие  на счет предприятия или предпринимателя  по договору факторинга. Срок же для  поступления экспортной выручки  согласно нормам Указа № 178 равен 90 календарным дням. Следовательно, данный срок должен соблюдаться по условиям договора факторинга. В дальнейшем, уже независимо от вида факторинга, экспортер не обязан соблюдать установленный Указом № 178 срок исполнения внешнеторгового контракта. Причем, если по договору срок поступления денежных средств превышает 90 календарных дней, экспортер обязан получить в Нацбанке разрешение на продление срока факторинга. Данные разрешения выдаются при соблюдении условий, определенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».

Так, Национальный банк может продлить сроки завершения внешнеторговых операций при соблюдении следующих условий:

-наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;

-завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;

-отсутствие фактов привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;

-соблюдение резидентом требований валютного законодательства при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;

-отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк.

Согласно вышеуказанному постановлению обязательность выполнения одного из перечисленных условий  или совокупности определяет Нацбанк исходя из специфики работы клиента.

Таким образом, установлена  индивидуальность подхода к каждому  субъекту валютных операций, и Нацбанк в условиях реализации задач по взысканию дебиторской задолженности не будет способствовать еще большему ее росту, продлевая сроки возврата экспортной выручки.

Все же не исключено, что  экспортеру понадобится именно факторинг, чтобы обеспечить завершение внешнеторговой операции в срок, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». И тем  самым получить экспортную выручку в виде денег по договору факторинга, которые считаются экспортной выручкой в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты».

Стимулом к более широкому применению факторинга в Беларуси послужит предоставленная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.03.2012 № 126 «О внесении дополнений и  изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534» возможность  добровольного страхования международного факторинга наряду с экспортными  кредитами — как одна из составляющих страхования экспортных рисков с  поддержкой государства.

Страхование осуществляется Белорусским республиканским унитарным  предприятием экспортно-импортного страхования  «Белэксимгарант», которому Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» предоставлено исключительное право на страхование экспортных рисков с поддержкой государства. Страховое возмещение выплачивается страховой компанией за счет собственных средств с привлечением при необходимости бюджетных средств.

Выгоды использования  международного факторинга до конца  не оценены белорусскими предприятиями. Еще менее востребован у организаций внутренний факторинг - это факторинг между резидентами. Возможно, он не пользуется спросом потому, что внутри страны легче договориться о возврате долга, проще взыскать долг в судебном порядке. Вместе с тем для банков этот вид услуг представляет интерес не только потому, что снижен кредитный риск (финансовое состояние должника можно изучить более тщательным образом), а еще и потому, что есть шанс привлечь на обслуживание должника. Естественно, если случится так, что должник перейдет на обслуживание в банк-фактор, то контролировать движение его денежных потоков станет проще.

Кроме того, в рамках договора внутреннего факторинга более реально  оказывать ряд дополнительных услуг, которые будут выгодны и клиенту, и банку. По кредитному договору дополнительные услуги не предоставляются, и это  тоже одно из существенных отличий  кредита от факторинга.

При факторинге предпочтение обычно отдается финансово-устойчивым предприятиям и организациям, активно осваивающим рынки сбыта и увеличивающим объем продаж. Однако природа и сущность факторинга таковы, что жесткое ограничение проведения операций по признакам финансово-хозяйственного состояния нецелесообразно в связи с тем, что при осуществлении факторинга с правом регресса погашение задолженности может быть произведено как должником, так и кредитором.

Информация о работе Факторинговые операции банков