Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
-дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;
-изучить мнения различных авторов по поводу состава финансовой системы России;
-рассмотрение не только главного звена финансовой системы – бюджетной системы,но и внебюджетные и муниципальные фонды, финансы предприятий, организаций и учреждений, финансы страхования, кредиты;
финансы коммерческих организаций;
финансы некоммерческих организаций;
финансы ПБОЮЛ;
финансы домохозяйств.
Ковалёва А.М. выделяет
финансы хозяйствующих
государственных;
муниципальных;
частных;
акционерных;
арендных;
общественных;
Поляк Г.Б. выделяет сферу децентрализованные финансы и делит их на:
финансы предприятий, организаций (коммерческих и некоммерческих);
финансы домашнего хозяйства.
Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.
Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.
Поляк Г.Б. выделил сферу централизованные финансы и в ее составе:
федеральный бюджет;
территориальные финансы;
специальные внебюджетные фонды.
По Вавилову в состав
сферы государственные и
Федеральные финансы;
Финансы Субъектов Федерации;
Местные финансы;
Родионова в составе государственных финансов выделила:
Государственный бюджет;
Внебюджетные фонды;
Государственный кредит;
Ковалёва выделила
сферу общегосударственные
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
фондовый рынок.
По системе Романовского
сфера государственные и
1.4.Общая характеристика звеньев финансовой системы
Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства,эффективность функционирования которое оказывает непосредственное влияние качество экономического роста на уровень общественного благосостояния.
Средства,аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества посредством распределения и перераспределения ресурсов.
Стабильность функционирования бюджетной системы – один из наиболее важных показателей,характеризующий устойчивость экономики и, прежде всего состояние ее социальной сферы.
Построение современной бюджетной системы началось в 1991 году и проходило на фоне серьезных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое место среди них занимают необходимость адоптации российской экономики к рыночным условиям хозяйствования, обеспечение экономической стабильности и стимулирование инвестиционной активности в национальной экономике.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,бюджетов Субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В Российской Федерации
сложилась трехуровневая
1уровень – федеральный
бюджет и бюджеты
2уровень – бюджеты
субъектов РФ и бюджеты
3уровень – местные бюджеты.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
Одним из наиболее значительных этапов в развитии российской бюджетной системе было принятие в 1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципы бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования бюджетной системы.
Бюджетный кодекс РФ |
Рис.1.2. Современное бюджетное законодательство РФ
Российская бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются самостоятельными и не включаются друг в друга.
Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство –это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы,бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.
Например,система организации государственных финансов США характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления(федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом.
Через бюджетную систему перераспределяется около ¾ всех денежных средств, весь государственный долг страны.
Налоговая система |
Рис. 1.3. Экономическое содержание бюджета
Бюджетное устройство.
Большое значение в
обеспечении стабильности финансовой
системы РФ имеет федеральный
бюджет. Федеральный бюджет играет
определяющую роль в реализации социально-экономической
политики, которая проводится Правительством
РФ. Через параметры федерального
бюджета государство регулирует
темпы экономического развития, а
также взаимоотношения с
Федеральный бюджет
– центральное звено (I уровень) бюджетной
системы, обеспечивающее финансирование
общенациональных задач и функций.
Он является основным инструментом перераспределения
ВВП и национального дохода в
масштабах государства в целом.
Именно на федеральном уровне происходит
формирование основных направлений
проводимой в стране бюджетной политики,
обоснование бюджетных
Бюджеты субъектов РФ (II уровень) включают в себя бюджеты республиканские, областные,краевые, автономных областей (округов), а также городские бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъектов РФ.
В Российской Федерации
89 субъектов, что означает существование
89 региональных бюджетов. Региональным
бюджетом следует считать
Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом.
Структура доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетам.
Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:
налоговые доходы – федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;
неналоговые доходы – доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;
безвозмездные перечисления – поступления средств от бюджетов других уровней, поступления от нерезидентов, поступления от организаций.
В бюджетном кодексе предусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Федерации:
- обеспечения функционирования
органов законодательной и
- обслуживание и
погашение государственного
- проведение референдумов в субъекте РФ;
- обеспечение реализации региональных программ;
- содержание и
развитие учреждений и
- прочие цели, связанные
с реализацией полномочий
Местные бюджеты (бюджеты
муниципальных образований) составляют
III уровень бюджетной системы
РФ. Они предназначены для
Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Понятия «местный бюджет», «бюджет муниципального образования»,«бюджет органов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.
Доходы местных бюджетов состоят:
-из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы,госпошлины, местные налоги и сборы;
-регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги, налоги субъекта РФ;
-финансовой помощи,
включающей в себя дотации,
субвенции, средства фонда
Размеры муниципальных долей (в %) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъектов РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:
-с решением вопросов
местного значения, установленные
законодательством РФ и
-осуществление отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного
-обслуживанием и
погашением долга по
-обслуживанием и
погашением муниципального
Для сравнения состав
расходов местных бюджетов США более
половины их общей суммы приходится
на долю затрат, связанных с финансированием
государственной налоговой
Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.
Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
Внебюджетные фонды
создаются на определенный срок или
действуют постоянно. Их формирование
связано с необходимостью иметь
независимые от принятия или непринятия
государственного бюджета целевые
источники средств. В первую очередь
это касается удовлетворения таких
важнейших общественных благ, как
социальное обеспечение и здравоохранение.
Для аккумуляции и