Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологический анализ сущности категории «собственность» дать классификацию типов экономических систем и исследовать формирование форм и отношений собственности в России, а также всестороннее изучение истории создания союза Россия-Белоруссия, раскрытие сущности, а также рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Предпосылки и история формирования союза России и Белоруссии……..4
1.1 Исторические аспекты образования союза России и Белоруссии……………......4
1.2 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии……...7
1.3 Политические предпосылки образования Союзного государства……………....11
Глава 2. Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии…………………...14
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы союза……………………......14
2.2 Основные положения Договора «О создании Союзного государства»………....17
Глава 3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии…………………………………………………………………...20
3.1 Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии………………….20
3.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии………………….........24
3.3 Перспективы образования союза России и Белоруссии………………………….34
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии…38
Заключение………………………………………………………………………………41
Библиография……………………………………………………………………………44
Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть пути. В самой же России весьма искаженно понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования - будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.
Помощь нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции России и ее руководства относительно условий и направлений сближения двух стран, в виде технической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского бизнеса, готового инвестировать в Белоруссию. И только в данном контексте имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и Белоруссии.
3.4 Результаты и перспективы экономической интеграции России и Белоруссии
Учитывая накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, необходимо выработать принципиально новую стратегию развития взаимоотношений между Россией и Белоруссией.
В рамках СНГ сформировался феномен разноскоростного интеграционного процесса, в результате которого на территории СНГ сложился ряд субрегиональных объединений с различными принципами взаимодействия. В связи с этим перед русскими и белорусами сегодня стоит сложная задача, во-первых, преодоления угрозы разобщения внутри союза и, во-вторых, использования преимуществ появления небольших группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия34.
Исходя из накопленного опыта интеграции и учитывая инерционность интеграционных процессов, дальнейшая стратегия развития взаимоотношений между государствами будет, как и прежде, строиться путем заключения двусторонних соглашений.
Интеграционный процесс будет развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором интеграционного процесса станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов.
Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств.
На сегодняшний день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран. Итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за 2006 год свидетельствуют о том, что, несмотря на падение показателей в 2005 году, в целом тенденция последних лет к росту объемов товарооборота между Россией и Беларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от 2005 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2006 году были высоки и сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья (см. таблица 1)35.
Таблица 1 - Взаимная торговля России и Беларуси в 2002-2006 гг.,
(млн. долл. США)
Товарооборот |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2006 |
Товарооборот |
9899,4 |
12481,8 |
17704,2 |
15834,0 |
19944,4 |
126,0 |
экспорт России |
5922,3 |
7601,9 |
11219,2 |
10118,2 |
13099,1 |
129,5 |
импорт России |
3977,1 |
4879,9 |
6485,0 |
5715,8 |
6845,3 |
119,8 |
Сальдо |
1945,2 |
2722,0 |
4734,2 |
4402,4 |
6253,8 |
- |
Товарооборот России с Беларусью в 2006 году составил 19,9 млрд. долл. США и вырос на 26% по сравнению с 2005 годом, в том числе экспорт в Беларусь - 13,1 млрд. долл. США (рост на 29,5%), импорт из Беларуси - 6,8 млрд. долл. США (рост на 19,8%). В 2006 году в основном сохранилась сложившаяся в предшествующие годы структура взаимного товарооборота36.
По данным Минстата Республики Беларусь, по итогам 2006 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США.
Для построения полноценного альянса России и Белоруссии нужно выбрать определенную стратегию развития, лучше всего подходящую для особенностей экономического и политического уклада. Основными принципами должны быть прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета.
Заключение
С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам.
Подводя итоги сказанному, считаем целесообразным выделить наиболее значимые моменты процесса формирования Союзного государства Россия–Белоруссия.
Во-первых, формирование
Союзного государства Россия-Белоруссия
отражает мировую тенденцию
Позиция противников интеграции в России и Белоруссии объективно совпадает с позицией ряда западных стран и США, с позицией основных международных организаций Запада (экономических, политических, военных), для которых возрождение объединенного потенциала на постсоветском пространстве крайне нежелательно, так как в этом случае может вырасти для Запада серьезный экономический, прежде всего, конкурент.
Во-вторых, решение вопросов объединения наталкивается на нерешенность принципиальных вопросов законодательного, политического и экономического характера. Без их решения объединение или не состоится или будет осуществлено в столь несовершенной форме, что постоянно будет существовать угроза распада.
В-третьих, ошибкой как в России, так и в Белоруссии является то, что власти «играют» на поле, предлагаемом оппозицией, – права человека в их атлантической интерпретации, т.е. индивидуализм, как наиболее полное выражение потребительского характера общества, в котором идея «прибыли любой ценой» определяет поведение государства, общества и личности и в соответствии с которой построена вся правовая система.
Для России и Белоруссии как наследников тысячелетнего развития России, как составных элементов российской цивилизации всегда существовал примат общественного перед индивидуальным. Это позволяло народам выносить самые тяжелые испытания, сохранять независимость своей государственности, обеспечивать безопасность не только русского народа, но и всех народов, разделивших свою судьбу с русским народом в рамках единого государства37.
В-четвертых, формирование Союзного государства Россия-Белоруссия по своей значимости далеко выходит за пределы интересов двух стран. Любой успех России и Белоруссии на этом пути будет инициировать резкое оживление реинтеграционных процессов на постсоветстком пространстве в целом. А это в свою очередь будет обеспечивать решение всех задач, стоящих перед любым государством: экономических, военных, проблем безопасности и прежде всего социальных проблем.
Кроме того, Белоруссия исключительно важна для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.
Наконец, Белоруссия и
Россия, хотя бы в силу унаследованной
структуры своих хозяйственных
комплексов, являются друг для друга
пока незаменимыми производственно-
Также стоит обратить внимание, что и у Белоруссии в обозримом будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет и скорее всего не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.
В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.
Библиография:
1. Азар И. «Перспективы
создания союза России и
2. Акименко В. Союз России и Белоруссии уже не актуален? - служба мониторинга «Би-би-си», 22.10.2004
3. Бородин П. Союзное
государство России и
4. Виркунен В. Чем «грозит» союз?// газета «Аргументы и факты», - 2002. - №22 (867). - С.10
5. Гамов А. Почему мы никак не построим союз России и Белоруссии?// газета «Комсомольская правда», - 2007. - С.14
6. Заявление Государственной
Думы в связи с восьмой
7. Лукашенко: Россия
не желает строить союз с
Белоруссией -информбюро «
8. Мах В. Россия и Белоруссия в союзном тупике// газета «Ведомости», - 2004. - С.16
9. Мейнвилл М. Новые шаги к союзу России и Белоруссии// The Washington Times, - 2005. - С.2-4
10. Нетреба П., Свирко Ю., Рыбальченко И. Союз России и Белоруссии распался на три вопроса// газета «Аргументы и факты», - 2005. - С.22-23
11. Никитин В.П. Союз
России и Белоруссии и возможны
12. Официальный сайт
посольства Белоруссии в
13. Плотников А.Ю. Союзное
государство Белоруссии и
14. Россия - государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности / Мельников В.А., Спиридонова Е.Э., Клюквин В.И., Зайцев А.А. и др.. Под ред. Мельникова В.А. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2001. - 261с.
15. Рыжков В.А. Развитие
российско-белорусских
16. Союз России и Белоруссии: в основе интеграции лежат интересы братских народов// сайт новостей экономики, политики и бизнеса, 04.04.2007
17. Союз с Белоруссией: споры продолжаются// сайт электронной газеты, 21.01.2005
18. Союз России и
Белоруссии: цифры и факты - группа
компаний «Monitoring.ru» 29.
19. Тиммерманн Х. На пути к авторитаризму? Учебник. - М.: Мировая экономика и международные отношения, 2003. - 303 с.
20. Фадеев А. Время работает против союза России и Белоруссии// информационно-аналитический портал «Материк», 30.03.2006
Информация о работе Финансовые отношения России и Белоруссии