Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия де¬нежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйствен¬ного комплекса, а также результат корреляции между приращением денеж¬ной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсиан¬ской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 118.17 Кб (Скачать файл)

Отмеченное позволяет считать, что возможность расширения кредитования не зависит от наличия ресурсов и, следовательно, такой подход к определению применения кредита представляется недостаточно обоснованным.

Имеются также рекомендации об определении объема кредита исходя из требований закона денежного обращения. Некоторые основания для такой точки зрения существуют. Они состоят в том, что сумма платежных средств, находящихся в народном хозяйстве, включая наличные деньги, выпущенные в обращение, и остатки на счетах клиентуры в банках практически равны сумме кредитных вложений банков, а платежные средства поступают в оборот в результате проведения кредитных операций.

Однако если определять объем кредита в соответствии с законом денежного обращения и обусловленной этим законом суммой денежных средств, необходимых для оборота, то с учетом того, что эта сумма образуется в результате кредитных операций, вряд ли можно определить первопричину этих процессов. Здесь либо объем кредитных вложений ограничивает массу платежных средств в обороте, либо сумма необходимых для оборота платежных средств - размер кредитных вложений.

Рассматриваемой позиции присущи и другие существенные недостатки. Прежде всего следует учитывать различия в характере отношений, воплощающихся в деньгах, и отношений, связанных с движением кредита. Так, в отличие от величины денежной массы, объем которой регулируется в соответствии с законом денежного обращения, объем кредитных вложений регулируется условиями кредитных отношений. Поэтому методологически не обосновано регулирование объема кредитных вложений исходя из требований закона денежного обращения.

Не закон денежного обращения регулирует кредитные операции, а, напротив, с помощью кредита регулируется денежная масса. Иными словами, имеются достаточные причины для признания необоснованным определение объемов кредита исходя из требований закона денежного обращения.

Из рассмотренного следует, что объемы кредита не могут быть найдены исходя из динамики развития производства, наличия аккумулированных ресурсов, из объема денежных средств, необходимых для обращения. Тем не менее такие особенности развития экономики, как рост объема производства, изменения его структуры, а также задачи оптимизации величины денежных средств в обороте могут быть учтены при прогнозировании объема кредитных вложений на макроуровне в предстоящем периоде.

Использование кредита на микроуровне зависит от многих обстоятельств, прежде всего от интересов и возможностей сторон, участвующих в кредитных отношениях.

Что касается заемщиков, то величины привлечения ими заемных средств обусловлены прежде всего различными особенностями их деятельности, в связи с которыми возникает потребность в кредите для образования запасов товарно-материальных ценностей, проведения затрат для осуществления капиталовложений. Вместе с тем заемщик учитывает, что такие средства придется возвратить и за их использование нужно будет платить. Это ограничивает спрос на получение заемных средств.

Объемы кредита зависят также от возможностей и заинтересованности кредитора предоставлять заемные средства.

Возможности кредитора неодинаковы при различных формах кредитных отношений. Так, при использовании коммерческого кредита возможность его предоставления обусловлена наличием в распоряжении кредитора такого ресурса, как товарно-материальные ценности, которые могут быть реализованы на условиях отсрочки их оплаты. При этом учитываются реальные возможности возврата заемщиком предоставленного ему кредита.

При применении банковского кредита, несмотря на заинтересованность банка в расширении кредитования, в расчете на получение дохода существуют ограничения, вызванные многими обстоятельствами, среди которых важное значение имеет соблюдение установленных нормативов, регулирующих деятельность банков, состояние кредитоспособности заемщика, позволяющее рассчитывать на своевременный возврат заемных средств.

Оптимальное сочетание заинтересованности в предоставлении средств взаймы и надежности их возврата обусловливают объемы кредитования, зависящие от интересов и возможностей кредитора.

Необходимо еще отметить наличие специфических границ применения краткосрочного и долгосрочного кредитов. Существуют немалые различия в применении кредита в качестве источника оборотного и основного капитала.

Если заемные средства предоставлены для использования в качестве оборотного капитала, то погашение ссуд может быть произведено за счет средств, высвобождающихся из оборотных активов. Именно к периоду высвобождения авансированных средств из оборотных активов устанавливаются сроки возврата заемных средств. Это - срочное кредитование потребностей, обусловленных применением оборотного капитала.

Иное положение с привлечением заемных средств для капиталовложений. Такие средства заемщики возвращают не за счет суммы высвобождающихся амортизационных отчислений, а главным образом за счет прибыли, образующейся в связи с введенными в эксплуатацию основными фондами.

Это обусловлено прежде всего тем, что при использовании сумм амортизационных отчислений в качестве источника погашения образующейся ссудной задолженности сроки пользования кредитом оказываются продолжительными, в течение периода полного износа основных фондов.

Важно и то, что амортизационные отчисления для погашения задолженности по ссудам на капиталовложения не характеризуют эффективности кредитных вложений, тем более что амортизационные отчисления производятся, как правило, равновеликими суммами в течение всего срока эксплуатации вновь созданных основных фондов независимо от того, насколько эффективно эти фонды используются.

Напротив, использование прибыли для погашения ссуды на капиталовложения позволяет не только оценить эффективность кредитуемых вложений, но и ускорить погашение ссудной задолженности. Поэтому образуется своеобразная граница применения долгосрочного кредита, состоящая в том, что возможность предоставления таких кредитов и их размер определяются в зависимости от окупаемости кредитуемых затрат за счет прибыли в течение срока кредитования.

Следовательно, границы применения кредита на микроуровне регулируются в соответствии с:

- потребностью заемщиков в средствах и их заинтересованностью в уменьшении издержек по платежам за пользование заемными средствами связи с использованием кредита;

- заинтересованностью кредиторов и прежде всего банков в расширении кредитных вложений;

- необходимостью учитывать кредитоспособность заемщиков как предпосылки своевременного погашения задолженности по предоставленным кредитам;

- ограничениями возможности предоставления средств взаймы, обусловленных наличием ресурсов, особенно при коммерческом кредитовании, и необходимостью соблюдения банками установленных нормативов, регулирующих их деятельность.

В комплексе факторов и показателей, оказывающих влияние на границы применения кредита на микроуровне, первостепенное значение имеют потребности предприятий в средствах в сочетании с их заинтересованностью в экономном привлечении кредита и стремлением кредиторов соблюдать собственные интересы при кредитовании заемщиков и необходимостью соблюдения установленных нормативов, с помощью которых регулируется деятельность банков, а также соблюдаются требования возвратности предоставленных взаймы средств.

 

1.4. Операции  на открытом рынке.

К экономическим методам регулирования денежно-кредитной политики относятся операции национального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу национальным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызывать соответствующую реакцию у коммерческих банков.  
Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс национальной валюты.  
Политика открытого рынка представляет собой средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг национальный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению. 

Проводить такую политику национальный банк может двумя путями:

-Во-первых, он может  определить объем купли-продажи  и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным;

-Во-вторых, национальный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у национального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.  
          Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а, соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В таком случае широко используются перекупочные соглашения, по которым национальный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что через определенный период времени они осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой, так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким инструментом регулирования. 

 

1.5.Измененние  норм обязательных резервов.

Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

- Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением  обязательств коммерческих банков  по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных  резервов центральный банк поддерживает  степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

- Во-вторых, минимальные  резервы являются инструментом, используемым центральным банком  для регулирования объема денежной  массы в стране. Посредством изменения  норматива резервных средств  центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

1.6. Рефинансирование  коммерческих банков.

Под рефинансированием, в широком смысле этого слова понимается предоставление коммерческим банкам временных заимствований в тех случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных ресурсах. Национальный банк, осуществляя политику рефинансирования, преследуют приоритетную цель - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Проводя краткосрочное кредитование коммерческих банков, Национальный банк с одной стороны выступают как кредиторы последней инстанции, а с другой стороны становятся участниками межбанковского рынка. Изменяя процентную ставку по своим кредитам, Национальный банк может оказывать воздействие на состояние денежно-кредитного обращения и определять направление денежно-кредитной политики, а именно политики дешёвых или дорогих денег.

По мере того как развиваются рыночные отношения, рефинансирование всё активнее используется как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Иначе говоря, рефинансирование позволяет защититься от неожиданного недостатка ликвидности, иначе коммерческим банкам необходимо было бы самим сохранять большой объём ликвидных активов, что на доходной части баланса отразилось бы крайне неудовлетворительно. И, наконец, рефинансирование можно предложить как инструмент предотвращения банковских кризисов; предоставляя кредиты Национальный банк временно пополняют резервы коммерческих банков, предотвращая эффект "домино" в банковской системе.

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики