Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основ-ных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия де¬нежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйствен¬ного комплекса, а также результат корреляции между приращением денеж¬ной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсиан¬ской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 118.17 Кб (Скачать файл)

Очень важно помнить, что кризис ликвидности подразумевает временную недоступность банков выполнять свои платёжные обязательства доступными средствами платежа; нельзя путать это явление с неплатежеспособностью, которая подразумевает неспособность банка погасить свои обязательства активами в средне- и долгосрочный период.

Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения.

Посредством рефинансирования центральный банк действует как "кредитор последней инстанции"; то есть является гарантом бесперебойного функционирования банковской и финансовой системы в целом.

Кредитно-банковские институты, испытывающие временные финансовые трудности, получили возможность обратиться в центральный банк за получением ссуд. Кредиты рефинансирования позволяют им свести до минимума запасы своих ликвидных средств в результате использования заимствований у центрального банка. В этом смысле кредиты рефинансирования являются составной частью механизма защитных мер, источником временных ресурсов, необходимых для восполнения истощённых ресурсов. Возможность получения кредитов рефинансирования или их масштабы зависят от ряда факторов, и прежде всего от состояния денежно-кредитной сферы страны, финансового положения кредитополучателя.

Как правило, объектом рефинансирования являются банковские институты. Кредиты рефинансирования, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. В случаях, когда деятельность потенциального кредитополучателя вызывает сомнение у центрального банка, кредиты выдаются лишь только после получения заключения аудиторской фирмы о финансовом состоянии данного банка. Таким образом, критериями, ограничивающими право учреждений на обращений в Национальный Банк за кредитами рефинансирования, как правило, являются не только форма их организации, но и уровень платежеспособности.

Возможность получения кредита зависит от многих факторов, а именно от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования различаются от:

- формы обеспечения ( "учётные" и "ломбардные кредиты" );

- методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые  на основе аукционов);

- сроков предоставления  ( краткосрочные на несколько часов

"внутридневные" либо  дней "овернайт", среднесрочные  до 1 месяца

"ломбардный кредит" и долгосрочные до 1 года "стабилизационный кредит");

- воздействия на сектора  финансового рынка ( на ОРЦБ -"операции РЕПО" и на МБР "ломбардный кредит".

Рефинансирование - инструмент регулирования денежной массы.

Проводя денежно-кредитную политику Национальный банк сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу в обращении. Если политика направлена на укрепление производства,                                                              занятости на расширение выдачи кредитов и увеличение                                           денежной массы, то её называют экспансивной. 
Преимущество -удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по кредитам Центральных банков; производители и инвесторы могут получать кредиты уже через коммерческие банки на финансирование производства. Но не всегда экономическая система готова к использованию таких льготных средств и они могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а денежная масса может уйти только на повышение цен.

В современных условиях проводимой в Республике Беларусь политики ограничения объёмов кредитных вложений - кредитной рестрикции - особое значение придаётся такому инструменту регулирования денежного и кредитного рынка, как официальная учётная ставка по кредитам Национального Банка.

Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая 
Национальным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов Банка, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, Национальный Банк определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования Банка. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учётной ставкой Национальный Банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учётной ставки влечёт за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, так и со стороны кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учётной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Таким образом, учётная политика Национального Банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные  направления денежно-кредитной политики  в Республике Беларусь на современном  этапе.

2.1. Реализация денежно-кредитной политики.

Национальный банк Республики Беларусь ежегодно разрабатывает Основные направления Денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования на очередной год. Они должны как обеспечить согласованность всех подсекторов денежно-кредитной системы, так и быть взаимоувязаны с макроэкономической государственной политикой, с бюджетно-налоговой политикой.

Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 году.

В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной политики являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5%, а в 1994 г. - 2059,9% .

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0%, в 1996 г. - 139,3%.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка.

Вместе с тем произошли положительные сдвиги структуре денежной массы: увеличилась доля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютных курсов. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов.

Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой.

В 2010-2014 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала с 45% в августе 2011 г. до 20% на август 2014 г.)(приложение 1), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В декабре 2010 г. индекс потребительских цен составлял 101,1%, а уже в декабре 2014 г. - 111% (приложение 2).

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Наблюдается тенденция к увеличению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2011 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 0%, юридических лиц – 9%, по привлеченным средствам в иностранной валюте - 9%, то с 1 января 2015г. – 0%, 9%, 12,5% соответственно (приложение 3).

Начиная с 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что обусловило усиление интеграционных процессов между двумя странами. За этот период значительно выросли золотовалютные резервы страны, а значит, и расширились возможности Национального банка в регулировании валютного курса путем валютных интервенций.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому. Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому в конце 2014 года снизился на 32,4%, а по отношению к доллару США - на 20,17% по состоянию на декабрь 2014г. (приложение 4).

Активная денежная масса 2014 г. возросла на 23,9%, рублевая денежная база - на 12,6%.

Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Конечной целью стало снижение инфляции до 7-9% прироста индекса потребительских цен. Денежно-кредитная политика в 2015 году направлена на снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.). Поддержание денежного предложения на адекватном уровне будет способствовать снижению монетарных факторов в инфляции. Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики вырабатываются и осуществляются совместно с Правительством Республики Беларусь согласно Указа Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Денежно-кредитная политика  Республики Беларусь на современном этапе.

 
       В 2014 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.   Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, стало снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов.

В 2014 году приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте.

Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14-16 процентов годовых.

Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Операции Национального банка обеспечат приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке).

Информация о работе Цели и инструменты денежно-кредитной политики