Шпаргалка по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Банковское дело".

Вложенные файлы: 1 файл

н Ёжй╜ажй╛ ╧╛ой.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

1. Центральный  банк России и коммерческие  банки: цели, задачи, структура и  функции

Банковская подсистема состоит из двух уровней: ЦБР и коммерческие банки.

Основные функции ЦБР:

1. Проведение единой  государственной денежно-кредитной политики - одна из важнейших функций ЦБ. ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

2. Монопольное осуществление  эмиссии наличных денег и организация их обращения - одна из старейших функций центрального банка.

3. Организация системы рефинансирования. ЦБ является для кредитных организаций кредитором последней инстанции.

4. Организация системы  платежей и расчетов. ЦБ в соответствии с законодательством устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов на территории РФ.

5. Функция банковского  регулирования и надзора.

Федеральный закон «О ЦБ РФ» определяет три цели деятельности Банка России:

1. Защита и обеспечение  устойчивости рубля. 

2. Развитие и укрепление банковской системы РФ.

3. Обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  системы расчетов.

Коммерческие банки, образующие нижний ряд в двухзвенной банковской системе, основные финансово-кредитные единицы, многоцелевые центры, осуществляющие непосредственное обслуживание юридических и физических лиц.

Основные функции коммерческих банков следующие:

1) привлечение денежных ресурсов, их аккумуляция на специальных счетах;

2) проведение расчетно-платежных  операций между предприятиями, банками и другими финансовыми организациями;

3) предоставление кредитов  юридическим и физическим лицам;

4) проведение операций  с ценными бумагами;

5) организация операционных  касс по обслуживанию оборота  денежной наличности;

6) организация пунктов  по обмену валют;

7) проведение расчетов  по экспортно-импортным операциям  клиентов;

8) проведение электронных  расчетов с не пользованием  международных пластиковых карт;

9) проведение лизинговых, трастовых операций;

10) проведение факторинговых,  форфейтинговых операций;

11) проведение операций с драгоценными металлами;

12) предоставление консалтинговых  услуг по разработке бизнес-планов, инвестиционных проектов, финансовых  схем по оптимизации налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Создание  банка и его основные этапы, нормативно-правовое и документарное обеспечение

Любой коммерческий банк приобретает статус юридического лица после получения им лицензии в ЦБР. В создании банка отправным пунктом является образование минимального размера уставного фонда. В его формировании, по российскому законодательству, могут принять участие резиденты и нерезиденты, юридические лица, физические лица численностью не менее 3 единиц. Минимальный размер уставного фонда в 5 млн. ЭКЮ определяется международными правилами достаточности капитала банка, при котором банк сможет поддерживать свою жизнеспособность, свой конкурентоспособный статус в банковской системе.

Основные этапы создания банка:

- согласование решения  о создании банка и оформление  соответствующих учредительных документов;

- представление документов  в территориальные управления  ЦБР (ходатайство, устав банка,  учредительный договор, протокол учредительного собрания, финансово-экономическое обоснование, список учредителей и другие необходимые документы);

- представление документов коммерческим банком в Главное управление ЦБР по работе с коммерческими банками;

- территориальные управления  ЦБР, где создается банк, представляет в Главное управление ЦБР заключение о экономической целесообразности организации банка в этом районе;

- ЦБР выдает лицензию  банку и включает его в классификатор  предприятий и организаций.

Лицензии могут носить временный характер (временные лицензии) в течение года, например, для открытия корреспондентского счета, куда будут зачисляться взносы акционеров в период формирования уставного фонда. Если уставный фонд достиг 50% объявленного размера, то взамен выдается лицензия, позволяющая осуществлять банковские операции, записанные в уставе банка. В течение годового периода должен быть сформирован 100%-ный объявленный уставный фонд. В противном случае создание банка считается несостоявшимся и лицензия аннулируется.

По действующим российским законам коммерческие банки могут  создавать на территории России и  вне ее:

— филиалы;

— дополнительные офисы;

— представительства;

— дочерние банки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Коммерческий  банк, разработка организационной  структуры его аппарат управления

КБ–КО, кот. имеет исключительное право осуществлять след.банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ. и юр.лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физ. и юр.лиц. Орг.структура КБ фиксируется в  учредительных документах. Высший орган АО- общее собрание акционеров, созываемое,  один раз в год. Текущими делами АО руководят правление и СД. Правление состоит из председателя правления, его заместителей и представителей наиболее крупных участников банка. Заседания правления проводятся регулярно, решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя правления является решающим. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. Правление банка представляет ревизионной комиссии все необходимые материалы для проведения ревизии. Ревизионная комиссия составляет заключения по годовым отчетам и балансам банка, без ее заключения баланс банка не может быть утвержден общим собранием акционеров. В состав КБ входит ряд управлений: прогнозирования деятельности, маркетинга, кредитное, валютное, депозитных операций, расчетно-кассового обслуживания, а также бухгалтерия, юридический и другие отделы. КБ может организовывать свои обособленные подразделения — филиалы и представительства.

 

4. Организация  и планирование работы банка  с юридическими и физическими  лицами.

1. Открытие клиентам  банковских счетов, счетов по  вкладу (депозиту) производится банками  при условии наличия у клиента  правоспособности (дееспособности).

2. Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством Российской Федерации.

3. Открытие банковского  счета, счета по вкладу (депозиту) завершается, а банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в Книгу регистрации открытых счетов.

4. В целях организации  работы по открытию и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация принимает банковские правила.

5. Должностные лица банка проводят в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, идентификацию клиента, а также проверяют наличие у клиента правоспособности (дееспособности).

Банки открывают в  валюте Российской Федерации и иностранных  валютах: текущие счета; расчетные  счета; бюджетные счета; корреспондентские  счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основы банковского  маркетинга

Банковский маркетинг — это поиск использования банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.

Главная задача маркетинга состоит в ориентации производителя на нужды конкретных потребителей.

Банковский маркетинг  — это финансовая деятельность, в результате которой денежный поток и виды услуг направлены от производителя к потребителю, иначе — это деятельность по привлечению денежных ресурсов для конкретных субъектов хозяйствования в нужном месте, в необходимое время, по сбалансированной цене. В условиях создания рыночной экономики, когда деятельность банка становится многосторонней, необходимо учитывать спрос на различные банковские услуги (выполнение банком необходимых действий в интересах клиента). Используются различные способы привлечения клиентуры и развития услуг. По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на:

1) активный маркетинг  — проявляется в широкой рекламе, использовании средств связи и коммуникаций для популяризации банковской деятельности (телемаркетинг, проведение конференций, опрос широких групп населения). Важно при этом, чтобы работники банка были заинтересованы в развитии таких услуг (материальная заинтересованность);

2) пассивный маркетинг — публикации в прессе информации о положении банка, выгодах от его определенных услуг и т.д.

Задачи:

1) установление существующих  и потенциальных рынков банковских услуг;

2) выбор конкретных  рынков и установление нужд  заказчика;

3) установление долго-  и краткосрочных целей для  развития новых видов услуг;

4) внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

Цели банковского маркетинга — выявление внутренних резервов и потенциала банка. Факторы, влияющие на цели: требования акционеров и пайщиков, внутренние ресурсы банка, общая культура банка.

 

6. Конкурентный  статус банка и планирование  стратегических позиций на финансовых  рынках

Одна из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая его от иных сегментов  финансового рынка, проявляется  в существовании такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие в финансово-промышленных группах (ФПГ). Оно выделено в качестве одной из форм именно банковской конкурентной борьбы по той причине, что наличие в такой группе банковского капитала.

Следующая особенность конкуренции в банковском деле проявляется в "узости поля" конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.

Данная особенность  заставляет банки конкурировать  в весьма узком спектре операций и сделок, следствием чего является необходимость специализироваться, например, в удовлетворении запросов различных групп потребителей.

Конкуренция между  кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными  финансовыми рынками регулирующего  воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.

Уже при самом  создании кредитной организации  необходимо выполнение такого значительного  числа формальностей и требований, что по сравнению с иными рынками  финансовых услуг их можно рассматривать  как непреодолимые барьеры для входа на рынок банковских услуг других организаций - потенциальных конкурентов.

 

 

 

7. Основы банковского  менеджмента

Банковский менеджмент рассматривает проблемы организации и управления банком и его персоналом, обеспечивает эффективную работу банка наиболее рациональными путями. Менеджмент связан с субъектом управления — банком, центральная фигура — управляющий, который как квалифицированный работник способен организовать четкую работу всего коллектива.

Особенности банковского  менеджмента во многом определяются тем, что банк, используя заемные ресурсы других хозяйствующих субъектов, должен ими распорядиться так, чтобы они принос или доход как самому банку, так и его клиентам. Банк является партнером многих обслуживаемых им предприятий и организаций, поэтому особенно важно доверие между ними. Необходимо учитывать выгодность отношений и в оптимальной мере использовать Мнение людей при принятии решений.

Направления менеджмента  определяются с учетом основных задач. Необходима четкая постановка аналитической работы, позволяющей выявить спрос и предложение на банковские услуги в регионе, оценить значение кредитов в развитии хозяйства. Нужно правильно использовать собственный капитал и управлять им так, чтобы получать высокие дивиденды и удовлетворять социальные потребности коллектива, управлять рентабельностью банка, систематизировать доходы н расходы, сокращать ! издержки.

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому делу"