Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Банковскому делу"
Риск потери деловой репутации – возникает у орг.в результате уменьшения числа клиентов. Стратегический риск – риск возникновения у орг убытков в результате ошибок при принятии управл. решений.Порядок выдачи денег организациям, учет операций. Выдача нал денег организ с их банков сч производится по денежным чекам. Данные опер совершаются расходными кассами. Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдает к/р расходных касс под отчет необходимую сумму денег под расписку в книге учета принятых и выданных денег. Полученную сумму к/р записывает в книге учета принятых и выданных денег. Для получения нал денег клиент предъявляет денежный чек. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу. Получив чек, к/р:+ проверяет наличие подписей должных лиц , оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность подписей.+ проверяет сумму цифрами и прописью.+ проверяет наличие на чеке расписки клиента в получении денег и данных его паспорта. + подготавливает сумму к выдаче.+ сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку.+ повторно пересчитывает сумму денег + выдает деньги и подписывает чек. В конце операц дня к/р сверяет сумму полученных им под отчет денег с суммами, указанными в расчетных документах, и по факту, после чего составляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах. Остаток денег, расходные кассовые документы, отчетную справку к/р сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег зав кассой. При выполнении приходных и расходных операций одним к/р составляется сводная справка о кассовых оборотах. Для учета выдачи нал денежных ср-в организациям используется счет 20202 «Касса кредитных организаций». При списании с р/с клиента суммы денежных средств, выданных ему из кассы банка оформляется проводкой Д40702 К20202Планирование ауд. План и программа ауд. Ауд проверка включает в себя след основ этапы: -Оценка возможности принятия заказа на проведение аудита (предварительное планирование) -Разработка общего плана и программы аудита -Проведение проверки -Подготовка отчета по результатам аудита. А. фирма получив официальное предложение банка с просьбой проведения проверки приступает к планированию аудита. Планирование является начальным этапом проведения аудита. Включает стадии:1. предварительное планирование 2. подготовка общего плана 3. составление программы аудита На этапе предварительного планирования ауд орг должна определить для себя возможность проведения аудита данной кред орг, его обоснованность и согласовать с руководителем банка основные организационные вопросы связанные с проведением аудита. Следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой банка, видами ее деятельности и основными рынками, группам клиентов, структуры капитала, уровнем рентабельности, порядком распределения прибыли, существующих дочерних и зависимых организаций, СВК, принципами формирования оплат труда персонала и др. Источники получения инфо является: Устав Банка; документы о гос регистрации; протоколы заседаний Совета Директоров, собрание акционеров; документы регламентирующие учетную политику; статистическая отчетность и бух учет; документы по планированию деятельности и регламентации организационной структуры банка; внутрибанковские положения; внутренние отчеты аудиторов, отчеты СВК; материалы проверок ЦБРФ, налоговых органов, материалы предыдущих проверок, материалы судебных и арбитражных исков; полученные из бесед с руководителем и персоналом сведения и т.д. Далее аудиторская организация переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с банком. Подготовка общего плана и программа аудита. В процессе подготовки общего плана и программы аудита ауд организация оценивает эффективность СВК. Оно может быть эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостаточной инфо, а также выявляет такую инфо. В общем плане ауд орг должна установить сроки, составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменно инфо руководства банка) и ауд.заключение. По окончанию процесса планирования аудита, общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. После завершения процесса планирования аудиторская организация приступает к непосредственному проведению проверки.
№ 6
Б-6.Способы управл рис-ми. Рис можно управлять, используя различные способы прогнозирования наступления рискового события и своевременно, принимая меры по снижению степени риска. В целях обеспечения фин надежности кред орг обязана создавать резервы (фонды), порядок формирования и использования, а также минимальные нормативы обязательных резервов, устанавливаются Бан Рос. Кред орг обязана осуществлять классификацию активов выделяя сомнительные долги и создавать резервы на покрытие возможных убыт. Каждый б обязан иметь в ЦБРФ сч для хранения обязат резервов и должен выполнять нормативы обязат резервов по срокам, объемам и видам привлеченных денежных ср. Размер обязател резервов в % устанавливается Сов Дир Б Рос. Нормативы кред орган: 1.Норматив Н1 – норматив достаточности собств ср банка (капитала). Минимально допустимое значение норматива, устанавливается в зависимости от размеров собст средств банка: *для банков с размером собственных средств не менее суммы эквивалентной 5,000,000 евро – 10%. *для банков с размером соб средств менее суммы эквивалентной 5,000,000 евро – 11%. 2.Норматив Н2 – норматив мгновенной ликвидности банка. Регулирует риск потери ликвидности банка в течении одного операционного дня. Устанавливается в размере 15%. 3.Норматив Н3 – норматив тек ликв б, регулирует риск потери банком ликвидности на срок до 30 календар дн. Устанавливается в размере 50% Общая характеристика глав и разделов плана счетов. Глава А «Балансовые счета» состоит из 7 разделов:1 раздел «Капитал и фонды б». В нем учитывается Уст Кап АО, ЗАО, фонды б. Все сч пасс и являются собств сред-ми б. 2 раздел «Денеж ср-ва и драг мет». В нем учитывается ден наличн, драг метал, камни, монеты, платеж док-ты в иност вал – то есть ценности кассы б. Все сч активные.3 раздел «Межбанковские оп». В нем учитываются оп по межбанк расчетам, по межб кредитам и депозитам. Происходит чередование актив и пассив счетов.4 раздел «Оп с клиентами». В нем учитываются средс бюджетов РФ, субъектов РФ, местных бюджетов. Ведутся расчеты с клиентами банка по их расчетным, текущим счетам, частных предпринимателей; учет привлеченных денежных средств – депозитов (пассивные счета 410-440), учет выданных кредитов клиентам (активные счета 441-457) и прочие расчеты. 5 раздел «Опер с ценн бум». В нем учитываются активные опер банка с ценн бум (счета 501-519), то есть покупка цен бум и их перепродажа, а также выпуск собств цен бум (на пассивных счетах 520-523). 6 раздел «Средства и имущество». Ведется учет имущества банка, расчеты с работн банка по оплате труда, опер по лизингу и факторингу.7 раздел «Результат деятельности». В нем учитывается фин результат банка (дох, расх, прибыль, убыток банка, распределение прибыли). По главе А составляется ежеднев баланс.Глава Б «Счета доверительного управления». Данную главу банк ведет, если он является доверительным управляющим по договору и принимает в управление ценн бумаги, кредиты, имущество (трастовые операции). Сч делятся на акт и пасс. Нумерация счетов начинается с цифры 8. В обязательном порядке банк не составляет ежедневный баланс по данной главе. Глава В «Внебалансовые счета».Ведется учет неоплаченного Уставного Кап (счет 906), бланков ценн бум, расчетных док-тов (счет 909), опер с валют ценностями. Разных ценностей и док-тов, док-тов связанных с кред-ми и лизинговыми операц. В дан главе 7 разделов и нумерация начинается с цифры 9. По дан главе банк составляет ежедневный баланс. Глава Г «Срочные сделки».Ведется учет различных финан инструментов и сделок, связанных с покупкой денеж средств, драгоц метал, цен бум, по которым дата заключения сделки и дата исполнения не совпадают. Нумерация счетов начинается с цифры 9. Акт и пасс счета парные, то есть каждому активному счету соответствует пассивный счет. По данной главе составляется ежедневный баланс. Глава Д «Счета ДЕПО».Нумерация счетов начинается с цифры 9. Ведется учет хранения ценн бум в депозитарии. На активных сч учитываются цен бум по фактическому их месту нахождения, а на пассивных счетах открываются счета ДЕПО по владельцам ценн бум. По Дебиту отражаются активы – размещенные сред-ва для получения прибыли ( кредиты, дебиторские задолж-ти, кредиты других банков, наличные сред-ва). По Кредиту отражаются пассивы – привлеченные средства (вклады, депозиты, кредиторская задолженность, доходы, прибыль и др.)Ауд б: сущность, необходимость, значение. В современ зарубежной и отечественной практике ауд трактуется разнообразно: 1) Американская ассоциация по бухгалт учету определяет аудит как системный процесс получения и оценки объективных данных об экономич действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям и представляющий результаты заинтересованным пользователям; 2) Европейские специалисты трактуют аудит как процесс снижения до определенного уровня информационного риска, т. е. вероятность того, что в финанс отчетах компании содержатся ложные или неточные сведения для пользователей отчетами; 3) Согласно российским стандартам аудиторской деятельности аудит – это предпринимательская деятельность аудитора по осуществлению независимых проверок бухгалт отчетности, платежно-расчетных документов, налоговых деклараций и других фин обязательств и требований экономических субъектов. Направления аудиторской деятельности: 1) Банковский ауд;2) Ауд страховых организаций и обществ взаимного страхования;3) Ауд бирж;4) Ауд внебюджетных фондов;5) Ауд инвестиционных компаний;6) Общий ауд. По каждому направлению проводится отдельная аттестация и лицензирование на право осуществления аудита.
№ 7
Б-7.Понятие соб ср б, структура, функции, источники. Под собст сред банка понимают различные фонды, создаваемые для обеспечения его фин устойчивости. К соб сред относятся также полученная прибыль по результатам деятельности прошл и настоящ периодов. Структура соб ср может изменяться на протяжении года в зависимости от качества активов, использования собств прибыли и политики б, которая проводится для обеспечения устойчивости капитала. Наличие соб ср-в является необходимым и обязательным условием создания и успешного функционирования любой кред орг. Основным назначением СС б является обеспечение обязательств банком перед его клиентами. Порядок формирования соб кап устанавливается Уставом комм б. Соб капитал выполняет функции: защитную, оперативную, регулирующую. Защитная функция заключается в том, что СК служит источником защиты интересов вкладчиков в случае банкротства банка, гарантом ликвидности для покрытия непредвиденных затрат и убытков. Оперативная функция или функция обеспечения фин основы деятельности банка считается второстепенным, поскольку основными ресурсами для активных операций являются привлеченные средства, а не соб капитал. Соб средства необходимы для получения лицензии осуществления банковских опер. Регулирующая функция СК банка связана с тем, что общество заинтересовано в успешном функционировании банковской системы, как важнейшего условия функционирования экономики страны в целом. Уст капитал является началом деят-ти б, т к он представляет миним размер его имущества и является обязательным для создания банка, как юр лица. Поддержание достаточного уровня капитала – одно из условий банковской стабильности, однако сложно точно определить объем собственного капитала, которым должен распоряжаться банк. Минимальный размер УК является предметом соглашения ЕЭС (европейского экономического сообщества). Его величина установлена на отметке 5.000.000 евро. Формирование УК происходит по разному в зависимости от организационно-правовой формы кред орган. УК кред орган в форме АО составляет из номинальной стоимости акций, она должна быть одинаковой для всех владельцев. Привилегированные акции должны составлять не более 20% от УК. Если банк создан как ООО, то он имеет УК составленный из долей его участников, размер которых определяется учредительными документами. При этом участники кред орг несут ответственность по обязательствам в пределах своей доли. Вкладом в УК общества могут быть: денеж ср-ва, цен бум, имущество и имущественные права имеющие денежную оценку. В процессе деятельности УК банка может изменяться. УК кред орг в форме АО увеличивается путем: увеличение номинальной стоимости акций или размещение дополнительных акций. УК кред орг в форме ООО увеличивается за счет дополнительных вкладов участников в общество. Система расч через РКЦ. Организация и проведение межбанковских опер расчетов через расчетную сеть ЦБРФ возложены на РКЦ. Основная деятельность РКЦ – это обеспечение эффективного, надежного и без функционирования платежной системы. Через РКЦ осуществляются расчеты между кред орг/банками. Обеспечивает учет и контроль расч опер, а также обеспечивает защиту банковских документов и банковской информации от несанкционированного доступа. РКЦ и ГРКЦ выполняют следующие опер:1.Откр и закр кор. счета банков 2.Списывают денежные ср-ва со сч банка 3.Контролируют соблюдение правил и сроков совершения расч оперт4.Учет списания и зачисления денеж ср-тв на кор. счетах Между РКЦ и банком заключается дог-р, в котором оговаривается: -Порядок совершения опер по кор. Счетам -Режим работы кор. Счета -Права и обязанности сторон -Срок действия дог-ра -Режим функционирования сч -Порядок обмена инфор о совершаемых опер по кор. Счету -Размер платы установлен за обработку одного расчетного документа и зависит от направления платежа, а также зависит от способа передачи документа.Прав база ауд деят-ти. В соответствии с Банковским законодательством, а так же с Приказом ЦБРФ о введении в действие Положения «об ауд деятельности в б системе РФ». Деятельность в банках подлежит ежегодной ау-ой проверке. Ауд проводят ауд фирмы или самостоятельные работающие ауд имеющие лицензию ЦБРФ. Для проведения аттестации на право получения лицензии создается Центральное Аттестационно-Лицензионное Аудит Комиссия (ЦАЛАК). Ее функции, права, порядок принятия решений устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России. Решение по вопросам о выдаче квалификационного аттестата аудитора на право осуществления банковского аудита принимается ЦАЛАК, после проведения аттестации претендентов. К аттестации допускаются лица имеющие экономич или юр образование и стаж работы на постоянной основе не менее 3 л, и с последних 5 аудитором, руководителем, бухгалтером, экономистом или другим специалистом по бан деятельности в банк системе. За проведение аттестации взимается плата в 20 кратном размере МРОТ. ЦАЛАК Банка Росс рассматривает результаты аттестации и принимают решение о выдаче или отказе выдачи аттестата претендентам, которое выдается на срок 3 года. ЦАЛАК принимает решение об аннулировании аттестата. А. фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской или другой связанной с нею. А. фирмы по мимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке и ведению бух учета, составлению деклараций о доходах и бух отчетности, по анализу фин.-хоз. Деятельности, оценка активов и пассивов б, консультирование в вопросах фин, налог, банк-го и др. законодательств. А. фирмы не праве передавать полученные ими в процессе ауд сведения третьим лицам, за исключением случаев предусмотренных законом. Для проведения ауд проверки банк самостоятельно выбирает а. фирму.Ауд проверка не может проводиться: - Ауд, являющиеся учредителями, акционерами банка, либо состоящим в близком родстве с лицами или руководителями проверяемой кред орг. - А. фирмами в отношении кред орг являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками и т.д. - А. фирмами оказывавшими данной кред орг услуги по ведению бух уч, а также составления фин отчетности. Банк России может назначить проверку качества а. заключения производимую за счет средств заинтересованного экономического субъекта, либо за счет средств Федер бюджета. Не квалификационная проверка, которая привела к возникновению убытков у государства или экономического субъекта, является основанием для применения к а. фирме мер ответственности среди, которых основным является аннулирование лицензии. Данная мера применяется в следующих случаях: -неоднократное не квалификационное проведение а. проверок или оказания а. услуг-обнаружение после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений -осуществление а. фирмой деятельности не предусмотренной лицензии -предоставление в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения участников и руководителей, за исключением случаев предусмотренных законом -вступление в законную силу приговора суда предусматривающего наказание аудитора -умышленное сокрытие обстоятельств исключающих возможность проведения а. проверки.
№ 8
Б-8.Фонды ком б. Помимо УК банки располагают и другими собст фондами. Источниками формирования таких фондов является чистая прибыль. Периодичность формирования и размер отчислений от чистой прибыли определяется Общим Собранием акционеров банка. Таким образом, должны быть утверждены 2 важных внутренних документа банка: *Положение о формировании фондов, утвержденный Общим Собранием акционеров. Четко определяется периодичность формирования (ежеквартально). *Положение об использовании фондов банка, утвержденный Общим Собранием акционеров или Советом Директоров банка. Раскрывается следующая информация: - цели, на которые может быть использован фонд - распорядители фонда - документы, которыми оформляются распоряжения об использовании фонда С целью обеспечения фин надежности кред орг обязана создавать следующие фонды: 1.Резервный фонд. Необходим для покрытия возможных непредвиденных расх б в процессе деят-ти. Деньги резервного фонда могут быть использованы только: на покрытие убытков по итогам отчетного года; на увеличение УК. 2.Фонд специального назначения. Создается для материал поощрения и социального развития. Источником формирования фонда является чист прибыль. А порядок формирования и направления использования определяется банком самостоятельно. 3.Фонд накопления. Представляет собой нераспределенную прибыль банка. Нераспределенную прибыль резервируют в качестве фин обеспечения. 4.Специальные страховые фонды. Создают при совершении банками крупных опер для страхования от обесценивания вложений в цен бум и возможные потери по ссудам банка. Банки, если это предусмотрено их учредительными документами, могут создавать за счет прибыли оставшейся в распоряжении и другие фонды. непременным условием создания таких фондов является целевое назначение, то есть использоваться они могут на цели определенные в учредительных документах. Исправл ошибочных записей в лиц сч. Ошибки в записи по л/с, которые выявлены при текущем контроле до заключения баланса исправляются путем зачеркивания неправильно записанных сумм и подписью новой. Эти подписи заверяются подписью бух раб-ка. Если запись подлежит аннулированию, то она зачеркивается тонкой линией и подписывается «не считать». Если после обработки информации таким способом внести исправления нельзя, то ошибочные записи исправляются путем стормирования, то есть записывается новое правильная запись, которая помечается отличительным знаком и ответственным исполнителем, составляется два ордера, которые подписываются работником и контролером.
Ауд док-ва и их источники. Для обоснования своего мнения о достоверности бух отчетности, ауд должен получить аудиторские доказ-тва. На основе следующих процедур: -детальная проверка правильности отражения в бух уч оборотов и сальдо по счетам. -аналитическая процедура. -проверка (тест) средств внутреннего контроля. Аудиторские доказательства могут быть внешн и внутрен, а также смешанными. Внутренние ауд доказательства. Это инфо полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде. Внешние аудиторские доказательства. Это инфо полученная от третьей стороны в письменном виде. Смешанное аудиторское доказательство. Это инфо полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная в письменном виде третьей стороной. По степени ценности и достоверности для ауд орган, эти доказательства располагаются так: Внешние, Смешанные, Внутренние. Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Их достаточность в каждом конкретном случаи определяется аудитором самостоятельно на основе оценке СВК и величины их аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения ауд должен собрать достаточное кол-во качественных доказательств. Собранные доказательства отражаются ауд в его рабочих документах составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бух учета и организации внутреннего контроля, а также бланков таблиц и протоколов отражающих планирование, и выражение изложения результатов аудиторской сделки. Источники аудиторских доказательств: 1.Первичные документы экономич субъектов и третьих лиц. 2.Регистры бух учета. 3.Результаты анализа ФХД 4.Устные высказывания сотрудников экономического субъекта.5.Составление одних документов с другими. А также с документами третьих лиц. 6.Результаты инвентаризации имущества. 7.Бух отчетности. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считается доказательства полученные аудитором непосредственно в результате исследований хоз операций. Если аудируемое лицо не предоставила аудиторской фирме существующие документы в полном объеме, не в состоянии собрать необходимое кол-во аудиторских доказательств по какому-либо счету или операции, то ауд фирма обязана это отразить в отчете, и имеет право подготовить отриц ауд заключение.
№ 9
Б-9.Депозитные опер б. Специфика кред орг состоит в том, что осн часть ее ресурсов формируется за счет не собств средств, а привлеченных. Привлеченные ср-ва покрывают до 90% всей потребности в денежных ср-вах. Комм банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, физ лиц, а также других банков в форме вкладов. Депозит (вклад) – это денежные ср-ва в налич или безнал формах, в национальной или иностр валюте переданные в банк для хранения на определенных условиях. Сами операции по привлечению денежных средств называются депозитными. Депозиты являются первоочередным источником денежных ср пасс опер. Отношения между банком и другой стороной регламентируются договором банковского вклада. Согласно договору банк обязуется выплатить не только денежную сумму отданную на хранение, но и %. % начисляются двумя способами:1.При простой ставке начисление % осуществляется в конце периода размещения средств. Базой для начисления % служит первоначально размещенная сумма. 2.При сложной ставке. После окончания очередного периода начисления доход не выплачивается, а присоединяется к остатку, который имеется на начало этого периода. А в последующие периоды % начисляются на сумму с прибавленными в предыдущих интервалах времени %. Сведения о вкладах, вкладчиках и банковских счетах составляют банк тайну. Депозиты могут классифицироваться по признакам: - в зависимости от категории вкладчика. Депозиты принято разделять на депозиты физ и юр лиц. Депозиты: *в зависимости от вкладчика (депозиты населения и субъектов хозяйствования) *в зависимости от срока вложения (до востребования, срочные и специальные депозиты) *в зависимости от валюты (в национальной валюте и в иностранной)
Банк идентификационные коды. С 1996 года с целью внедрения современных технологий, отвечающие международным стандартам на территории РФ ведена система 9-значных БИКов. При проведении межбанковских расчетов должны соблюдаться принципы организации безнал расч:1.Списание банком со счета клиента производится по распоряжению владельца счета и если это установлено законодательством. 2.Оплата документов со сч производится с соблюдением очередности платежей. 3.Расчеты между клиентами одного банка производятся путем списания или зачисления ср-тв по счетам клиента миную кор. счета банка.
4.Расчетно-денежная
документация принимается