Шпаргалка по "Деньгам, кредиту, банку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:33, шпаргалка

Краткое описание

Роль денег в рыночной экономике
Сущность и типы денежных систем
Элементы денежной системы

Вложенные файлы: 1 файл

ответы финансы.docx

— 68.29 Кб (Скачать файл)

 Внешними источниками финансирования  бюджетного дефицита являются  кредиты международных финансовых  организаций в том числе Международного валютного фонда (МВФ).

Основные задачи политики в области  финансирования дефицита федерального бюджета:

·увеличение доли бюджетных заимствований  в небанковском секторе за счет привлечения  средств населения, предприятий  и др. инвесторов;

·продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

В целом  задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим  образом:

 ·удержать экономику от спада  производства;

 ·обеспечить финансовую стабилизацию;

 ·стимулировать инвестиционную  активность, добиться увеличения  доли накопления в национальном  бюджете;

·сокращать непроизводительные расходы  бюджета на государственные дотации  отдельным отраслям сферы материального  производства;

 ·укреплять доходную часть  бюджета за счет совершенствования  налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

·создание системы действенного финансового  контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

 ·усиление контроля за величиной государственного долга.

 

  1. Принципы построения и структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство - это структура  и принципы построения бюджетной  системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она  состоит из бюджетов трех уровней:

I уровень - федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

II уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

III уровень - местные бюджеты. 

Помимо вышеперечисленных видов  бюджетов существует еще консолидированный  бюджет, который представляет собой  свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории. Например, консолидированный  бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена  на основе следующих принципов:

  • Принцип единства (обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.)
  • Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
  • Самостоятельность бюджетов всех уровней (выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах)
  • Принцип сбалансированности бюджета (объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета)
  • Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
  • Принцип достоверности бюджета (надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. )
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов (необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке. )
  • Принцип гласности (необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати)
  • Принцип адресности и целевого характера (бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования)

 

  1. Доходы и расходы федерального бюджета

Федеральный бюджет — ведущее звено  бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы). Он является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий  силу закона после его утверждения  Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета —  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном порядке в  соответствии с бюджетным и налоговым  законодательством Российской Федерации  в распоряжение федеральных органов  государственной власти РФ.

Налоговые: таможенные платежи, гос.пошлины, фед.налоги и сборы.

Неналоговые: доходы от продажи и аренды гос.имущества + от платных услуг, прибыль ЦБ, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета —  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального  дохода, используемого на общегосударственные  цели.

Капитальные расходы бюджета —  часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство  основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть  расходов бюджета, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, бюджетных учреждений, состоящих  на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным  отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее  финансирование.

Кроме того, средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

 

  1. Система межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения – отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления. Межбюджетные принципы:

1) распределение и закрепление  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы Российской  Федерации;

2) разграничение (закрепление) на  постоянной основе и распределение  по временным нормативам регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

3) равенство бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенство  бюджетных прав муниципальных  образований;

4) выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

5) равенство всех бюджетов Российской  Федерации во взаимоотношениях  с федеральным бюджетом, равенство  местных бюджетов во взаимоотношениях  с бюджетами субъектов Российской  Федерации. 

В настоящее время по уровню децентрализации  бюджетных ресурсов Россия практически  не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет  крайне высокую, даже по меркам унитарных  государств, централизацию налогово-бюджетных  полномочий. При этом федеральным законодательством установлены крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особое место в системе мер  по реформированию межбюджетных отношений  отводится внесенным Путиным  в 2003 г. в Государственную Думу проектам Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанные законопроекты 21 февраля 2003 г. приняты Государственной Думой в первом чтении. направлен на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на повышение эффективности государственной политики, на стабилизацию межбюджетных отношений.

 

  1. Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты

Финансы субъектов Российской Федерации  представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования  региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально- экономических  задач субъектов Федерации. Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов Российской Федерации включают в себя: средства бюджета субъекта Федерации, государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта Федерации, другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта Федерации. В широком смчсле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.

Финансы субъектов Российской Федерации  основываются на следующих п р и н ц и п а х: самостоятельность, бюджетный федерализм, государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления), прозрачность, гласность.

Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и вводят своими законами областные (республиканские и т. п.) налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения  и сборов, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным  законодательством.

Функционирование и развитие финансов субъектов Российской Федерации  основываются на концепции региональной финансово- экономической политики, основными целями которой являются: обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в Российской Федерации, основанного на едином экономическом пространстве, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов, приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.

Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого  общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием  основных финансово-экономических  институциональных структур.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также  контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

В качестве составной части сметы  в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных  населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В доходы местных бюджетов зачисляются  местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов  и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам  местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества  в аренду, от местных займов и  лотерей, часть прибыли муниципальных  предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов.

 

  1. Государственные внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд —  фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются  в порядке, установленном Бюджетным  кодексом России, а также иными  законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации  на соответствующий год.

Внебюджетные фонды, являясь составной  частью  финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • Запланированы органами власти и управления имеют строгую целевую направленность
  • Денежные средства фондов используются для финансирования гос.расходов не включенных  в бюджет
  • Формируются в основном за счет обязательных отчислений юр.ифиз.лиц
  • Страховые взносы в фонды и взаимоотношения при их уплате имеют налоговую природу (тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными) регулируются налоговым кодексом
  • Являются гос.собственностью
  • Форма перераспределения ресурсов

Экономические – ивестиции в различные области например науки

Социальные:

- Пенсионный фонд РФ (источники:  взносы юр.лиц, работодателей, работающих, ассигнации из фед.бюджета)

- Фонд социального страхования  – обеспечение соц.пособий (источники: страховые взносы предприятий и других хоз.субъектов, независимо от форм собственности, фед.бюджет, доходы от инвестирования временно свободных средств фонда, добровольные взносы граждан и юр.лиц)

-Фонд обязательного медицинского  страхования (источники: обязат.страх.взносы работодателей, работющих, фед.бюджет)

Назначение внебюджетных фондов:

1) влиять на процесс производства  путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные  мероприятия, i финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3) оказывать социальные услуги  населению путем выплат пособий,  пенсий, субсидирования и финансирования  социальной инфраструктуры в  целом;

4) предоставлять займы, в том  числе зарубежным партнерам, включая  иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных  органов власти – центральных, республиканских  и местных.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньгам, кредиту, банку"