Экономико-правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Правовые и экономические основы деятельности центральных банков».

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Правовые и экономические основы деятельности Центрального банка РФ...................................................................................................................5
1.1. Экономико-правовые основы деятельности Банка России.......................5
1.2. Взаимодействие Банка России с органами законодательной и исполнительной власти.................................................................................8
Глава 2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ.....................14
2.1. Инструменты и методы денежно-кредитной политики..............................14
2.2. Денежно-кредитная политика на современном этапе развития экономики...............................................................................................................22
Глава 3. Роль Центрального банка РФ в развитии банковского сектора.........33
Заключение.............................................................................................................38
Список использованной литературы...................................................................41

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 81.99 Кб (Скачать файл)

     Особенности взаимоотношений Банка России и  Государственной Думы РФ урегулированы  в Конституции РФ и Федеральном  законе. Установлено, что Банк России подотчетен Государственной Думе РФ как представительному и законодательному органу. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что  назначение и освобождение от должностей Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России осуществляются Государственной Думой. Помимо этого  на рассмотрение Государственной Думы России представляется годовой отчет Банка России и аудиторское заключение, при этом аудиторская фирма для проведения аудиторской проверки Банка России также определяется Государственной Думой РФ. Одной из форм подотчетности Банка России Государственной Думе РФ является ее право проводить парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей10. Дважды в год Государственная Дума РФ (Госдума) заслушивает доклады Председателя Банка России, которые приурочиваются к представлению годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год Банк России представляет в Госдуму ежегодно не позднее 1 декабря. Этот документ включает следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Проект основных направлений единой государственной и денежно-кредитной политики предварительно представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Окончательный вариант основных направлений рассматривается Госдумой, которая и принимает по данному вопросу соответствующее решение. Кроме того, Банк России обязан представлять в порядке, установленном федеральными законами, иную информацию по вопросам, интересующим Госдуму, отнесенным к ее компетенции, а также информировать о допущенных каким-либо государственным органом или иным лицом нарушениях принципа независимости Банка России.

     Особое  значение имеет организация взаимодействия Банка России и Федерального Собрания РФ в процессе законотворческой деятельности, и в частности по вопросам, отнесенным действующим законодательством  к компетенции Банка России (например, о совершенствовании банковского  законодательства и правовом регулировании  банковской системы и банковской деятельности в РФ).

     Взаимоотношения Банка России с Правительством РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Реализуя возложенные  на него функции, Банк России активно  взаимодействует с Правительством РФ: участвует в разработке экономической  политики Правительства РФ; совместно  с Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; Банк России и Правительство  РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации (ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона). В соответствии с Конституцией РФ Правительство  РФ разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Госдуме  отчет об исполнении федерального бюджета, проводит в РФ единую финансовую, кредитную  и денежную политику (п. 1 ст. 114). В  заседаниях Правительства РФ принимает  участие Председатель Банка России или по поручению Председателя один из его заместителей.

     Правительство РФ также участвует в заседаниях Совета директоров Банка России. Представителями  Правительства РФ в этом случае являются министр финансов РФ и министр  экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей, имеющих право  совещательного голоса (ч. 2 ст. 19 Федерального закона).

     Помимо  взаимного представительства Правительства  РФ и Центрального банка РФ Правительством РФ создано большое количество всевозможных советов, комиссий, рабочих групп  при Правительстве РФ по вопросам банковской деятельности11.

     Основополагающее  значение для финансово-кредитной  системы России имеет координация  взаимных действий Банка России и  Минфина России. Например, Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ч. 4 ст. 19 Федерального закона). Действующим банковским законодательством предусмотрено также заключение в необходимых случаях соглашений между Банком России и Минфином России о проведении операций с федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операций по обслуживанию государственного долга (ст. 23 Федерального закона).

     Являясь федеральным органом по управлению финансами в РФ, Минфин России осуществляет функции, тесно связанные с деятельностью  Банка России, в частности в  области денежного обращения, государственного кредита, в области развития рынка  ценных бумаг, валютного регулирования, налоговой системы12.

     В соответствии с действующими правовыми  актами предполагается тесное сотрудничество Банка России с Федеральным казначейством  РФ, созданным Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 и являющимся единой централизованной системой органов, подчиненной Минфину России.

     Взаимодействие  Банка России с федеральным казначейством  осуществляется по следующим основным направлениям:

     а) исполнение федерального бюджета;

     б) осуществление надзора за соблюдением  бюджетными организациями действующего законодательства.

     Кроме того, федеральное казначейство совместно  с Банком России управляет и обслуживает  государственный внутренний и внешний  долг РФ.

     Важное  значение имеет организация согласованных действий Банка России и федерального казначейства при реализации федеральным казначейством своих прав по проведению в банках и иных финансово-кредитных организациях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета РФ, а также при получении необходимых в ходе проверок объяснений, справок и сведений; по получению от представителей организаций справок о состоянии счетов предприятий (организаций), использующих средства республиканского бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, внебюджетные (федеральные) средства.

     Осуществляя функции государственного управления банковской и кредитно-денежной системами, функцию банковского обслуживания, Банк России взаимодействует с органами судебной власти13. Так, Банк России может обратиться в суд от имени государства для защиты государственных и общественных интересов, для защиты собственных интересов. Кроме того, Банк России является организацией, на которую судом может быть возложена обязанность исполнения судебных решений о взыскании денежных средств, принадлежащих лицам, состоящим на банковском обслуживании в Банке России, а также в иных установленных законом случаях (например, когда ответчиком является Банк России).

     Таким образом, без налаженного механизма  взаимодействия между органами власти и управления невозможно обеспечить: а) скоординированность действий в интересах достижения общих задач, стоящих перед государством и обществом, в осуществлении денежно-кредитной и банковской политики; б) наибольшую эффективность исполнения Банком России возложенных на него функций; в) исключение какого-либо дублирования полномочий между органами государства в рассматриваемых сферах, а в отношении Банка России, кроме того, — реализацию на практике принципа его независимости. Поэтому, наряду с соблюдением принципа своей независимости, Банк России обязан тесно взаимодействовать со всеми органами государственной власти РФ при осуществлении возложенных на него функций государственного управления.

Глава 2. Денежно-кредитная  политика Центрального банка РФ

     2.1. Инструменты и  методы денежно-кредитной политики

     Денежно-кредитная  политика, осуществляемая центральным  банком, является составной частью экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Она нацелена на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы14.

     Борьба  с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты, как конечная цель экономической  политики государства и ее составной  части – денежно-кредитной политики – достигается в основном путем  развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно  на увеличении сбережений стабильного  характера, а не на эмиссии денежных активов, то есть развития целесообразного  взаимодействия финансового и реального  секторов экономики.

     Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции15. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны16.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     Основными инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются17:

     - рефинансирование банков;

     - процентные ставки по операциям  центрального банка; 

     - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Баке России (резервные  требования);

     - валютное регулирование; 

     - операции на открытом рынке; 

     - прямые количественные ограничения; 

     - установление ориентиров роста  денежной массы; 

     - выпуск от своего имени облигаций.

     Термин  "рефинансирование"  означает  получение   денежных   средств кредитными  учреждениями  от  центрального  банка.  Центральный  Банк  может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные  бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

     В  случае  повышения  Центральным  Банком  ставки  рефинансирования, коммерческие банки будут  стремиться  компенсировать  потери,  вызванные  ее ростом  (удорожанием  кредита)   путем   повышения   ставок   по   кредитам, предоставляемым  заемщикам. То  есть,  изменение  учетной  (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок  по  кредитам  коммерческих  банков.

     Последнее является главной целью данного  метода  денежно-кредитной  политики Центрального Банка. Например, повышение  официальной учетной ставки в  период усиления инфляции вызывает рост процентной  ставки  по  кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит  к  их  сокращению,  поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

     Центральным банком используются следующие инструменты  рефинансирования18:

     - переучет векселей;

     - предоставление внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов. Суть последнего — предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

     - ломбардный кредитный аукцион; 

     - операции РЕПО и др.

     Переучет  эмиссионным банком векселей субъектов  хозяйствования, то есть покупка центральным  банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

     Операции  переучета векселя также используются центральным банком для регулирования  ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Информация о работе Экономико-правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации