Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:35, реферат
Задача семинара - выявить стилистические и жанровые особенности портретного очерка в контексте современных массмедиа. Разработанная нами методика анализа журнальной периодики1 помогла нам исследовать очерк как медиатекст, отличающийся от других массмедийных форм коммуникации. В портретном очерке наиболее ярко проявляется позиция автора, что обусловливает наличие целенаправленной коммуникативной стратегии. Студенты имеют возможность:
Жанр (фр. ganre - род) – В.Г.Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» отметил, что все формы повествования могут взаимодействовать на уровне одного произведения, это подтверждает мысль о подвижности жанровых границ. Жанровая концепция М.М.Бахтина заслуживает особого внимания. По Бахтину, речевой жанр характеризуется тем, что «тематическое содержание, стиль и композиционное построение неразрывно связаны в целом высказывании и одинаково определяются данной сферой общения». Выделяя «концепцию адресата», Бахтин подчеркивает, что пишущий или говорящий должен приспосабливаться к читателю (слушателю), и только в этом случае будет правильно найдена жанровая форма общения.
Современное жанроведение, продолжая теорию Бахтина, акцентирует специфику адресата в коммуникативном пространстве: в журналистике коммуникативная цель общения с читателем становится жанровым признаком, наиболее типологически значимым».
Идентифицировать (лат. identif
Интерпретировать (лат. interpr
Коммуникативная
матрица журналис-
тики событие–медиасобытие–
Коммуникативная
модель медиатекста в зависимости от выбранной журналистом коммуникативной стратегии (имеется в виду акцент журналиста на информации разного типа: концептуальной, развлекательной, рекламной, сенсационной и др.) выстраивается коммуникативная модель медиатекста. Медиасобытие становится основой познавательной и функционально-прагматической деятельности журналиста.
Коммуникативное
намерение автора или авторская интенция (лат. intention – стремление) – в коммуникативной стилистике акцентируется значение «целенаправленного намерения». В соответствии с коммуникативной матрицей журналистики - событие - медиасобытие – медиатекст - автор становится соучастником медиасобытия и выбирает нужную коммуникативную стратегию и тактику.
Коммуникативная
стилистика новое направление
в изучении текста, формирующееся на стыке
с другими науками, в частности с функциональной
стилистикой. Коммуникативно-деятельный
аспект является основным, соотнесенность
автор-адресат расширяется в контексте
коммуникативно-речевой парадигмы: автор–медиасобытие–медиатекст–
Композиция (лат.compositio – c
мотивированное расположение деталей в повествовании и взаимное соотношение этих деталей.Термин «композиция» рассматривается в истории литературоведения или языковедения в контексте других терминов и понятий таких, как: архитектоника, контекст, текст, медиатекст.
Контент (англ. content – содержание) информационное наполнение массмедийных носителей. В широком значении – это содержательное наполнение сайта, в более узком – содержание материалов, которые входят как составляющие сайт. Значение термина «контент» расширяется: понятие «контент-анализ» используется в разных науках, в частности в коммуникативной стилистике.
Креатив (англ. create – создавать) – в русский язык это слово вошло в последнее десятилетие в значении – «относящийся к творчеству» или творческому процессу (креативные идеи). Как правило, креаторы работают в креативных отделах рекламных агентств.
Медиа все каналы коммуникации, обеспечивающие доставку рекламной информации. К медиа относятся не только СМИ, но и все виды наружной рекламы, Интернет и прочее.
Массмедиа синоним СМИ. Традиционно под этим термином понимаются такие каналы массовой коммуникации, как телевидение, радио и пресса, обеспечивающие массовую доставку широкой информации.
Медиатекст рассматривается в
контексте коммуникативной матрицы журналистики:
«событие-медиасобытие-
Очерк основным признаком очерка является образное осмысление реального события или явления. Как правило, очерк документален. При создании очерка автор опирается на факты, позволяющие раскрыть типические характеры в типических обстоятельствах. Факт в очерке важен и сам по себе и как материал для создания образного повествования.
Перифраз или
перифраза (греч.perifraoig – пересказ) стилисти-
ческий прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки не названного прямо предмета. Строится на принципе развернутой метонимии.
Ты знаешь край, где все обилием дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора…
(А.Толстой)
Персонифицировать (лат. person
Рекреативный (фр. recreatif – рекреация, забавный, развлекательный) – понятие «рекреативной журналистики» вошло в отечественные СМИ с начала 90-х годов ХХ века, в то время, когда глянцевые журналы начали активно пополнять рынок массмедиа.
Риторический канон модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Это проверенная веками схема построения речевого произведения, лежащая в основе создания любого текста (письменного или устного). Знание этой модели необходимо журналисту, поскольку позволяет оперативно и эффективно работать в массмедийном социуме.
Типичный риторический канон предлагает четыре важнейшиоыве части: 1) введение, 2) рассказ или изложение 3) повествование или способ убеждения; 4) заключение. Эта модель легла в основу современного толкования основных типов речи: повествования, описания, рассуждения. В свою очередь, значение этих категорий расширяется за счет включения массмедийного контекста.
Троп (греч. tpo og – осн.значение – поворот в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.
Фигура, фигуры (лат. figura – очертание, образ) – особые стилистические обороты, которые используются в художественной литературе в целях создания образной выразительности. Риторические или стилистические фигуры включают в себя все тропы, а также градацию, параллелизм, эллипс, силлепс, солецизм, анафору, эпифору, умолчание и другие стилистико-синтаксические приемы, которые широко используются в портретном очерке.
Эпитет (греч. epifetov – приложение) – образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. В эпитете может быть скрыто художественное сравнение,
которое легко угадывается (например, «сахарный снег» - белый снег с блестящими крупинками, как сахар), в этом случае эпитет сближается с метонимией. В таком жанре, как портретный очерк, эпитет обладает яркой оценочностью (вводится понятие «публицистического эпитета»).
Эссе (франц. essai, англ. essay или assay – опыт, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – в отличие от очеркового повествования, автор эссе стремится прежде всего выразить свои философские размышления о жизни и судьбе, красоте и вечности. На первый план выступает личность автора, максимально выражается авторское «Я».
Портретный очерк
«Принцесса Диана: истоки культуры»
(Журнал «Psycholojies», сентябрь 2007 года)
событие-медиасобытие-
1 Виноградский В.В., Куницына Н.В. Глянцевая журналистика. Метод анализа. М., 2007
11 Щерба Л.В. Современный русский литературный язык. В кн.: Щерба Л.В. Избранные труды по русскому языку. М., 1957
2 Юзефович, «Речевые средства портретной характеристики персонажей в очерках В.М.Пескова».
«Журналистика в 2008 году», М., 2009,с. 439
2 Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. С.-Петербург, 2002, с.44
32 Сметанина С.И. Указ.соч., с. 6
43 Шкондин М.В. В кн.: Средства массовой информации России. М., 2005, с. 205
54 Основы медиабизнеса. Под ред. Вартановой Е.Л. М., 2009, с. 76
Информация о работе Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа