Жанры журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Аналитический:
корреспонденция, комментарий, колонка, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.
Корреспонденция –
жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Вложенные файлы: 1 файл

Жанры журналистики.docx

— 37.62 Кб (Скачать файл)

Жанры журналистики:

Аналитический:

корреспонденция, комментарий, колонка, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.

Корреспонденция –

жанр, предметом которого выступает  отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист  не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Колонка –

жанр, получивший широкое распространение  только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок, от англ. column) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.

Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки.

Рецензия –

слово «рецензия» латинского происхождения. В переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв». Рецензия как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление  его анализа (идея произведения,  ее актуальность и способы выражения).

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и  разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий:

– рецензия-статья (традиционная форма);

– рецензия-интервью (диалог, круглый  стол);

– рецензия-фельетон (остро критическая);

– рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов  – из истории искусств, из биографии  творческих деятелей);

– рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая  к аннотации).

В задачи автора рецензии входит сообщение  читателю о новом произведении и  оценка его, тем самым журналист  способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию. Учебники и  пособия отмечают, что рецензия –  жанр не субъективный, а основанный на аргументированном разборе источника. В действительности ситуация сложнее. Очень часто оценки одного и того же произведения оказываются диаметрально противоположными – даже у признанных, авторитетных критиков. Таким образом, рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую  анализ произведения.

Главная особенность рецензии заключается  в том, что объектом исследования в ней выступает отраженная действительность, другими словами, рецензия является информацией об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в рецензии подвергается вторичной  обработке.

Каждый вид критики (литературная, театральная и т. д.) имеет свои особенности, обусловленные спецификой того вида искусства, которое находится  в ее компетенции. Решающее значение в рецензии имеет авторская осведомленность  в данной теме. Чем фундаментальнее  знания критика, тем содержательнее рецензия, убедительнее аргументация, авторитетнее оценка.

Глубина критического анализа зависит  от предполагаемого места публикации рецензии. На страницах специализированного  издания рецензия полнее, серьезнее, сложнее для понимания человеку «со стороны», дилетанту. В рецензиях, предназначенных для массовых газет  и журналов, форма изложения и  содержание должны быть проще, ориентированы  на массового зрителя, читателя, слушателя.

 

Статья –

термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди  которых различают следующие  типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая  статья, научно-популярная статья, полемическая статья, передовая статья.

Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.

Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.

Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.

Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.

Почти вымерший вид – передовая  статья – носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует  основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией.

Статья характеризуется широтой  анализируемого материала, обобщение  которого дает автор. Если в корреспонденции  журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую  социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и  явлений, тесно взаимосвязанным  между собой.

При подготовке статьи, как и других аналитических материалов, очень  важно учитывать требования, которые  предъявляются к материалам такого характера. Использование аналитических  операций, логических методов познания действительности – без этого  текст не может претендовать на звание аналитического.

Задачи, стоящие  перед автором статьи:

1.         Разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости.

2.         Анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем.

3.         Критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров. 

 

Признаки  статьи:

1.      Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.

2.      Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.

3.      Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность.

4.      Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления.

5.      Построение от простого к сложному, от видимого  к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.

 

Предметом отображения в статье может выступать событие, процесс, социальная ситуация.

По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две большие группы.

1.             Статьи, ориентированные на научный стиль изложения. Такие тексты характеризуются строгостью языка, обилием терминов, сложным синтаксисом, передающим логический характер размышлений автора и позволяющим «сжимать» информацию.

2.             Статьи, ориентированные на непринужденное, «беллетризованное» изложение. В таких текстах активизируется авторское «я», используются экспрессивные приемы (ирония, гипербола), разговорная лексика. Заметно изменяется синтаксис, приобретая разговорную окраску – увеличивается число недлинных предложений, бессоюзных связей. В современных условиях «интимизации» газетной речи удельный вес статей этого типа заметно возрос.

 

Обозрение и обзор –

 по своему стилистическому  строю к статье примыкает обозрение.  Однако от статьи его отличает  концентрация не на логических  связях, а на эффектных и наглядных  примерах, деталях. Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий,  и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п.

Близко к обозрению примыкают  такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ.

Обзор писем в редакцию, как и  обозрение, может базироваться на тематической и временной основе.

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-публицистический:

зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.

 

Эссе –

жанр, находящийся на пересечении  литературы, публицистики, науки.

Литературоведческий словарь определяет эссе как «прозаическое сочинение  небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления  и соображения по конкретному  поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или  исчерпывающую трактовку предмета»

Выделяются  различные виды эссе:

- художественно-критическое или литературно-критическое.

В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях  музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.

- философское.

Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и  о человеке.  Яркие примеры философских эссе  – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

- Автобиографическое, личностное эссе.

В таком эссе  автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления. 

Разнообразны литературные формы  эссе, среди них: проповедь, статья,  дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово.

 

 

 

 

 

 

Фельетон –

сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни. Главным отличием фельетона как жанра является то, что повествование в нём ведётся от лица неживого предмета.

Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом. Как следует из теории литературы, сатира отрицает явление в основных его особенностях и подчеркивает его неполноценность. Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

В советской журналистике к «фельетонным»  фактам относились тунеядство, спекуляция, бюрократическая волокита, халатность, недобросовестность, воровство и  т.д. Фельетон был рассчитан, во-первых, на лиц, конкретно связанных с проблемами, затронутыми в отдельном фельетоне, а во-вторых, на широкий круг читателей, влияние на которых составляло едва ли не главную задачу выступления автора. Таким образом, опираясь на негативные факты, фельетонист выстраивал цепочку суждений, которые постепенно приводили читателя к мысли, что этот факт не только негативен для общества в целом, но и требует оперативного вмешательства в данную ситуацию для полного искоренения пагубного явления. Центр тяжести сюжета переносился с непосредственного изображения событий на их осмысление. Не менее важную роль в фельетоне играл талантливо поданный образ персонажей, ведь посредством их хорошей зарисовки фельетон достигал своей цели.

В новое время фельетон пережил  серьезную трансформацию. В роли «фельетонных» фактов, как правило, выступают общественно-политические явления: внутриполитическая обстановка в стране, международные отношения. Ведущими темами фельетонов, соответственно, становится политика, экономика, некоторые  социальные аспекты.

В фельетоне достоверность фактов, используемых автором, является обязательным условием. Чаще всего факты освещаются сатирически и в фельетонах документальных, и в фельетонах, прибегающих к  обобщенным образам. Но, тем не менее, эти факты остаются практически  неизменными.

Типичный пейзаж, свойственный фельетонам 20-х годов мы можем найти, например, у И.Ильфа и Е.Петрова. Их фельетон «Веселящая единица» содержит следующее описание природы: «Было такое нежное время в текущем бюджетном году. Был такой волшебный квартал – июнь, июль, август, когда косили траву на московских бульварах, летал перинный тополевый пух и в чистом вечернем небе резались наперегонки ласточки» [Ильф, Петров 1990: 153]. Ирония создается здесь с помощью сопоставления несопоставимых понятий. В результате получается не обычный, а пародийный, иронически стилизованный пейзаж, часто применяемый при создании фельетона. Не только пейзаж, но и большинство компонентов обычного художественного произведения – диалог, портрет и многие другие – подвергаются переосмыслению и стилизации.

 

Очерк

- самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Таким образом, очерк – оперативный  художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто  в публицистической интерпретации).

Наиболее  бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

-По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла:  документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).

-По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

Информация о работе Жанры журналистики