Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад
Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.
Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.
С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой — необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.
Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.
Ученые
признают относительный характер общественного
сознания. Дело в том, что многие
идеи, взгляды людей, их нравственные
убеждения обладают значительной устойчивостью,
живучестью и довольно долго сохраняются
в сознании людей, их поступках. Они
могут сохраняться даже тогда, когда
уже нет тех объективных
Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, оспринимается как прекрасное.
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи — новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.
6. Социальные роли журналистики.
Журналистика – деятельность, направленная на сбор, обработку и передачу социально важной информации читательской аудитории при помощи специальных средств.
Обычно выделяют 5 осн ф-ций: инф-я, просветительская, воспитательная, регулятивная,гедонистич-я. Но можно сказать, что Основная функция журналистики – социальная. Чтобы раскрыть эту ф-ю, нужно рассм-ть социально-ролевую хар-ку журналистики. (Основы журналистики. С.Г. Корконосенко).
Журналистика связана с политической, экономической, социальной, духовной жизнью. В каждой из этих сфер она играет определенную роль: в политической: регулирующая роль.участвует в процессах управления обществом. в экономической: производственно-экономическая роль, товарная сущность ЖР. Процесс оплаты материала. в социальной: информационно-коммуникативная роль. Роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений- усвоением ими социально-культурного опыта предш-ов и включением в контекст обществ отн-й. в духовной: духовно-идеалогическая роль. Просвещение, убеждение. воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни.
Журналистика по своей природе социальна и поэтому призвана осуществлять свою деятельность во имя максимально полного взаимодействия различных сегментов аудитории. Журн-ка ф-ет в системе многообразных социальных интересов, что предполагает работу со всеми социальными группами.
Социальная значимость материалов в журналистике выражается в том, что на первый план в журналистском творчестве (применительно к общественно-политическим СМИ) выходят темы, которые интересуют не узкий аудиторный сегмент, а подавляющую часть населения. Речь в данном случае идет преимущественно не о том, что писать (поскольку практически любая тема может иметь общественно значимый характер), а о том, как это делать. «Среднестатистический» человек всегда будет в большей степени интересоваться вопросами своего здоровья, безопасности, личного благополучия, нежели вопросами «большой» политики, экономики и т. д.
Корконосенко: «Журналистике свойственна социальная активность (и энергичное влияние на общественную жизнь). Сущность ролевой характеристики как раз и заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями»
Прохоров: «Функции
журналистики. Исходная функция: коммуникативная
– функция общения, налаживания
контакта. Непосредственно-
7. С.Н.Корконосенко
функциями журналистики называет совокупность
ее социальных ролей. Сущность ролевой
характеристики заключается в выявлении
ряда социальных обязанностей, которые
пресса выполняет в соответствии с общественными
запросами и ожиданиями. Эти обязанности
она выполняет в различных системах: экономике,
политике, социальной жизни и духовной
жизни. И в каждой из этих систем журналистика
функционирует по законам этой системы.
Петербургская школа журналистики выделяет
следующие функции: - Производственно-экономическую,
-Регулирующую, - Информационно-коммуникативную,
- духовно-идеологическую. Роли тесно взаимосвязаны
и объединены в единый общественный организм.
Функции журналистики характеризуют совокупность
ее обязанностей и выполняемых ею задач,
способ жизнедеятельности в обществе
(определение Е.П.Прохорова). Московская
школа журналистики выделяет следующие
функции: - Коммуникативная (
Коммуникативная функция. Рассматривая образ жизни высших биологических существ – животных и человека, нужно отметить, что в нем выделяется две стороны: контакты с природой (деятельность) и контакты с живыми существами (обмен информацией, или коммуникация). Общение с использованием речи называется вербальным, а без использования – невербальным. Первое основывается на втором. Согласно классификации Немова, у общения три аспекта. Содержание – это информация, которая передается при общении от одного живого существа к другому (обмен знаниями, состояниями, целями, интересами и т.д.). Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности (потребности: гносеологические, практические, оккизитивные, пугнические, гедонические, глорические, романтические, эстетические и т. д.). Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Все эти виды общения, которые в зависимости от содержания выделяют психологи, присутствуют в массовой коммуникации, которой занимается журналистика. Массовая коммуникация играет весьма важную роль в формировании психологически высокоразвитого человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. В философии коммуникация выступает как самоидентификации, то есть отнесением себя к тому или иному социальному слою, группе единомышленников. Итак, для журналистов коммуникация предстает как интегрированная форма всех выше представленных пониманий. Это универсальная формула построения коммуникации (сформул. Лассвел, 1948г.): адресант – канал связи – адресат, над КС сообщение, под – результат. По сути дела это схема и современной массовой коммуникации, при условии наличия в ней обратной связи: от Адресата к Адресанту. Адресантом выступает редакция, а Адресатом – аудитория. К каждому из этих 5 составляющих предъявляются определенные требования, выполнение которых обеспечивает успех коммуникации. Эти требования подробно анализирует специальная наука, которая называется коммуникативистика. С ее основами журналист должен быть знаком.
Идеологическая функция. Идеоло
Культурно-просветительская функция журналистики. Культура – в отличие от идеологии – реальное воплощение, тот или иной способ существования, определяющий оптимальный уровень бытия на данной территории в данное время. Нет смысла спорить, что первично, важно то, что эти понятия являются составляющими друг друга. Нередко понятие культурно-просветительской журналистики пытаются свести к освещению деятельности в сфере литературы и искусства. Искусство, да и литература – это по сути дела символическое отражение культурного уровня. Недаром мы говорим о типизации образов. Искусство и литература по сути дела уже выполнили стоящие перед журналистом задачи сравнения сущего. И журналисту лишь остается раскрыть секрет созданных образов, как бы расшифровать для читателя их внутреннюю суть. Для журналиста означает приучить читателя вести самостоятельный сравнительный анализ действительности и своего поведения в ней, то есть научить его рефлектировать. Нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание. Массы поглощают информацию, не переваривая ее. Познавательная активность умирает. Информация как копия реальности заменяет саму реальность или предваряет ее. Поэтому сообщение о реальности теряет смысл, что ведет к атрофии сознания. Выполняя культурно-просветительскую функцию, пресса выступает как педагог, от которого требуется самоотверженность культурного созидателя.
Методологические функции