Журналистика как система СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:35, доклад

Краткое описание

Система средств массовой информации – совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.
Современная система журналистики состоит из подсистем: печать, радиовещание и ТВ.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по журналистике 3 курс.docx

— 66.37 Кб (Скачать файл)

Все ли на самом деле так трагично или просто ругать телевидение стало общим  местом. А любить - не модно и даже как-то странно для человека, считающего себя интеллигентным? Ведь нормального  обычного здорового человека не так  легко запрограммировать, даже с  помощью гипноза, а к рекламе  он относится как к пробкам  на дорогах — неизбежным издержкам  цивилизации. Нормальный человек будет  судить о качестве продуктов по своему конкретному опыту и вряд ли сильно расстроится, если шампунь окажется некачественным. Тех, кого можно подтолкнуть  к деструктивному поведению с  помощью телевизионных передач, так же легко подтолкнуть и  любыми другими событиями. Массовая коммуникация, как считают приверженцы  модели "минимальных эффектов"[5]скорее усиливает, закрепляет уже имеющиеся  установки, нежели приводит к их резкому  изменению.

9. Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности  культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека. 

Специфика информационного продукта состоит  в том, что он есть неразрывное  единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную  действительность, создавая ее образ  в своем внутреннем мире непосредственно  через собственный контакт с  нею – или опосредовано через  информационные продукты, созданные  другими людьми. 

Ни один человек не может приобрести необходимые  ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для  всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные  человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые  сегодня. Информация, возникающая в  процессе освоения мира людьми является социальной.  Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов. 

Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения  между людьми и достижения ими  своих целей, обусловленных их социальным положением.  Создание информационных продуктов  есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная. 

 

Специфика журналистской информации состоит  в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал. 

 

В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.  

 

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной): 

 

- в первую  очередь – это новизна: журналисты  сообщают обо всем новом –  о том, что изменилось или  должно измениться; СМИ помогают  людям скорректировать свое поведение,  свои поступки, намерения с учетом  новых условий жизни или повлиять  на действия властей, других  организаций, чтобы предотвратить  негативные изменения в реальной  жизни; не всякие факты интересуют  журналиста, а в первую очередь  новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;  

 

- следующая  важная черта – оперативность:  журналист должен передавать  информацию быстро, ведь новость  может устареть; 

 

- Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное – создание образа);краткость материала, 

 

- аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию), 

 

- "отпечаток"  личности автора: особенно характерно  это для российской журналистики, в которой получила развитие  авторская, комментирующая публицистическая  трактовка события. 

 

Т.о., журналистская  информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия  автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям. 

 

 

  

 

Журналистика  пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в  конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать  новое. 

 

Начало  творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи  человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт. 

 

Творческая  деятельность существует в двух  формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное  исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов  в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е.   подчинен определенным  законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. 

 

В журналистском  творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.  

 

Специфика журналистского творчества состоит  в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности. 

 

Т.о., специфика  журналистского творчества обусловлена  особенностями продукта журналистской  деятельности – журналистской информацией.  

 

В силу специфики  журналистской информации главным  критерием профессионализма в журналистском  творчестве может быть названа способность  донести социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого  содержания профессии журналиста –  активное взаимодействие журналиста с  социальной действительностью, особое требование – объективность. (Факторы, уменьшающие объективность: 1) общие  закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа сознания (способность "заместить" любую "отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых  осуществляется работа журналиста).

10. Понятием «метод» в современной науке обозначается система научно обоснованных действий, необходимых для решения задач того или иного типа. Методы формируются в процессе деятельности на базе стихийно найденных приемов – как итог их осмысления, систематизации, отбора по степени эффективности. 
В группе методов получения сведений ясно различаются две подгруппы: традиционные журналистские методы и методы, заимствованные из конкретных социальных исследований. Они возникают на общей основе, восходя к одному и тому же феноменальному свойству человека – способности воспринимать информацию через визуальные контакты, через речевое общение и через освоение знаково-символических информационных продуктов в письменной и печатной форме. Однако между ними есть и существенные различия. При изучении того или иного состояния действительности традиционные методы позволяют выявить его качественное своеобразие и далее воспроизвести это своеобразие в тексте, а методы социологических исследований ориентированы на его количественное измерение и предъявление результатов в качественно-количественных характеристиках. Осознание того влияния, которое СМИ оказывают на социальные процессы, вызвало в профессиональной среде тенденцию к повышению надежности сведений и выводов. С одной стороны, в материалах широко публикуются данные науки, с другой стороны, сама познавательная деятельность журналистов обогащается благодаря использованию научных методов. Это и привело к тому, что на вооружении журналистики сегодня оказались многие из методов социологии. 
К традиционным журналистским методам получения сведений относятся проработка документов, наблюдение и беседа. 
Проработка документов – метод, позволяющий получать уже имеющиеся в «информационных кладовых» общества сведения самого разного характера: от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. Журналист может непосредственно встроить их в свой материал, а может ограничиться только изучением найденных данных, чтобы составить себе представление о происходящем. Но в любом случае работа с документами – существенный момент творческого процесса. Она включает в себя поиски документа, его освоение, проверку на подлинность, надежность и достоверность. 
В условиях «информационного взрыва» даже для того, чтобы найти необходимые источники, журналисту требуется высокий уровень библиографической грамотности, развернутое представление о типах и видах бытующих в обществе документов. В настоящее время существенно облегчает доступ к ним Интернет – всемирная компьютерная сеть, на серверах которой хранится огромное количество данных самого различного свойства. 
Освоение документа складывается из трех процедур: извлечения данных, их интерпретации и фиксации. Каждая из них требует ориентации на определенные правила, главное из которых – тщательность и скрупулезность в работе. При этом надо иметь в виду, что документ содержит в себе не только специально внесенные в него сведения, но и такие, которые составитель не намеревался в него закладывать, – например, сообщение об условиях его создания, о личностных особенностях составителя. Отсюда – необходимость обращать самое серьезное внимание не только на содержание, но и на внешние характеристики документа. 
Сложный процесс представляет собой и проверка документа. Она предполагает рассмотрение его с трех позиций. Во-первых, нужно установить его подлинность, то есть убедиться в том, что он действительно создан тем автором и при тех обстоятельствах, которые названы или предполагаются в тексте. Во-вторых, стоит озаботиться определением достоверности заключенных в нем сведений, то есть убедиться, что они соответствуют действительным событиям. В-третьих, важно дать себе отчет в том, насколько надежны, репрезентативны эти сведения, образуют ли они достаточную базу для серьезных выводов. Во всех этих случаях журналисту может потребоваться помощь специалистов, способных выступить как эксперты; надо заранее предвидеть такую возможность, устанавливая соответствующие контакты. 
Наблюдение, в отличие от проработки документов, позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию. Однако происходит это только в том случае, когда наблюдение подкрепляется четким осознанием актуальных познавательных задач, преднамеренным использованием аудиовизуальных контактов и опорой на определенные стандарты поведения, осознаваемые как правила. Если нет преднамеренности действий и осознанности задач, наши ощущения сливаются в чувственные образы, которые не фиксируются сознанием с необходимой устойчивостью и потому не способны выступить как сведения, нужные для познавательных целей. В этой связи журналисту очень важно в процессе своего профессионального становления сформировать установку на постоянное осознанное и преднамеренное восприятие действительности, чтобы он мог смотреть – и видеть. Ведь в сущности наблюдение для него – метод непрерывного пользования, от владения которым во многом зависят его способность оперативно реагировать на изменения социальной жизни, мера его инициативности и активности.

Какого характера сведения может  получить журналист с помощью  наблюдения? Во-первых, данные, выражающие сущность происходящего через его  внешнюю, явленческую сторону, на основе которых делаются выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей и профессиональной культуры, о традициях, привычках, социальных ориентациях – обо всем, что поддается «считыванию» по признакам, доступным восприятию. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта и потому способные выступить в тексте как приметы реальной ситуации, создающие для читателя «эффект присутствия». Круг их обширен: от деталей внешности действующих лиц, их речи, жестов до примет обстановки, в которой происходят события. 
Внимание журналиста в ходе наблюдения распределяется между тремя относительно самостоятельными звеньями происходящего: по мере появления очередной познавательной задачи в его поле зрения оказывается то поведение отдельного человека, то взаимодействие групп людей, то предметно-вещественная среда, на фоне которой разворачиваются события. Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архитрудно, и это порождает технические сложности. Тележурналисту помогает видеокамера, а радийщикам и газетчикам остается серьезным образом тренировать память. Правда, можно еще разработать систему фиксирования в блокноте «опорных деталей» – знаков, по которым удается в нужный момент восстановить то, что наблюдалось. Однако этим чаще всего пренебрегают. А память – она может и подвести. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. 
Проверка – этап очень ответственный. Дело в том, что в силу разных причин физического и психологического характера при наблюдении существует опасность иллюзии восприятия – неадекватного отражения наблюдаемого предмета. Скажем, в лучах закатного солнца листва деревьев выглядит не зеленой, а бронзовой или красноватой, при свете люминесцентной лампы лицо человека кажется безжизненно бледным... Возможны и ошибки интерпретации, связанные с избирательностью нашего восприятия, которое в свою очередь зависит от культурной, идеологической, нравственной «оснащенности» действующих лиц. Вы наблюдаете за разговором русского с болгарином и видите, что оба кивают головой. «Слава богу, – думаете, – кажется, договорились». А на деле оказывается, что нет: кивок в болгарской знаково-символической традиции – знак отрицания; вы же его интерпретировали на основе нашей традиции как знак согласия и оказались невосприимчивы к другим проявлениям разногласий между собеседниками... Так бывает нередко. 
Особая разновидность этого метода – самонаблюдение. Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников. 
Третий из традиционных методов получения сведений – беседа. От обычного диалогического общения она отличается по меньшей мере двумя существенными обстоятельствами. Как метод познавательной деятельности беседа представляет собой такое организованное речевое взаимодействие, которое со стороны журналиста направляется отчетливо осознаваемыми задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия. 
С помощью беседы можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно: 
 
>      фактические данные, 
>      мнения (в том числе и эмоциональные реакции), 
>      объяснения, 
>      предложения и прогнозы, 
>      речевые приметы собеседника, передающие некоторые особенности его личности. 
 
При этом каждый сегмент характеризуется богатым разнообразием. Так, события (факты) могут быть позитивными и негативными по своему значению, наблюдавшимися собеседником и ненаблюдавшимися, такими, в которых он участвовал и в которых не участвовал, из собственной жизни, из жизни других людей, из жизни коллектива, города, страны. Мнения тоже могут относиться к разным объектам реальности, касаться разных сторон жизни – и это позволяет корреспонденту получать дополнительную информацию. Одно дело, что человек скажет, допустим, по поводу событий, в которых участвовал, и совсем другое – что он думает о произведении искусства или общественно-политической ситуации. Здесь – путь к постижению личности собеседника. Стратегия беседы на том и строится: понять партнера и наметить порядок задач, которые могут быть решены с его помощью. Под тактикой же имеется в виду осознанный выбор тех средств общения, которые более всего соответствуют данным условиям и способны обеспечить решение задач наилучшим образом. В ряду этих средств – характер вопросов и их чередование, реплики и замечания журналиста, его жесты и мимика, интонации и ритм разговора, полемические приемы, разного рода информационные стимулы, помогающие собеседнику раскрепоститься, одолеть скованность или нежелание говорить. Если интервьюер основательно готовится к беседе, продумывая стратегию и тактику, если научился контролировать ход общения, своевременно замечая возникновение в нем барьеров, если владеет достаточным количеством приемов, посредством которых такие барьеры преодолеваются, – успех обеспечен. Ну, а если собеседник намеренно скрывает данные, за которыми обращается журналист, – тут потребны нестандартные решения, находить которые не так-то просто. Желательно, однако, чтобы все они были достойными в моральном смысле и не выходили за рамки правового пространства.

Информация о работе Журналистика как система СМИ