Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 03:37, курс лекций
1. Виды редакторской правки.
2. Композиция: единство формы и содержания. Критерии оценки.
3. Анализ текста по признакам речевых структур.
4. Связь композиции и рубрикации. Оценка и анализ рубрикации.
5. Рабочее оглавление: назначение, виды, требования к рабочему оглавлению.
6. Виды заголовков по степени содержательности, составу и форме заголовков.
Общий уровень научности авторского труда во многом зависит от того, какими понятиями оперирует автор, на какой основе - житейской или научной - рассматривается предмет произведения. При этом следует учитывать, что и в самых строгих научных работах могут быть и бывают житейские понятия и житейско-эмпирические факты, составляющие житейско-эмпирическую базу исследования. Без житейско-эмпирического знания невозможен ни мыслительный процесс, ни профессиональная деятельность ученого. В научно-популярной литературе, например, параллельно используются те и другие понятия и факты, так как житейские представления нужны для объяснения научных положений.
Степень научности произведения обусловливается глубиной проникновения в сущность описываемого предмета и исходным материалом, которым владеет автор. Однако исходный материал по-разному отражается в произведении. В научном эксперименте может быть более глубокое проникновение в сущность предмета, чем в произведении, так как автор вправе описать результаты или процесс исследования на любом научном уровне.
Анализ фактического материала с точки зрения научности требует учета специфики вида литературы, к которому относится произведение, и типологических характеристик издания.
В процессе анализа понимание сущности фактического материала происходит на уровне обобщенных понятий, суждений, законов науки, теорий. Редактору часто приходится рассматривать факты в рамках теории, хотя в произведении они ограничены законами науки.
Значение понятий мысленно раскрывается на житейском и научном уровне с уточнением содержания в обоих случаях. В мыслительном процессе, когда это возможно, параллельно воссоздаются значения житейские и научные, а затем следует вывод о том, какое из них предпочтительнее использовать в произведении.
Общий научный уровень работы выявляется по совокупности научной значимости всех содержательных фрагментов произведения. Научность ключевых положений, например, определяется научностью системы аргументов и иллюстративного материала.
Уровень научности произведения зависит от средств выражения и форм представления фактов. В частности, для научных трудов характерны цифровые материалы, названия, даты, фамилии, цитаты, разного рода расчеты, формульные записи, сложные таблицы, графики, микрофотографии и другие научно-познавательные иллюстрации.
Целесообразный уровень научнос
Один факт или совокупность фактов могут соответствовать теме в ее конкретной разработке, но при этом быть уместными или неуместными. Последнее означает, что они использованы некстати по каким-либо причинам, не вовремя, без учета особенностей произведения и издания. Одного того, что факт определенно связан с рассматриваемым вопросом, явно недостаточно для обоснованного вывода о целесообразности его использования.
Уместность фактического материала зависит от его логической значимости, степени достоверности, точности, научности, новизны, а также от психологической, эстетической и эмоциональной насыщенности. Понятие «уместность фактического материала» связывается с прогнозируемым воздействием на читателя не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне.
Уместность фактов выявляется на уровне всех содержательных блоков - ключевых, аргументирующих и иллюстрирующих. При этом имеют значение средства выражения и формы представления фактов.
В какой мере уместны, например, цифровые данные и таблицы в научно-популярном издании, или цитаты, фамилии, названия в производственном пособии? Ответы на вопросы такого рода требуют учета специфики вида литературы, жанра, предмета произведения, целевого назначения и читательского адреса издания.
Отдельный факт может быть выдающимся в каком-либо отношении, сильным, показательным, весьма характерным для данного предмета, события, процесса и др. Он может отличаться особой информативностью, психологической, эстетической и эмоциональной значимостью для читателя, может быть ярким по одному из перечисленных признаков или по их совокупности. Например, он может оказывать более сильное эмоциональное воздействие на читателя по сравнению с другими фактами. Яркость фактического материала зависит от его новизны, научности, формы представления и других особенностей.
Обилие ярких фактов, перенасыщение ими произведения вызывает нередко негативные реакции читателя. Целесообразны разумные пропорции между яркими фактами и фактами нейтральными. Так, если обращаться только к опыту выдающихся людей, апеллировать к выдающимся личностям, то у читателя может появиться чувство отчужденности и неудовлетворенности, поскольку между обыкновенным человеком и выдающимся всегда существует известный барьер.
В произведениях разных видов литературы, разных жанров, разных по предмету, в изданиях с разным целевым назначением и читательским адресом будут свои целесообразные варианты сочетания ярких и нейтральных фактов.
В литературном произведении факты подбираются таким образом, чтобы выделить, подчеркнуть главное, заставить читателя сконцентрировать внимание на тех или иных событиях, явлениях, процессах, предметах, воздействовать на его разум и чувства в должных пропорциях. Возникает необходимость как бы «высветить» из текста произведения отдельные факты. И это достигается их выразительностью.
Слова яркий и выразительный - синонимы. В издательской практике используются следующие их значения: яркий - выдающийся в каком-нибудь отношении, весьма характерный, показательный, сильный; выразительный - наделенный каким-либо особенным выражением, полный выражения. Это особое выражение обусловлено и собственными характеристиками фактического материала, и характеристиками других материалов. Выразительность факта так же, как и яркость, зависит от его информативности, логической значимости, эмоциональной, эстетической, психологической насыщенности. Кроме того, она зависит от особенностей окружающих его материалов. Яркость и выразительность взаимосвязаны. Конкретный факт будет более или менее выразительным в зависимости от степени яркости связанных с ним фактов, как находящихся в непосредственной близости, так и разделенных фрагментами текста.
Необходимость
использования двух критериев оценки
- яркости к выразительности - объясняется
тем, что одной яркостью фактов не
исчерпывается их характеристика. Без
учета выразительности
Требования к выразительности фактов в ключевых положениях, аргументах и примерах разные. При формировании требований учитываются реальная значимость каждого содержательного блока для читателя, особенности предметной направленности и жанра произведения, вида литературы, типологические характеристики издания. При анализе произведения различают выразительность отдельных фактов или фактов в их совокупности в отдельных содержательных блоках, выразительность целых содержательных блоков в системе блоков разной содержательной значимости, выразительность полных содержательных комплексов в целом произведении.
Выразительность фактов достигается
с помощью разнообразных
При анализе выразительности фактов необходимо обращать внимание на их природу, сочетание фактов, разных по природе. Факты-действия, факты-признаки, факты-процессы, факты-свойства, факты-явления, факты-качества по-разному воздействуют на читателя.
Выразительность факта определяется его новизной, информативностью, научностью, точностью, уместностью.
К средствам выразительности фактического материала произведения следует отнести:
В процессе чтения, как профессионального,
так и непрофессионального, мысленно
моделируется то, что описано автором.
Мысленному воспроизведению, пониманию
литературного материала
Наглядность фактического материала должна быть такой, чтобы осмысление содержания при чтении проходило в оптимальном для читателя варианте применительно к конкретному изданию. При чтении произведения читатель должен как бы увидеть то, что описывает автор, мысленно представить предмет, явление, процесс и представить максимально точно в соответствии с замыслом автора. У читателя должны появляться адекватные авторскому замыслу мысленные образы.
Наглядность произведения зависит от исходного материала, его достоверности, точности, новизны, научности, яркости, выразительности, наличия аргументации и примеров, использования внетекстовых материалов, разнообразных средств выражения фактов.
Внетекстовые материалы, в частности
рисунки и таблицы, непосредственно
способствуют повышению уровня наглядности
произведения. Рисунки создают зрительные
образы, буквально показывают читателю
то, что рассматривается в
Любое литературное произведение должно быть доступно читателю. Доступность фактического материала произведения зависит от степени его новизны, достоверности, точности, научности, уместности, яркости, выразительности, наглядности. Требования к доступности произведения обусловлены спецификой вида литературы, к которому относится произведение, предмета, рассматриваемого в нем, жанра, а также целевым назначением и читательским адресом издания.
Доступность фактического материала зависит от средств его выражения и форм представления. Так, сложные расчеты, большие цифры, формульные записи, табличные и другие внетекстовые материалы бывают труднодоступными или вовсе недоступными читателю.
Процесс понимания отдельных фрагментов произведения связан с целевой установкой чтения. Например, при чтении производственной литературы часто возникает необходимость разобраться в описываемой технологии, конструкции машин и механизмов, поточных линий, и только после вдумчивого, продолжительного, многократного разбора материал становится понятным. Для каждого вида литературы и издания с определенными типологическими характеристиками предполагается своя степень трудности овладения материалом. В одних случаях предполагается мгновенное осмысление прочитанного, в других - понимание достигается в результате серьезной умственной работы.
13. Проверка фактов. Выявление фактических ошибок
Проверка фактического материала произведения, даже самого простого и небольшого, - дело сложное, потому что факты и способы их отражения в литературе бесконечно разнообразны, как бесконечно разнообразны явления реальной жизни.
Способы проверки фактического материала весьма разнообразны. Это осмысление содержания, логический анализ, предполагающий установление реальных связей и отношений между фактами, а также комментирование, аргументация, сопоставление, сравнение фактов и многие другие операции, которые являются серьезной умственной работой. Это и подсчеты, и сверка материалов с авторитетными источниками, требующие главным образом внимательности, сосредоточенности, исполнительности.
Проверить весь фактический материал произведения невозможно (да и не нужно), поэтому необходимо ориентироваться на наиболее важные фрагменты и выделять в первую очередь те элементы произведения, где наиболее часто встречаются фактические ошибки частного характера и вероятны концептуальные ошибки. Для такой ориентации нужно иметь в виду логическую содержательную значимость отдельных фрагментов и их реальную значимость для читателя. Бывает так, что примеры, иллюстрирующие ключевые положения, больше привлекают внимания читателя, чем сами ключевые положения.
В качестве объектов повышенного внимания редактор выделяет отдельные элементы текста, в которых наиболее вероятны фактические ошибки. К таким элементам следует отнести: неаргументированные, некомментированные формулировки и положения, высказывания общего плана, общеизвестные сведения, исторические и другие события, слова указательного рода и слова, влияющие на смысл высказывания или решающие для смысла, подписи к иллюстрациям, ссылки всех видов, цитаты, термины, определения, цифры, даты, фамилии, названия, единицы величин.