Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:32, курсовая работа
Для того чтобы яснее понять социальные характеристики журналистской профессии, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями СМИ, их владельцами, рекламодателями, спонсорами и т.п., т.е. представить в схематическом виде процесс функционирования журналистики в обществе.
Целью курсовой работы является рассмотреть источники права, законодательство о СМИ в казахстанских реалиях, международные пакты ратифицированные в Казахстане, указы и постановления президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и глав правительства о СМИ, а также заявления, письма-обращения мировых и республиканских журналистских сообществ к президенту РК.
Главное для журналиста при получении информации (устно или письменно) – закрепить доказательства самого факта обращения, так как в случае обращения в суд для обжалования действий должностного лица по непредставлению информации наличие этого доказательства будет иметь важное значение [10, 76].
Что делать, если ответа вы так и не дождались? Или ответ представляет собой откровенную отписку. Есть четко отработанный механизм действий:
- обжаловать просроченный
или неудовлетворительный
Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «О поядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», существуют только 2 случая, при которых обращения не подлежат рассмотрению. Итак, не подлежит рассмотрению обращение:
1) если подано анонимное
2) если подано обращение, в
котором не изложена суть
Глава 2
Из года в год в Казахстане идёт ужесточение законодательства касающегося СМИ. В правительство РК ежегодное поступают десятки писем-обращений разных правозащитный организаций не только Казахстана, но и со всего мира. Вот, к примеру, некоторые из них:
В Заявлении Европейского союза в отношении поправок к закону о СМИ в Казахстане говориться, что специальный представитель ОБСЕ по свободе СМИ отмечал, что поправки содержат ряд ограничительных элементов. Создавая административные препоны реализации свободы СМИ, данные поправки подрывают развитие свободного и плюралистического медиапространства в Казахстане [13, 20].
А Международная федерация
В Обращении общественных организаций журналистов Казахстана к депутатам Парламента Республики Казахстан сказано следующее:
«Все предлагаемые Министерством культуры и информации новации носят ограничительный и репрессивный характер. Предлагаемое в данном законопроекте ужесточение наказаний вплоть до приостановления и прекращения выпуска СМИ за правонарушения, не связанные со злоупотреблением свободой слова, а вызванные исключительно несоблюдением организационных требований, идёт вразрез со ст.20 Конституции РК и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».
Предложение включить в заявление о регистрации СМИ фамилию редактора и перерегистрировать издание в случае смены редактора и смены офиса редакции является неоправданным вмешательством государственного органа во внутренние дела самостоятельного юридического лица и одной из разновидностей косвенной цензуры.
Предлагаемый Министерством культуры и информации законопроект — это шаг назад, в застой и тоталитаризм [14, 8].
В открытом письме Тамары Калеевой Депутатам Парламента Республики Казахстан говорится:
«Вы одарили СМИ тремя видами проверок – плановой , внеплановой и рейдовой. Меня больше всего впечатлила внеплановая – «проверка, назначаемая в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного реагирования на обращения физических и юридических лиц». Теперь любой раскритикованный чиновник или предприниматель волен написать в контролирующий орган , что в какой-то газете привечаются ваххабиты, зарплата выдается «черным налом», завышают тиражи и пр. – и хаос внеплановой проверки редакции обеспечен» [14, 31].
В своей статье Тамара Калеева утверждает, что, в соответствии с нормами Пакта о гражданских и политических правах клевета и оскорбление должны быть декриминализированы. Об этом говорится уже давно. Декларация 7-ой Центральноазиатской конференции СМИ в Алматы, состоявшейся по инициативе представителя ОБСЕ по свободе слова в октябре 2005 года, дала рекомендации:
«Правительствам следует предпринять меры по смягчению законодательства и нормативного регулирования в области государственных секретов, которые необоснованно ограничивают доступ к информации. Государствам следует принять и привести в исполнение комплексные законодательные акты о свободе информации, которые способствуют максимальному доступу общества и СМИ к закрытой информации. Необходимы дальнейшие усилия по выводу из уголовных кодексов статей, касающихся обвинений и диффамации. Следует законодательно разграничить понятия оскорбления частных и общественно значимых лиц, с тем чтобы обеспечить широкое обсуждение вопросов, представляющих общественный интерес. Размеры штрафов, налагаемых судебными органами на СМИ, не должны вести к банкротству последних» [15, 4].
ПРАКТИКА
2.1
Чиновники требуют обращения за информацией в виде письменного запроса, хотя действующее законодательство предусматривает обращение за информацией и в устной форме. Учитывая специфику журналистской профессии, журналисты стремятся получить общественно значимую информацию оперативно и, соответственно, обращаются за ней к чиновникам в устном порядке. Практика показывает, что чиновники в большинстве своем не считают устный запрос правомерной формой и под разными предлогами уклоняются от ответа. - Зачастую чиновники отвечают на письменные запросы журналистов и СМИ формальными отписками, самовольно придают статус конфиденциальности запрашиваемой информации. - На практике, к чиновникам не применяется ответственность за непредоставление информации, предусмотренная уголовными и административными нормами и законом Республики Казахстан "О государственной службе".
В законодательстве и обществе не сформировалось понимание СМИ как необходимого и основного общественного института по реализации права граждан на свободу слова, получение и распространение информации, а так же журналиста как лица, преследующего общественно–полезные цели и подлежащего освобождению от ответственности, если он действовал добросовестно и в интересах общества.
Казахстан ратифицировал большинство международных договоров по правам человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, однако национальное законодательство не приведено в соответствие с принятыми международно-правовыми обязательствами.
Законодательство и
Законодательство в области прав и свобод человека страдает неопределенностью, неточным языком, позволяющим властям интерпретировать те или иные положения закона, исходя из субъективно определяемого принципа целесообразности, множеством отсылочных норм, несоответствием принципу юридической определенности и предсказуемости.
В правоприменительной практике представители власти зачастую руководствуются не международными обязательствами Республики Казахстан, конституционными положениями или нормами закона, а положениями подзаконных актов (инструкций, правил, указаний и т.д.), которые часто не соответствуют не только международным нормам, но и Конституции, и действующему законодательству страны.
В 2008 году Верховный суд РК принял Нормативное постановление о применении норм международных договоров, однако на практике суды не применяют нормы международных договоров по правам человека, ратифицированных Республикой Казахстан и других международных стандартов по правам человека.
Суммируя все вышеизложенное, приходится признать, что информационное законодательство Казахстана, за редким исключением, состоит из ограничительных и запретительных норм. Даже в гражданско-правовых отношениях с другими лицами баланс прав и интересов смещен не в пользу средств массовой информации. Большинство этих норм не имеют ничего общего с конституционными гарантиями свободы слова и творчества, получения и распространения информации. Как информационное законодательство в целом, так и тенденции его развития и совершенствования остаются весьма далекими от международных стандартов в сфере деятельности СМИ. Существующее законодательство в области СМИ значительным образом препятствует развитию независимой журналистики в стране. Законодательство должно быть приведено в соответствие с нормами Конституции, пактами ООН, ратифицированными Казахстаном, а также принципами и стандартами ОБСЕ.
2007 год стал исключением
из многолетней тенденции
Однако не все так
хорошо в плане применения норм Конституции
на практике. К сожалению, на практике
встречается много случаев
Несмотря на то, что место международных договоров в системе права становится всё более определенным, на практике оказывается, что международно-правовые нормы ещё не находят широкого применения в сфере деятельности СМИ и в судебной практике по делам с участием СМИ.
В целом, информационное законодательство Казахстана, за редким исключением, состоит из ограничительных и запретительных норм. Даже в гражданско-правовых отношениях баланс прав и интересов смещен не в пользу средств массовой информации. Таким образом, необходимо признать, что информационное законодательство РК все еще остается весьма далеким от международных стандартов в сфере деятельности СМИ.
Если обратиться к судебной практике в области СМИ, то в последние годы можно отметить резкое увеличение количества судебных дел, связанных с унижением чести и достоинства отдельных личностей в СМИ. Это заметили и журналисты, и судьи. Как писала Марзия Балтабай, судья Верховного суда Республики Казахстан: «Иски по этой категории дел составляют сегодня примерно 30 процентов всех конфликтов со СМИ, и этот процент неуклонно растет. Что касается абсолютных цифр, то, например, из 142 дел, поступивших на обобщение в 2005 году, 93 дела - о защите чести и достоинства. При этом необходимо отметить, что на обобщение направлены не все рассмотренные дела. А если учесть, что одной из сторон конфликта выступает газета или телекомпания, а другой - в большинстве случаев ответственный работник, депутат, судья, видный деятель культуры, крупный бизнесмен, то и резонанс они имеют соответствующий. Он настолько велик, что у малоподготовленного наблюдателя может сегодня возникнуть ощущение, что проблема сохранения чести и достоинства в обществе чуть ли не главная» [17].
Законодательство и практика СМИ Республики Казахстан отражают особенности отношений между СМИ и государством, отношений СМИ с частными лицами и организациями, а также отношения внутри СМИ. Имеет место, законодательно урегулированное вмешательство государства в деятельность СМИ путем осуществления государственного контроля. Это видно по существующей системе регистрации (ст.ст 4-18 Закона РК «О СМИ») и лицензирования СМИ (ст. ст. 15-24 Закона РК «О лицензировании») , по практике применения санкций в связи с содержанием материалов, которые считаются опасными или оскорбительными для государственных учреждений и должностных лиц (ст. ст. 318-320 УК РК, в которых говорится о посягательстве на честь и достоинство Президента РК, депутата, оскорбление представителя власти) или частных лиц (ст. ст. 129 «Клевета», 130 «Оскорбление» УК РК), а также для широких слоев общества (ст. 143 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» ГК РК, ст. ст. 346 «Воздействие на суд средствами массовой информации» КОАП РК). А также деятельность СМИ регулируется в экономическом отношении (часть 2 статьи 5 Закона РК «О СМИ», пункт 4 части 5 статьи 22 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан»).
2.2 МНЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ В
В отличие от опыта предыдущих лет обсуждение последнего законопроекта «О СМИ» с предлагаемыми поправками было значительно более активным. Фактически оно началось в конце 2000 года. Факт принятия Кабинетом министров РК постановления №1637 от 31 октября 2000 года, о проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О средствах массовой информации»» был обнародован в прессе 9 ноября, в новостных программах телевидения. Первые газетные сообщения и комментарии вышли на следующий день в еженедельниках «Панорама» и «Новое поколение», затем в газете «Время по Гринвичу», что послужило началом достаточно активного обсуждения. На протяжении полутора месяцев, до конца декабря 2000 года, отслежено более 40 публикаций в 20-ти разнородных СМИ. В анализируемых публикациях не наблюдается ни одного журналистского выступления в поддержку поправок, как правило, это критика или информационные сообщения по теме. Но, несмотря на общий тон обсуждения, проблема не освещается односторонне, так как на страницах газет и в эфире ТВ имели место и аргументы в пользу законопроекта. При этом положительные оценки законопроекта высказывали в основном не журналисты, а чиновники.