Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:34, курсовая работа
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления особенностей манипуляции в СМИ. Специфика манипулятивного воздействия в масс-медиа рассматривается как одна из характеристик современной речевой деятельности, изучение которой находится в центре внимания многих лингвистов. Сам термин «манипуляция» метафоричен и в своем прямом значении определяется как «сложный прием, сложные действия над чем-либо при работе руками, совершаемые с какой-либо целью ». В социально-психологическом контексте манипуляция приобрела новый объект - человека - и принципиально новые способы осуществления действий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ ФОРМ………………………………………………………………………..
1.1. МЕТОД ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ………………………………………………………………….
1.2. МАНИПУЛЯЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХИКУ ИНДИВИДА………………………..
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ В ТЕКСТАХ СМИ……...
2.2. ПРИЕМ МИФОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ КОМПАНИИ «БИЛАЙН»…………………..
2.2. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩЕЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМИЦИИ………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ В ТЕКСТАХ СМИ
студентки факультета
Филологии журналистики
И межкультурных коммуникаций,
Специальности «Журналистика»,
4 курс, группа «Ж»
Богдановой Алеси
Научный руководитель
Доцент кафедры средств
массовой информации
канд. пед. наук
И.В. Букреева
Ставрополь 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ
РЕЧЕВЫХ ФОРМ………………………………………………
1.1. МЕТОД ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ……………
1.2. МАНИПУЛЯЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПСИХИКУ ИНДИВИДА………………………..
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ПРИЕМЫ В ТЕКСТАХ СМИ……...
2.2. ПРИЕМ МИФОЛОГИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ КОМПАНИИ «БИЛАЙН»…………………..
2.2. СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩЕЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ В ТЕКСТАХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМИЦИИ………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления особенностей манипуляции в СМИ. Специфика манипулятивного воздействия в масс-медиа рассматривается как одна из характеристик современной речевой деятельности, изучение которой находится в центре внимания многих лингвистов.
Сам термин «манипуляция» метафоричен и в своем прямом значении определяется как «сложный прием, сложные действия над чем-либо при работе руками, совершаемые с какой-либо целью1». В социально-психологическом контексте манипуляция приобрела новый объект - человека - и принципиально новые способы осуществления действий. Этот термин, основанный на метафоре, на данный момент не имеет общепринятого определения. Его толкование представляет собой описание некого минимально необходимого набора отмечаемых большинством исследователей признаков манипуляции2 без объяснения причинно-следственных связей между ними.
Во всех психологических,
а также философских
Внушение представляется разновидностью психологического влияния - процесса и результата изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных3.
Члены современного общества
практически лишены диалога друг
с другом, общение им заменяют СМИ.
СМИ, а в большей степени
Объектом исследования являются средства массовой информации как инструмент формирования общественного мнения.
Предметом исследования - особенности воздействия СМИ на общественное мнение.
Цель данной курсовой
работы – анализ современных манипулятивных
технологий в СМИ их роль в формировании
общественного мнения.
Для достижения поставленной цели, мы
должны реализовать следующие задачи:
- Определить понятие
- Выявить использование
приемов манипуляции в
- Выявить использование
манипуляции в рекламных
- Доказать на конкретных примерах, что в текстах СМИ используются манипулятивные приемы.
Методы исследования: эмпирический метод, теоретический метод и метод обработки изученной литературы.
Курсовая работа содержит тексты введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ
РЕЧЕВЫХ ФОРМ.
1.1. МЕТОД ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ
В РЕКЛАМЕ.
Манипулирование сознанием - явление сложное и до сих пор недостаточно изученное, несмотря на большое внимание к нему различных исследователей (особенно в последние три десятилетия).
Языковое манипулирование - вид языкового воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент4.
Языковое манипулирование может осуществляться как в межличностном общении, так и в массовой коммуникации. Реклама, предвыборные политические кампании, идеологическая пропаганда - сферы, в которых языковое манипулирование направлено на формирование у массовой аудитории определенных вкусов, потребностей, убеждений, предрассудков, стереотипов сознания, выгодных для манипулятора.
Суть языкового
Кроме того, русский язык обладает настолько богатыми и выразительными средствами всех уровней, что позволяет одно и то же явление, предмет, одни и те же ситуации описывать по-разному. А это приводит к возможности создавать манипулятивные картины действительности, которые, с одной стороны, ориентированы на подсознательное психологическое воздействие на потребителя, а с другой - создают образ такой действительности, которая целиком подчинена авторской позиции и моделирует авторскую точку зрения на рекламируемый объект.
Существует три основных
направления языкового
1. Эмоции. Для рекламы очень важным является воздействие именно на эмоциональную сферу, так как:
· общая эмоциональная реакция на рекламу товара автоматически переносится на сам товар и оказывает значительное влияние в ситуации потребительского выбора;
· эмоциональная память является одним из самых устойчивых видов памяти;
· эмоции сильнее и непосредственнее логических рассуждений, поэтому их легче смоделировать.
Общеизвестно, что выделяются положительные и отрицательные эмоции.
Бесспорно, в рекламе важно обращаться именно к положительным эмоциям, чтобы впоследствии связать их с товаром. Не случайно реклама пестрит разного рода экспрессивными высказываниями типа:
· Наслаждение совершенством не требует слов. Молчание - золото. Nescafe Gold - стремление к совершенству.
· В чем секрет индивидуальности? Когда появляется магия? Что придает неповторимость вкусу? Новый Voque. Легкий акцент в настроении.
Обращение к негативным эмоциям в рекламе нежелательно. Однако существует ряд товаров, основная задача которых - решение проблемы, а потому при описании проблемы приходится использовать негативные эмоции. Реклама лекарств, видов страхования, социальная реклама активно работает с отрицательными эмоциями. Важно помнить, что в таком случае реклама должна строиться следующим образом: проблема (отрицательные эмоции) - товар (акцент на эффективности) - решение проблемы (положительные эмоции). Приведем несколько примеров использования негативных эмоций:
· Прыщи и угри - это болезнь, которую можно и нужно лечить. Пользуясь «Зинеритом», уже через 2 недели Вы будете выглядеть намного лучше. «Зинерит» - надежное средство от прыщей!
· Orbit: Еда - это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во рту нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса.
2. Социальные установки. Для любого человека очень важными являются отношения «я - общество - я в обществе». Поэтому реклама часто манипулирует различными социальными установками человека: самооценка, самоутверждение, общественное мнение и пр. Здесь можно выделить несколько основных позиций:
Стремление к лидерству, успеху:
· Canon: Ставка на лидера.
· Nivea for Men: Для мужчин, способных позаботиться о себе.
Включение в группу «звезд», профессионалов:
· Lux. Мыло красоты для звезд экрана.
· Max Factor International. Косметика для профессионалов;
Место в социальной иерархии:
· Chevrolet Blazer: Мы свое место в жизни нашли;
Причастность к «эталонным» городам, странам и их жителям:
· L&M. Свидание с Америкой.
· «Электролюкс». Швеция. Сделано с умом.
3. Картина мира. Каждый человек имеет собственные представления о мире и его законах. Как следствие, в рекламе мы имеем дело не с объективной картиной мира, а с ее интерпретацией. Такая разница в восприятии позволяет рекламщикам создавать собственные «версии мира» (его эмоционально-оценочные образы) и выдавать их за реальные6.
Выделим три основных направления в формировании картины мира, которые использует реклама:
В телевизионной рекламе мыла Dove используются сплошные установки на образ действительности. При этом нам внушают явное отличие мыла Dove от другого мыла, на чем и построена вся реклама.
· Мыло сушит кожу. Dove отличается от обычного мыла. Оно на четверть состоит из увлажняющего крема. Попробуйте увлажнение Dove.
2. Формирование системы ценностей. Любой человек в течение жизни усваивает систему ценностей, принятых в обществе, и на ее основе выстраивает свою. Реклама активно использует различные ценностные установки, обращаясь или к общественно-идеальным ценностям, или к индивидуально-материальным.
· Новая «Капля-ультра» с улучшенной формулой эффективна даже в холодной воде.
· Не все так доступно, как низкие цены Теле2 GSM.
3. Использование стереотипов. Реклама может использовать и наши представления о типичном поведении в повторяющихся ситуациях, диктуя нам свои варианты решения и достаточно жестко предписывая направление действий. Здесь мы имеем дело с разнообразными «волшебными рецептами», способными избавить нас от всех проблем. Чаще всего нам таким образом навязывают лекарства, моющие средства, пищевые продукты:
· «Нурофен» - и боль прошла!
· Шампунь Organics: Для прекрасных волос сегодня и завтра7.
Одно из средств языкового манипулирования - это явные и скрытые сравнения.
Можно выделить следующие приемы формирования искусственных классов сравнения в рекламе:
- Создание расширенного класса сравнения: Такое сравнение образуется за счет сопоставления рекламируемого объекта с товарами этой же товарной категории.
- Создание суженного класса сравнения: Суженный класс сравнения образуют различные товары одной и той же марки. Товарная категория в восприятии потребителей временно как бы замыкается на одной марке.
- Создание смещенного класса сравнения: Смещенный класс представлен в тех случаях, когда марка сравнивается с товарами совершенно иной (нередко смежной) товарной категории.
Информация о работе Манипулятивные речевые формулы в текстах СМИ