Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа
СМИ называют четвертой ветвью власти. СМИ способны влиять на мнения, взгляды, ожидания, интересы, ценности людей, живущих в обществе, новости которого СМИ освещают. Через СМИ мы узнаем актуальные и интересные именно нам новости окружающего нас мира политики, экономики, культуры и шоу-бизнеса.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика Закона о СМИ…………………………………………..6
1.1. История и предпосылки создания закона о СМИ…………………....6
1.2. Анализ структуры закона о СМИ (ред. от 27.12.1991)…………..…...10
1.3. Поправки в закон о СМИ………………………………………..……..11
1.4. Международное законодательство о СМИ…………………………....15
1.5. Виды нарушений……….……………………………………..…….......17
1.5.1. Ответственность за нарушение закона о СМИ……………………17
Глава 2. Основные случаи нарушения законодательства о СМИ…………….…21
2.1. Примеры нарушения закона о СМИ в печатных изданиях……..…21
2.2. Примеры нарушения закона о СМИ на телевидении………………24
2.3. Примеры нарушения закона о СМИ на радио………………………25
Заключение…………………………………………………………………….........27
Список литературы………………………………………………………………....29
Таким образом, исходя из сложившейся
ситуации в стране, исторических
предпосылок и современных
1.2. Анализ структуры Закона
«о СМИ» от 27 декабря 1991 года
(с поправками от 11.07.11)
Теперь, понимая, как и зачем был создан закон, мы можем начать анализ его структуры и содержания.
На сегодняшний день, Закон
состоит из 7 глав, разделенных на
58 статей, не считая подстатьи и пункты.
За 20 лет существования закона изменения
были неизбежны. Всего в Закон
вносились изменения 24 раза, последнее
из которых было внесено ФЗ № 200 от
11.07.11, вступившие в силу10 ноября 2011
года. Все поправки проходят через
определенную процедуру одобрения
Государственной Думой РФ и после
этого, при положительном исходе
подписывают действующим
Закон разделен на 7 глав по смысловому содержанию, описывая:
1.3. Поправки в Законе «о СМИ»
Любой закон формируется в соответствии с ситуацией в обществе в целом и в той сфере, контролировать которую он должен. Так и Закон о СМИ создавался на основе событий бурных 1990-х годов, перестройки и всеобщего хаоса и непонимания в нашей стране. Однако до внесения первых поправок прошло немногим больше 3-х лет – 13.01.1995. ФЗ №6. ФЗ № 6 включает в себя лишь 2 поправки, одна из которых изменение формулировки, а другая – дополнение статьи 35 пунктом, обязывающим средства СМИ опубликовывать государственные сообщения и материалы в порядке, установленном Федеральным Законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»5.
Ради сравнения, в предпоследней редакции, Федеральном законе от 14.06.2011 N 142-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации» была принята 51 поправка, в том числе изменение формулировок, полное изменение редакции статьи, дополнение пунктами, и признание утратившей силу.
Однако не всегда плоды деятельности законодателей были по-настоящему необходимы и наполнены смыслом.
По большей части поправки представляют из себя смену формулировок.
Например, пункты поправок Федеральный закон от 14.06.2011 N 142-ФЗ: «в абзаце четвертом слово «название» заменить словами «наименование (название)» и таких вот «поправок» целых 10 штук.
Вот примеры других, особенно интересных поправок в законодательство о СМИ:
И перечислять такие вот иногда анекдотичные законопроекты можно еще очень долго. Цель создания таких документов остается неясна никому, кроме, наверное, создателей.
Однако, безусловно, многие принятые поправки в обсуждаемый законопроект были действительно актуальны и необходимы.
«О средствах массовой информации» и в статью 15 федерального закона «О борьбе с терроризмом» в части недопущения пропаганды терроризма в СМИ». По словам депутата Павла Коваленко, законопроект запрещает в СМИ распространение сведений об изготовлении оружия и взрывчатых веществ, распространение информации о сотрудниках спецподразделений и других участников антитеррористической операции при ее проведении. Кроме того, согласно законопроекту, не допускается цитирование высказываний лиц, препятствующих проведению антитеррористических операций8.
Данную поправку внесли после
печальных событий в
Данная поправка при первичном анализе может показаться достаточно странной: почему «старым» СМИ «старые» условия, а новым «обязательное лицензирование». Но стоит обратить внимание на предпосылки, которые для практически всех существенных поправок в Закон о СМИ были существенны и заметны. Одной из таких предпосылок стало существенное нарушение законодательства о СМИ, а так же закона о хранении и безопасности персональных данных социальной сетью «В Контакте» в 2010 году, когда массово стала «сливаться» персональная информация пользователей, взламываться страницы, распространяться запрещенные материалы, а так же после серьезного скандала вокруг распространения ответов на ЕГЭ. Нарушая данные законодательные акты, администрация социальной сети ничего не опасалась, так как существующие на тот момент законы регулировали деятельность Интернет сайтов только на территории и в юрисдикции РФ. А данная социальная сеть была переведена на домен vk.com , а соответственно выведена из-под юрисдикции РФ. Благодаря данным поправкам создать и развить новую сеть, нарушающую законы РФ, пусть даже размещенную на иностранном домене будет невозможно.
Вообще, многие статьи закона о СМИ так или иначе связаны с событиями за рубежом, и часто пересекаются с такими же законами в других странах.
Попробуем выделить некие показательные «черты» законов о СМИ в разных странах:
1.4. Международное законодательство о СМИ
Все крупные представители
всех государств нашего мира особенно
активно участвующих в мировой
политике и мировых связях имеют
своих полномочных
События в США – корреспонденты наших СМИ уже там, на месте событий, с видеосюжетом и анализом, и явно, не только что прилетевший прямым рейсом из РФ.
События в глухом пригороде Москвы – репортаж складывается из разговора по телефону.
Именно в связи с присутствием иностранных журналистов на территории других государств было принято решение о создании законодательных актов регулирующие международную деятельность СМИ.
Формулировки Межамериканского суда по правам человека содержат краткое изложение принципа, который сегодня является общепризнанной нормой международного права. Осуществление права на свободу выражения мнений в демократическом обществе не имеет особого смысла, если эта свобода может быть реализована только на индивидуальном уровне. Свобода выражения мнений заключается не только в том, что вам дозволено рассказать своему соседу или от него или от нее что-то услышать. Главным образом здесь речь идет о распространении фактов и точек зрении, а также получении информации через СМИ.
Международным трибуналом, который пошел еще дальше в разработке этого подхода, является Европейский суд по правам человека. Этот суд пришел к заключению, что свобода СМИ является жизненно важным фактором для информирования граждан:
«Свобода прессы обеспечивает общественности возможность использовать одно из самых эффективных средств получения и формирования мнения о каких-то идеях и позициях своих политических лидеров. Кроме того, она дает возможность политикам выступать по вопросам, имеющим первостепенное значение для общественности, и предлагать соответствующие комментарии. Таким образом, свобода печати предоставляет каждому возможность участвовать в свободно проводимых политических дебатах, что составляет ядро концепции существования демократического общества»
СМИ информируют общественность по вопросам, представляющим всеобщий интерес, а также выполняют функции «сторожевого пса» по отношению к правительству:
«... на [прессу] возлагается обязательство предоставлять информацию и идеи по вопросам, представляющим всеобщий интерес. Причем перед средствами массовой информации стоит задача не только распространять такую информацию и идеи: общественность, кроме того, имеет право получать эту информацию. В противном случае пресса оказалась бы неспособной играть свою ведущую роль «сторожевого пса» на службе общественности»10.
Итак, частично разобрав и
проанализировав имеющиеся
1.5. Виды нарушений законодательства о СМИ
Хоть мы и живем в государстве с провозглашенной демократией и охраняемой свободой слова, Закон о СМИ регулярно и в разной степени тяжести нарушается.
Нарушения данного закона можно условно разделить на несколько групп:
Нарушениями скрытого характера можно назвать такие нарушения, которые человек, не знающий закон досконально и не заметит, это так называемое использование лазеек в законе.
В разных странах нормы разные, и если для одной страны публикация обнаженной звезды не является нарушение какого-либо законодательного акта, то в другой стране за размещение подобных снимков могут быть серьезные взыскания.
Деятельность СМИ
1.5.1. Ответственность за нарушения Закона о СМИ
Ответственность за нарушения данного законодательства изложена в статьях с 56 по 62 настоящего законодательства, меры ответственности описаны в КоАП РФ и УК РФ.
Все нарушения можно
разделить и степень тяжести
нарушения законодательного