Общественное телевидение в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: установить особенности российского и зарубежного общественного телевидения.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «общественного телевидение»;
2. Определить значение общественного телевидения в формировании гражданского общества;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1 Роль общественного телевидения в формировании гражданского общества……………………………………...………………………………...
1.1 Теоретические основы исследования общественного телевидения…...
1.2 Общественное телевидение как важный компонент демократии.......…
2 Система функционирования всемирного общественного телевидения…
2.1 Особенности российского общественного телевидения………….……
2.2 Зарубежный опыт создания общественных телекомпаний….………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Общественное телевидение в России и за рубежом.docx

— 65.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет журналистики

 

Кафедра журналистики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Специфика общественного телевидения в России и за рубежом

 

ОГУ 031300 Журналистика

 

 

 

                                                                          Руководитель работы:

                                                                          преподаватель

кафедры журналистики

                                                            _______________ Т. А. Саблина

                                                            «___»_______________2014 г.

                                                                  Исполнитель:

                                                                           студент группы 11Ж(б)ОП                          

                  __________А.В. Ходырева

                                                                      «___»_______________2014 г.

 

 

Оренбург 2014

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………

1

1 Роль общественного телевидения в формировании гражданского общества……………………………………...………………………………...

6

1.1 Теоретические основы исследования общественного телевидения…...

6

1.2 Общественное телевидение как важный компонент демократии.......…

7

2 Система функционирования всемирного общественного телевидения…

11

2.1 Особенности  российского общественного телевидения………….……

17

2.2 Зарубежный опыт создания  общественных телекомпаний….………..

17

Заключение…………………………………………………………………….

20

Список использованных источников……………………………………….

23

Приложения…………………………………………………………………..

25

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность исследования. Общественное телевидение — важная ступень в формировании и развитии телевизионного вещания на современном этапе. Сегодня стоит говорить о том, что система телерадиовещания переживает особый кризис. Он заключается в том, что место «информационного гиганта» среди средств массовой информации по освещению и распространению массовых, социально значимых событий (в том числе медиа- и псевдособытий) сегодня занимают интернет-СМИ. Формируя определенную социальную картину мира, они вытесняют телевидение как один из главных инструментов воздействия на общественное сознание, тем самым определяя его как СМИ второго плана, в то время как газеты и, по большей части, журнальная периодика (в основном, традиционная) остаются на вторых местах.

В последнее время на достаточно высокий уровень (для решения социальных проблем) вышло Общественное телевидение России, которое начало официальное вещание в мае 2013 года. Исследователи определяют общественное телевидение как некую «социальную форму организации» [2, с. 215].

Общественное телевидение является одной из доминирующих моделей организации мировой телевизионной индустрии. Сегодня оно имеется во многих западноевропейских странах (Великобритания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды). Кроме этого, общественных телевещателей имеет Япония, Индия, Австралия, Канада, а также страны СНГ.

Проблема функционирования общественного телевидения является важной для научного исследования. Современному обществу необходимо знать наиболее эффективные модели общественного вещания. По этой причине данную тему обсуждают на конференциях, медиасаммитах, форумах международного, федерального и регионального уровней.

Изучив научную литературу, рассмотрев журналистские материалы, мы определили следующую проблему исследования: в чем проявляется специфика общественного телевидения разных стран?

Актуальность и социальная значимость рассматриваемой проблемы послужили поводом для определения темы исследования: «Специфика общественного телевидения в России и за рубежом».

Объект исследования: общественные телекомпании России, Великобритании, Германии, Франции, Японии и США.

Предмет исследования: общественное телевидение.

Цель исследования: установить особенности российского и зарубежного общественного телевидения.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия «общественного телевидение»;

2. Определить значение общественного телевидения в формировании гражданского общества;

3. Рассмотреть отдельные элементы общественного телевидения России в разных аспектах: как системы и как информационной телевизионной единицы;

4. Изучить специфику общественного телевидения зарубежных стран.

Теоретическую основу исследования составляют:

  • исследования, посвященные анализу понятия общественное телевидение (И. В. Григорьева, Н. Е. Орешкина и др.);

  • работы, рассматривающие вопросы об автономности общественного телевидения как некой социальной единицы (А. Г. Качкаев, В. И. Савинников, С. С. Субленный и др.);

Основные методы исследования: теоретический анализ философской и учебно-методической литературы по изучаемой проблеме, установление причинно-следственных связей по ходу проведения исследования, сравнение и сопоставление полученных данных, контент-анализ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:

  • на основе анализа научной литературы охарактеризовано понятие «общественное телевидение»;

  • определена роль общественного телевидения в процессе формирования гражданского общества;

  • охарактеризована деятельность общественных телекомпаний России и зарубежных стран;

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций на базе современной науки; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; репрезентативностью материала; разнообразием источников информации; использованием широкого спектра теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету и задачам.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Роль общественного телевидения в формировании гражданского общества

1.1 Теоретические основы изучения общественного телевидения 

Телевизионные компании, исходя из мировой практики, можно подразделить на общественные, частные и государственные. Почему мы ставим государственные на последнее место? На сегодняшний день практически все развитые страны мира не имеют государственного телевидения. Как правило, параллельно существуют телевидение общественное и телевидение частное. Однако ни в одной развитой стране мира не «соседствуют» государственное и общественное телевидение. Государственные телевизионные компании, как правило, не рассчитывают на рекламу, а только лишь на государственное финансирование. Есть телекомпании коммерческие, которые не получают от государства ничего. В Европе, например, общественного телевидения не было довольно долго. Оно появилось в 70-е годы ХХ века, когда произошла трансформация государственных телекомпаний в телекомпании общественного вещания. Этот процесс в Западной Европе завершен давно, теперь он идет уже по всей Восточной Европе. Государственное телевидение трансформируется в общественное. Ведь что такое общественное телевидение? Это не телевидение общественных организаций. Это публичное телевидение. Это телевидение, которое находится на службе общества. Таким образом, в основе государственного вещания – интерес чиновника; коммерческого вещания – интерес рекламодателя. В основе же общественного вещания – интерес зрителя. 

В научной литературе сегодня существуют несколько классических определений понятия «общественное телевидение».

И.В. Григорьева считает, что общественное телевидение — это средство массовой информации, которое предоставляет информацию, помогающую зрителю сформировать наиболее объективное понимание сути происходящего. Факты, сообщаемые общественным телевидением, должны подвергаться тщательной проверке. Автор статьи отмечает, что обеспечение зрителей независимой, объективной информацией — одна из основных задач общественного вещания [2, с. 217].

Н.Е. Орешкина придерживается мнения, что общественное телевидение — это «некоммерческий институт, находящийся в общественной или государственной собственности, отвечающий за выполнение ряда общественных функций, возложенных на него государством или иным институтом регулирования вещательной деятельности в стране, посредством вещания на одном или нескольких телевизионных каналах» [5].

С.С. Сумленный в своей статье «Общественное телевидение в России и мире: проблемы и перспективы» определяет общественное телевидение как независимые медиа, отражающие интересы широкого спектра общественных групп [6, с. 43].

В типовом законе «Об общественном телерадиовещании», который подготовил директор Юридического департамента Европейского вещательного союза Вернер Румпхорст отмечается, что общественное телевидение — это «всякое телевидение, удовлетворяющее трем условиям: оно должно служить обществу, финансироваться обществом и контролироваться обществом». Этот подход до сих пор считается классическим в определении понятия «общественное телевидение» [4].

 

1.2 Общественное телевидение как важный компонент демократического строя

Главная функция общественного телевидения – формирование гражданского общества. Чем ближе общественное телевидение к реальной жизни людей, своих зрителей, и чем активнее они участвуют в его работе, тем лучше для него. Общественное телевидение участвует в формировании гражданского общества и одновременно гражданское общество формирует, исходя из своих интересов, общественное телевидение. Коммерческие каналы соревнуются за рейтинги, напрямую связанные с количеством денег, получаемых от рекламы. Общественное телевидение движимо стремлением привлечь зрителя интересными и развивающими передачами, культивируя общечеловеческие ценности и воспитывая личность, а не деформируя ее, как это делают многие коммерческие каналы. Многие из последних в погоне за высокими рейтингами вместо культивирования духовных ценностей, позитивного воздействия на аудиторию опустились до информационного ширпотреба, снижая нравственный уровень зрителей. Подрывая духовное здоровье, а затем психическое и физическое, негативная информация может сделать больным все общество. Эксперты считают, что обществу необходимо иное телевидение, чтобы не было ориентации на предлагаемые телепрограммы – не лучшие образцы зарубежного и отечественного производства, а, наоборот, присутствовали развитие, просвещение, и постепенно формировалось общественное самосознание.

Общественное – значит телевидение без насилия, но с большим набором образовательных, просветительских, спортивных и развлекательных программ высокого уровня. Оно должно быть максимально плюралистичным, максимально корректным, максимально спокойным, не раздражающим общественное мнение. И главная задача общественного телевидения – донесение объективной и достоверной информации обо всем, что представляет общественный интерес. На общественном телевидении не должно быть коммерческой рекламы. Ее отсутствие приведет к тому, что общественная телекомпания будет гнаться не за рейтингом, а за качеством показа. Весь объем вытесненной рекламы перейдет на частные каналы. Следовательно, появление общественного вещания придаст новое ускорение и коммерческому вещанию. Организациям общественного вещания должно быть каким-то образом компенсировано отсутствие коммерческой рекламы. Одним из видов может стать спонсорство. Другим – установление преимущественного права организаций общественного вещания передачи своих программ по сетям кабельного телевидения. Редакционная политика общественного телевидения априори должна быть независимой, в этом основная суть деятельности общественного телевещания. Очень важно, чтобы люди могли выступить на защиту этого вещания, оградить от вмешательства исполнительной и законодательной власти. Поэтому обязательно наличие представителей гражданского общества, которые будут стоять на страже его интересов общественного такого. Общественное телевидение должно иметь свой коллегиальный совет, который будет следить за тем, чтобы редакционная политика канала соответствовала интересам общества. Его можно назвать «общественный совет», «попечительский совет» или «совет по вещанию». Такой совет позволит зрителям реально влиять на программную политику телекомпании, поскольку он будет участвовать, во-первых, в формировании набора главных тем, а во-вторых, в обсуждении этих тем. Разумеется, этот механизм может работать только через институт представительства. Очень важно при этом, чтобы аудитория четко отслеживала прозрачность бюджета и целевое расходование средств. Особое внимание уделяется системе финансирования общественного телевидения. Только в Японии осуществляется полное финансирование общественного телевидения самим же обществом, к этим же показателям приближаются такие страны, как Норвегия, Швеция, Дания, Германия и сама основоположница общественного вещания – Великобритания. Во всех этих странах существуют так называемые лицензионные сборы, или абонентская плата. Потребители начинают выплачивать ее ежемесячно со дня приобретения телеприемника. Поддержка спонсоров также является одним из источников финансирования. Государственные вливания в общественное вещание предусмотрены в таких странах, как Испания, Франция, Португалия, Канада. Например, в США через некоммерческаую организацию Corporation for Public Broadcasting (CPB), которая не является правительственным органом, но учреждена Конгрессом США, выделяется финансирование из федерального бюджета для поддержки общественного телерадиовещания.В целом мировой опыт показывает, что существует несколько источников финансирования общественного телевидения: дотации из бюджета, абонентская плата, спонсорские взносы, доходы от продажи авторских прав и иное.

Информация о работе Общественное телевидение в России и за рубежом