Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Современная Россия находится в периоде кардинальной трансформации социального, культурного, информационного устройства общественных отношений. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, исторически используемые обществом в повседневной деятельности.
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что в конечном счете пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Введение
Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ
§ 1. СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение
§ 2. Влияние прессы на молодое поколение
Заключение
Список использованной литературы
[26] Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. С. 6.
[27] Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурологический аспект / Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4.
[28] Разинов Ю.А. Интернет как событие культуры. Всероссийская научно-практическая конференция. http://www.conf.sstu.ru
[29] Маньяковская И.Б. Виртуальная реальность / И.Б. Маньяковская, В.Д. Мотлевский // Культурология XX век. Энциклопедия. СПБ., 1998. С. 122.
[30] Флиер А.Я. Культура как виртуальная реальность / А.Я. Флиер // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 23.
[31] Кастельс М. Галактика Интернет: (размышления об интернете, бизнесе и о-ве): пер. с англ. / М. Кастельс. Екатеринбург, 2005. С. 237.
[32] Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодёжь / М.М. Гридчин // Власть. – 2007. – № 9. – С. 37.
[33] Петров В.П. Интернет в мировом информационном пространстве / В.П. Петров, С.В. Петров // ОБЖ. – 2008. - № 8. – С. 50.
[34] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. «Российская газета». 2000, 28 сент. Указ президента РФ от 12 мая 2004 г. № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена». «Российская газета», 26 мая 2004 г.
[35] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., «Юристъ», 1996, стр. 67.
[36] Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия / С. Панов // Учитель. – 2007. - № 5. – С. 65.
[37] Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия / С. Панов // Учитель. – 2007. - № 5. – С. 63.
[38] Виртуальная «личность» и реальное «я»:проблема идентичности / А.Г. Осипова // Вопросы культурологи. – 2008. - № 1(январь). – С. 16.
[39] Ээльма Ю. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? // Директор школы. – 2003. - № 9. – С. 37.
[40] Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. – 2006. - № 11. – С. 61.
[41] Панов С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия / С. Панов // Учитель. – 2007. - № 5. – С. 65.
[42] Даль, В.И. Словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – СПб.: Норинт, 1998. С. 36.
[43] Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азъ, 1996. С. 173.
[44] Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Мижериков. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 139.
[45] Запёкина Н.М. Современная досуговая периодика для детей: тематико-типологические черты / Н.М. Запёкина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2006. - № 2. – С. 11.
[46] Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 188.
[47] ОСТ 29.127-2002. Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия // Стандарты по издательскому делу. – М., 2004. – C. 483.
[48] Запёкина Н.М. Современная досуговая периодика для детей: тематико-типологические черты / Н.М. Запёкина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2006. - № 2. – С. 12.
[49] Запёкина Н.М. Современная досуговая периодика для детей: тематико-типологические черты / Н.М. Запёкина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2006. - № 2. – С. 12.
[50] Сандалова К. Воспитание «Хулигана «Молотком»: чему учат молодёжные журналы? / К. Сандалова // Москва. – 2006. - № 3. – С. 164.
[51] Северина О. «Молотком» да по темечку / О. Северина // Российская Федерация сегодня. – 2006. - № 2. – С. 35.
[52] Сандалова К. Воспитание «Хулигана» «Молотком»: чему учат молодёжные журналы? / К. Сандалова // Москва. – 2006. - № 3. – С. 167.
[53] Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С. 188.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ «ВЛИЯНИЕ СМИ НА МОЛОДЕЖЬ»
2.1 Исследование «Влияние СМИ на молодежь» Томского института информационных технологий
Картина медиапредпочтений российской молодежи представлена в результатах социологического исследования, проведенного в 2009 году специалистами Томского института информационных технологий, по теме «Влияние СМИ на молодежь»[18;С.74-75].
Объектом опроса стали молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Предмет исследования – отношение молодежи к средствам массовой информации. В качестве метода был избран опрос с помощью анкетирования. По стратифицированной типологической выборке обработаны 1000 анкет. Выборка была сформирована таким образом, что в нее вошли юноши и девушки, которые обучаются в образовательных учреждениях разных типов: городские и сельские общеобразовательные школы, гимназии, средне-специальные учебные заведения, гуманитарные и технические вузы. Всего 9 образовательных учреждений. Из них, 50% – школы, гимназии; 30% – вузы; 20% – средне-специальные учебные заведения.
В задачи исследования входило изучить
структуру потребления
По данным опроса совершенно очевидно, что предпочтения всех групп молодежи на стороне электронных СМИ. Подрастает поколение не читающее, а слушающее, и еще больше смотрящее. В целом в молодежной среде как источник информации с большим преимуществом лидирует телевидение (79,1%). Наименьший интерес представляют печатные СМИ (20,5%) и радио (27,6%).
На второе место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел интернет (35,2%). Однако разрыв между школьниками и, например, учащимися техникумов огромный (42,9% и 14,9% соответственно), что говорит, во-первых, о низкой оснащенности современной техникой образовательных учреждений этой категории, во-вторых, об уровне материальной обеспеченности семей и, в-третьих, об интеллектуальных запросах данной группы респондентов. Понятно, что разрыв между городской молодежью и сельской будет еще больше. Это свидетельствует о существенном расслоении в среде молодежи по уровню доступности к информационным ресурсам и безусловном нарушении прав части молодого населения страны на полную и всестороннюю информацию.
В разбивке по социальным группам видно, что, чем выше интеллектуальный уровень респондентов, тем чаще они предпочитают печатные СМИ: училище – 12,1%, техникум – 14,7%, вуз – 36,7%. При этом школьники опережают учащихся училищ и студентов техникумов в среднем на 6 и 4 процента соответственно.
Девочки чаще, чем мальчики смотрят телевизор (82% и 76% соответственно), они также чаще листают газеты и журналы (30% и 16% соответственно). Однако в Интернете больше пропадают юноши, чем девушки (44% и 34% соответственно). В графе «Другое» как источник информации некоторые называют общение на улице, слухи.
Сегодня газеты оказались вне интересов
молодежной аудитории. Региональный рынок
общественно-политических изданий за
небольшим исключением
Тем не менее, однозначно прослеживается тенденция: чем выше интеллектуальный уровень респондентов, тем в большей степени они все же читают, либо просматривают печатные СМИ. Среди школьников наибольшей популярностью пользуются бульварные газеты «Телемир» (10,4%),«ТелеСемь» (8,9%), «Жизнь» (7,1%).
Что касается журналов, то в целом около 20% респондентов из журнальной периодики предпочитают международные и федеральные «Play Boy», «OOPS», «Yes!», «Cool», «Маруся», «Молоток», которые рассказывают о жизни звезд, шоу-бизнесе, сфере развлечений, взаимоотношении полов.
Лидирует в этой группе СМИ респектабельный федеральный журнал «Космополитен», причем особой популярностью он пользуется в среде школьников (19,3%) и среди студентов вузов – 12,5%.
Из телевизионных каналов
Среди радиостанций наиболее популярными в молодежной среде оказались Европа-Плюс 15,1%, Русское радио – 7.7%, Хит FM – 7,6%. Общественно-политические каналы «Эхо Москвы» и «Радио России» в рейтинге радиопредпочтений молодежи имеют соответственно 2,5 и 2,1 процентов.
Из web-сайтов чаще всего молодежь обращается к ресурсу Yandex.ru: в вузах – 11,8%, в школах – 6,1%. Однако в техникумах и училищах – 0%. 8,3% молодежи назвали другие сайты, в основном игрового и развлекательного характера.
Изменение приоритетов в пользу аудиовизуального текста приводит к изменению качественных характеристик молодежной аудитории. При этом следует отметить, что эти характеристики не всегда соответствуют традиционным представлениям взрослых о негативном влиянии современных информационных технологий на молодежь.
При анализе приведенных данных
следует понимать, что активная, мобильная,
«продвинутая» молодежь быстро осваивает
медиапространство и из всего спектра
медиапрограмм выбирает то содержание,
которое соответствует уровню ее медиакомпетентности.
В этой связи вариативность предложений
– главный вопрос медиаобразования –
должен решаться в плоскости социальной
ответственности средств массовой информации
и их медиаобразовательной деятельности.
При этом очевидно, что подчас СМИ в погоне
за прибылью не оставляют молодому человеку
выбора, массово предлагая однообразно
пошлый и уныло безвкусный информационно-развлекательный
продукт.
Глава 2. Проведение исследования на примере изучаемой проблемы.
2.1. Программа исследования.
Задачи исследования:
1. разработать анкету;
2. провести опрос;
3. обработать и интерпретировать результаты.
Методы практической части исследования: в данном социологическом исследовании использован метод опроса с помощью анкетирования.
Цель практической части исследования определить:
1. источники получения информации;
2. интересы молодежной аудитории;
3. восприятие молодежной аудиторией информации.
Выявить степень влияния СМИ на сферы социализации:
- трудовую;
- общественно-политическую;
- учебную;
- бытовую;
-социаль но-культурную;
- досуговую деятельность.
В анкету входило 5 вопросов.
1. Перечислите название газет, которые вы с интересом читаете.
2. Назовите журналы, которые вы с интересом читаете постоянно.
3. Что для вас является
основным источником
-газеты
-журналы
-реклама
-телевидение
-Интернет
-радио
4. Какая информация, передаваемая по СМИ вам наиболее интересна.
5. Часто ли возникает
в жизни ситуация, когда представления
о том или ином событии, о
той или иной проблеме
6. Источником информации могут быть и родители, учителя, друзья, сверстники, оцените по 5-ти балльной системе степень получения информации от них (*примечание: вопрос затрагивает уровень влияния социума в получении информации в сравнении со СМИ).
В анкетировании принимали участие 5 и 10 класс. Возрастное различие позволит определить характер влияния те или иных средств получения информации. Поэтому мы выдвигаем гипотезу в практической части исследования, согласно которой возрастные ограничения снижают уровень восприятия информации из СМИ.
2.2. Анализ и
интерпретация полученных
1. По первому вопросу были названы газеты, которые читают учащиеся 5 и 10 классов.
Большинство не читает вовсе. Учащиеся, читающие газеты, составили:
5 класс- 4,7%;
10 класс- 3,4%
5 класс |
10 класс |
Жуковские вести |
Жуковские вести |
Московский комсомолец |
Московский комсомолец |
Первая |
Аргументы и факты |
Новый шанс |
Здоровый образ жизни |
Вокруг света |