Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 21:55, курсовая работа
В ходе данной работы будет рассмотрен вопрос, касающийся особенностей общения в Интернете. Актуальность выбранной темы объясняется стремительным становлением «Всемирной паутины» основным источником информации в современном обществе и фактически основным методом социального общения наравне с межличностным.
Введение 3
Глава 1. Интернет как способ межкультурной коммуникации
1.1 Способы общения в Интернете 5
1.2 Психологические особенности Интернет – общения 11
Глава 2. Язык Интернет-общения как разновидность сленга
2.1 Становление технологий интернет-общения 13
2.2 Анализ средств выражения эмоций и интонаций 16
2.3 Анализ языка компьютерного общения. Выявление
характерных особенностей Интернет-языка 21
Заключение 25
Библиографический список 28
Приложения 29
Существует и большое количество иных средств общения в виртуальном пространстве сети Интернет: сетевые игры (интеллектуальные, стратегические), виртуальный мир (социальные сети) и клубы, похожие на микс форума и чата и др.
1.2. Особенности психологии Интернет-общения
Формы общения в сети Интернет, в связи с его непосредственной связью с компьютером, обладают следующими особенными характеристиками:
1. Анонимность. Но даже фотографии и данной одним из собеседников некоторой информации о себе недостаточно для полноценного и нормального восприятия партнера. При таком общении вниманию собеседника представляются ложные данные или же вовсе скрываются от него. Из-за такой безнаказанности в Интренете появляется еще одна особая характеристика – ненормальная раскрепощённость, вульгарная ненормативность и безответственность участников общения, как таковая. Человек в сети позволяет себе то, чего не может сделать в реальной жизни, так как риск разоблачения «оскорбителя» сведен к минимуму практически всегда.[7, c.73]
2. Желательность контактов и добровольноть. Пользователь сети Интернет только добровольно может завести те или иные контакты, то есть имеет исключительное право выбора.
4. Затрудненность полноценной передачи эмоций в текстовом сообщении и при этом стремлении окрасить его при помощи знаковых символов (в скобках после предложения).
5. Стремление пользователей сыграть роли, нереализуемые в реально жизни, вести себя ненормативно, нетипично.
В связи с выделенными выше характерными чертами можно сделать вывод, что за анонимностью общения следует ряд последствий. Так, в Интернете теряют назначение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в тексте есть возможность выражения своих чувств с помощью «смайлов», отсутствие участников коммуникации в физическом плане в акте может привести к тому, что эмоции можно не только выразить, но и скрыть.[3, c.117]
В сети Интернет вследствие физической непредставленности собеседников друг другу перестают иметь значение пол, возраст, культурная принадлежность и другие барьеры общения.
Общение в виртуальной среде может иметь и замещающий, компенсаторный характер. Это происходит вследствие образования Интернет-зависимости. Индивид настолько предпочитает жизнь в Интернете, что практически начинает отказываться от его реальности, проводя до 18 часов в сутки в виртуальном мире. Таким образом зависимые люди получают в Интернете своеобразное личное признание. Их зависимость чаще говорит об отсуствии такового признания в реальной жизни, а также о том, что в реальности у такой группы людей могут существовать определённые трудности в общении, мешающие нормальному межличностному общению.[15, 10.12.2012г.]
Как и иные сообщества, культура общения в Интернете обладает особенной группой ценностей, стандартов, символов, к которой должны приспособиться пользователи. Итак, в целом можно сделать вывод о том, что наиболее важными причинами активного использования Интернета как инструмента общения могут являться:
а) недостаток общения в реальной жизни– в таких случаях пользователи сразу теряют интерес к Интернету, если появляется новая возможность в удовлетворении необходимых потребностей в реальности;
б) возможность проигрывания желаемых на подсознательном уровне ролей, презентации неприсущих качеств личности, переживания эмоций, по тем или иным причинам нереализованных в реальности. Подобная возможность обусловлена особыми характеристиками общения с помощью сети: анонимностью, нечёткой нормативностью, своеобразным процессом восприятия человека друг другом и, чаще всего, желанием перенести на себе те или иные эмоции. Всем этим объясняется стремление к окрашиванию текста эмоциями.
Глава 2. Язык Интернет-общения как разновидность сленга
2.1. Становление технологий Интернет-общения
общение интернет язык
Интернет был изобретён в 60-х годах прошлого века и считается в фактически детищем периода «холодной войны» между США и СССР. В тот момент военное ведомство США обладало приоритетной позицией финансирования «DARPANET» (проект Defence Advanced Research Project Agency), предназначенный для надёжной связи между физически удалёнными друг от друга компьютерами для проведения расчётов и информационного обмена при помощи линии телефонопередач.
Общение в виртуальном пространстве началось в 80-х –90-х годах XX века одновременно с внедрением IRC (протокола Internet Relay Chat) финским компьютерным гением Jarkko Oikarinen, решившим улучшить примитивную программу для мгновенного обмена сообщениями типа «talk» и изобрел технологию «Чат». Электронная же почта (E-mail) появилась еще в 1971 году, когда американец Рэй Томлинсон изобрел компоненту «Sendmsg», тогда же была принята система адресации с собакой - “@”.
На сегодняшний день можно выделить следующие формы общения в Интернете:
– IRC (Internet Relay Chat) - чат;
– форум;
– ICQ;
– Skype и прочие агенты;
– социальные сети ( vkontakte, facebook, odnoklassniki);
–E-mail (электронная почта).
Сленг (в переводе с англ. slang; s(sub) – приставка в значении второстепенности; lang ( language ) – речь, язык) – это набор специфических слов или новейших значений ранее уже существовавших слов, используемых в различных общественных объединениях (социальных, культурных, профессиональных, возрастных). Необходимо различать между собой сленг и, так называемые, просторечные выражения. Сленг может использоваться и вполне образованными людьми в общении в профессиональной сфере. Чаще всего именно этим и определяется принадлежность индивида к какому-либо общественному объединению. Просторечные (чаще грубые) выражения характеризуют людей, обладающих низким образовательным уровнем. В повседневности данные слова употребляются для усиления эмоциональной окраски того или иного выражения. Слова, которые являются смягчающей заменой других, также не относятся к изучаемому в данной работе сленгу, а являются так называемыми эвфемизмами.
В.С.Матюшенков своем «Словаре английского сленга» дает такую трактовку: «Сленг – это особый исторически сложившийся и в большей или меньшей степени общий для всех говорящих слоев вариант языковых норм, бытующий, прежде всего, в устной речи и генетически и функционально отличный от профессиональных и жаргонных элементов языка». Сленг довольно часто принимается за нарушение норм стандартной речи.
Анализируя собранную информацию по данному вопросу, можно сделать вывод, что существует некий синтез четырёх групп слов: жаргонизмов вульгаризмов, профессионализмов, и сленгизмов. Действительно, во-первых, эти слова употребляются для коммуникации людей единой профессии – программистов, а также обыкновенных компьютерных пользователей. Также, данные слова используются в роли синонимов к профессиональным терминам из английского языка, отличаясь от них большей эмоциональной окраской. Во-вторых, компьютерный сленг характеризуется особой замкнутостью на реалиях мира компьютеров. Данные сленговые слова относятся только виртуальному миру, отделяя его от всего остального, и зачастую абсолютно непонятны обычному человеку. И, в-третьих, в числе такой лексики нередки и довольно вульгарные слова.
Таким образом, проведенные наблюдения не позволяют определить компьютерный сленг ни к одной конкретной группе слов, заставляя отнести его к категории самостоятельного явления, которому, соответственно, присущи определенные характеристики каждой из них. Это и определяет термин «компьютерный сленг» как слова выражения, используемые в основном людьми, имеющими непосредственное отношение к компьютерам и/или использующие его в целях межличностного общения в повседневности.
2.2. Анализ средств выражения эмоций и интонаций
Интернет – это особое средство связи, позволяющее людям общаться в режиме полноценного диалога в виде переписки. До определенного момента у Интернет-пользователей стоял вопрос о том, как выразить интонацию, эмоции и чувства посредством сети? Однако, известно, что скорость технического прогресса на сегодняшний день достигает гигантских темпов, что и привело ученых и простых пользователей сети к решению задачи. Та интонация, что могла бы быть произнесена в, к примеру, телефонном разговоре, в Интернет-общении решено было выражать эмограммами или «смайликами», которые появились на свет 19 сентября 1963. Спестя 40 лет с момента возникновения в сети первых эмограмм или эмотиконов, поколение смайлов претерпело множество изменений.
В одном из номеров ижурнала «Мембрана», изданного в сети, есть информация о том, как исторически сложилось возникновение эмотиконов. Это происходило во время слияния двух крупнейших страховых компаний Америки. Процесс был довольно нелёгким и достаточно проблематичным для сотрудников обоих предприятий, из-за чего всего за несколько месяцев совместные производительность и доходы сильно упали. Руководство образовавшегося концерна State Mutual Life Assurance Cos. of America решило улучшить ситуацию внутри своей компании с целью повышения общего тонуса среди своих работников. В декабре 1963 художник Харви Бэлл получил заказ на изображение символа для планируемой акции. Он воссоздал жёлтое улыбающееся нечеловеческое лицо, с изображением которого позже были изготовлены значки клиентам сотрудникам и компании.
В 1971 году Франклин Лоуфрани (французский предприниматель) предпринял попытку зарегистрировать получившуюся эмограмму как свою собственную торговую марку. Он смог проделать эту работу в более чем 80 странах. Smiley Licensing – корпорация Лоуфрани, который утверждал, что это он создал всем известный смайл в Париже в 1968 году, начала работать по всему миру, но не в Соединённых Штатах.
Спустя 10 лет Харви Бэлл из Америки решил всё-таки запатентовать смайл, который являлся его авторской работой, и включил в него свои инициалы. Сегодня в США действует компания под названием World Smile Corporation, её возглавляет сын художника – Чарльз Бэлл, владеющая данным товарным знаком. Именно Харви Бэллом было предложено 1 октября отмечать Международный день улыбки. Последней его великой идеей стало решение использовать прибыль World Smile Corporation только в благотворительности. Харви Бэлл скончался 12 апреля 2001 года, когда ему было 79 лет.
В Интернет-общении эмоции нельзя выразить жестами, мимикой и интонацией, но в рамках данной исследовательской работы особый интерес представляет именно рассмотрение процесса общения в Интернете с помощью эмограмм.
В лингвистике существует несколько определений слову «эмограмма», однако по данным исследования можно сделать вывод, что наиболее точным является следующее: «Эмограмма – это стилизованное определенным образом изображение мимики лица человека, реализованное при помощи псевдографики, выполняющее задачу передачи одного оппонента другому эмоционального настроя, в условиях общения, опосредствованного исмволами на клавишах клавиатуры».
При анализе эмограмм, которые чаще других используются в Интернет-коммуникации, были выявлены следующие закономерности:
1. Большая часть «смайлов» состоит из определённой буквы алфавита, процента и скобки:
:-) – улыбка
:( - грусть.
2. Для придания картинке большей реалистичности добавляются и такие символы, как: точки, минусы, плюсы, различные виды скобок (квадратные, фигурные, круглые), цифры:
:-D - смех;
:-|| - злость;
;-) - подмигивание, шутка;
:-V крик;
:* - поцелуй;
|-O зевота и т.д.
3. Две наиболее яркие группы эмограмм: китайская и японская.
Западные – это, так называемые, горизонтальные «смайлы» – обладают следующей характерной чертой: для более удобного просмотра и постижения общей сути необходимо наклонить голову влево на 90°, тогда вот значок :-) примет вид эмоции на человеческом лице:
:-o - удивление;
:-( - неодобрение, грусть;
:-& - «No comment» и т.д.
Японские, или вертикальные, «смайлы» требуют напряжения шейных мышц:
(^_^) или ^_^ – радость;
o_O – вопрос, удивление;
(;_;) или (T-T) – плач;
(@ @) – неожиданность;
(^3^) – поцелуй;
(*-*) - задумчивость.
4. Западный стиль удобен и компактен; эмоций, которые можно выразить при помощи гораздо больше, а потому такие «смайлы» заслуженно пользуются гораздо большей популярностью.
5. Но у восточного стиля также есть свои сильные стороны. Японские иероглифы позволяют создавать в тексте целые изображения, картины. Тем не менее, такой вид эмотиконов может быть понятен далеко не всем в силу особенностей японского языка.
6. Построение канонических японских смайлов выглядит следующим образом: круглые скобки () служат для ограничения лицевой зоны, символ ^ или * используются для изображения глаз, а _ и o – рта.
7. Также в общении посредством Интернета используется так называемый “КАПС” (от английского "Caps Lock" – кнопка блокировки верхнего регистра клавиатуры) - написание слова или целой фразы ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ):
I LOVE U! – Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!
ТЫ МНЕ НАДОЕЛ!
Такой метод выражения личностных эмоций в Сети означает повышенный голос и используется для акцентирования внимания на определенной части того или иного высказывания и для компенсации тембра.
8. В общении посредством Сети эмоции выражаются также с помощью губ, рта, глаз и даже носа. То есть, фактически так же, как и при общении в реальном мире.
9. В ходе коммуникации часто практикуется употребление нескольких восклицательных знаков подряд, жаргонных выражений, чаще всего передаваемых латиницей, и средств из других речевых жанров:
lol!!!))) – Громко смеюсь, очень смешно.
Все эти средства и приёмы позволяют в некоторой мере компенсировать невозможность или недостаточность передачи в Сети звука, движения, цвета, заменяя эти характерные черты общения знаковыми и вербальными аналогами.
Не стоит также забывать о существовании различных субкультур, не желающими быть понятыми окружающим миром вовсе. Они используют аббревиатуры, определенные выражения, и, если человек не входит в круг определённого сообщества, его речь является непонятной. В данном случае, по сути, должны создаваться специальные словари, каталоги, содержащие символы, которые используются этим конкретным кругом людей.
Наряду с составлением версии мини-словаря широко употребляемых в Интернет-общении акронимов, важным результатом исследования стал словарь символов, выражающих эмоциональный настрой одного из собеседников при помощи рта, глаз, губ или даже носа, собственно, так же, как и при общении в реальном мире. (Приложение 2)
Информация о работе Особенности языка современного интернет-общения