Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 04:07, реферат
Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70 млрд. марок? В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных СМИ Германии. Так же рассмотрены и вопросы профессиональной подготовки журналистских кадров в Германии, что также представляет немалый интерес.
В то время как публично-правовые компании в основном существуют на отчисления за пользование радиоприемниками и телевизорами, частные станции финансируются за счет продажи рекламного времени. В 1997 году частные станции получили в виде доходов от рекламы 6 822 миллиардов марок.
К 1998 году немецкие
частные телерадиокомпании
Интерес иностранных
фирм к финансовому участию в
германских частных телекомпаниях
постоянно растет, так как с
экономической точки зрения германский
телевизионный рынок
Согласно государственному договору 1987 года, между федеральными землями рекламное время в частных радио- и телекомпаниях не должно превышать 20 процентов ежедневного эфирного времени. Этим же договором определено возможное число рекламных вставок. Правда, в отличие от публично-правовых компаний, частные телерадиокомпании могут давать рекламу и после 20.00, а также по воскресеньям и праздничным дням.
2.3 Борьба между публично-правовым и частным телерадиовещанием за аудиторию
По сравнению
с публично-правовыми
В области спорта публично-правовые и частные компании борются, прежде всего, за право на показ футбольных матчей, теннисных турниров и Олимпийских игр. Так, группа Кирха и CLT/Ufa учредили совместное агентство для приобретения и сбыта прав на показ спортивных состязаний. Так же поступили и публично-правовые телерадиокомпании. Агентство, контролируемое Кирхом, обладает правом на показ матчей чемпионата мира по футболу 2002 года и 2006 года во всем мире (стоимость – 3,4 миллиарда марок), правом на показ соревнований в рамках «Формулы-1», важных теннисных турниров и футбольных матчей бундеслиги (стоимость – 180 миллионов марок за сезон).
Право на показ Олимпийских игр АРД и ЦДФ получили через European Broadcasting Union, который приобрел право на их показ в Европе у Международного олимпийского комитета за 1,442 миллиарда долларов. Кроме того, за 720 миллионов марок АРД и ЦДФ приобрели у Германского футбольного союза право на трансляцию матчей германской сборной, проходящих в Германии, и ряд других прав вплоть до 2004 года.
В 1997 году из 20 наиболее популярных телепередач 12 были футбольными матчами. В 1998 году АРД добилась наивысшей зрительской квоты только потому, что в прямом эфире показывала матчи чемпионата мира по футболу.
Глава III. Информационные агентства и работа с общественностью. Профессия журналиста в Германии
Немецкие
журналисты врядли могут пожаловаться
на нехватку информации. Скорее, наоборот,
они будут сетовать по поводу «информационной
лавины». Государственные учреждения,
партии, союзы, различные группы по
интересам – все стремятся
выйти на общественность, распространяют
различные сообщения и
3.1 Информационные агентства
В Германии
пять информационных агентств предлагают
универсальный набор информации
о событиях в стране на немецком
языке: «Дойче прессе-агентур» (ДПА), «Альгемайнер
дойчер нахрихтендинст» (АДН), «Ассошиэйтед
пресс» (АП), агентство «Франс пресс»
(АФП) и «Рейтер». Информацию на немецком
языке распространяет и агентство
для развивающихся стран «
По своему потенциалу ДПА намного опережает своего германского конкурента - АДН. Последнее было государственным информационным агентством бывшей ГДР. Сейчас оно приватизировано. АДН приобрело частное лицо, владевшее информационным агентством ДДП («Дойчер депешен динст»). С 1 января 1999 года АДН принадлежит телекомпании «Про зибен», предприятию группы Кирха.
3.2 Специализированные агентства и пресс-службы
Универсальные
информационные агентства, с теоретически
безграничным спектром тем, поставляют
лишь часть информации, непрерывным
потоком стекающейся в СМИ. Другая
часть поступает от специализированных
агентств. К ним относятся «Католише
нахрихтенагентур» (КНА), ориентированное
на две крупные христианские конфессии
и находящееся в собственности
церковных учреждений, католической
прессы и ряда частных лиц, и «Евангелише
прессединст» (ЕПД), учредителями которого
являются евангелические земельные
епархии. Эти агентства снабжают
информацией не только церковную
прессу, но и многие редакции ежедневных
и еженедельных газет, радио и
телевидения. На примере агентства
экономической информации «Ферайнигте
виртшафтсдинсте» (ФВД) видно, что актуальная
информация важна не только для СМИ.
Среди 7 тысяч клиентов ФВД доля газет,
журналов, радио и телевидения
составляет около 10 процентов. Остальные
клиенты – это союзы
Благодаря наличию
различных информационных служб, корпунктов,
фотослужб, частично независимых, частично
принадлежащих партиям, союзам, политическим,
экономическим, религиозным и культурным
организациям, СМИ всегда имеют возможность
заполнить материалами
Если журналист
работает в Бонне или Берлине
в качестве корреспондента германских
либо зарубежных СМИ, то он, как правило,
является членом объединения «Федеральная
пресс-конференция» (ФПК). В начале 1999
года членами ФПК были 793 журналиста.
Три раза в неделю ФПК проводит
пресс-конференции, на которых официальный
представитель федерального правительства,
представители различных
В Германии
примерно 280 иностранных корреспондентов
объединились в Союз иностранной
прессы (СИП), члены которого могут
присутствовать и задавать вопросы
на пресс-конференциях, организуемых ФПК.
Иностранные корреспонденты работают
на информационные агентства, газеты,
журналы, радио- и телекомпании. В
центральных редакциях
3.3 Работа с общественностью на государственном уровне
В условиях демократического общественного строя информация и формирование политической воли неразрывно связаны между собой. Для того, чтобы донести информацию до граждан, германское правительство нуждается, как правило, в посредничестве СМИ. Ключевую роль в информировании общественности о правительственной политике играет официальный представитель федерального правительства, который одновременно является руководителем Ведомства печати и информации федерального правительства (БПА). Перед этим ведомством, насчитывающим примерно 660 сотрудников и имеющим годовой бюджет в 258 миллионов марок, стоят две задачи: первая – информировать правительство Германии обо всем, что достойно внимания на мировом рынке новостей, вторая – от имени федерального правительства заниматься информационной деятельностью и работой с общественностью в стране и за рубежом.
Выполняя первую задачу, управление новостей БПА анализирует информацию 24-х информационных агентств, более 100 радиопрограмм и 25-ти телепрограмм на немецком языке и на 22-х иностранных языках. Кроме того, просматриваются основные германские и иностранные периодические издания. При этом речь идет не только о сборе новых данных в области международной политики, но и о наблюдении за тем, как выглядит Германия в глазах иностранных СМИ.
Содействовать повышению авторитета Германии на международной арене – задача управления БПА по работе за рубежом. На эти цели в 1998 году ему было выделено около 60 миллионов марок. На первом плане стоит предоставление информации и обслуживание иностранных журналистов, работающих в Германии, так как они оказывают большое влияние на формирование общественного мнения о Германии в своих странах. Работа с общественностью за рубежом согласовывается с германским министерством иностранных дел и с обществом Интер Национес, которое действует в сфере внешней культурной политики и политической работы с общественностью, а также с германскими представительствами в других странах. PR включает в себя публикацию печатных материалов, иногда на более чем 30 языках, производство и распространение периодических печатных изданий, а также кино- и телематериалов. Интересные аудиовизуальные материалы о германской политике и жизни в Германии дает распространяемый на 12 языках видеожурнал «Дойчландшпигель», демонстрируемый зарубежным любителям кино и телевидения.
3.4 Профессия журналиста
В Германии
нет устоявшейся характеристики
профессии журналист, как нет
и предписанных способов обучения ей.
Такая свобода гарантируется
статьей 5 Основного закона. Многие
журналисты всё ещё говорят о
ней как о профессии для
одаренных, однако действительность выглядит
по-другому. Без основательных
Различные формы профессионального обучения и повышения квалификации. Самый распространенный путь, ведущий в журналистику, особенно в печатные СМИ – это длительная стажировка в редакции, то есть обучение на рабочем месте. Основные принципы стажировки в редакциях германских газет гарантируют примерно одинаковый уровень профессионального обучения. Ежедневные газеты, журналы, информационные агентства, публично-правовые и частные телерадиокомпании выделяют ежегодно около 3 тысяч стажерских мест. Примерно 60 процентов журналистов, начинающих карьеру в ежедневных газетах, имеют высшее образование. Стажировка длится два года. Для тех, кто имеет высшее или специальное образование, этот срок может быть сокращен. Во время стажировки будущие журналисты от 4 до 6 недель проводят вне редакционных стен. Имеются в виду такие учебные заведения, как Академия публицистики в Гамбурге, Германский институт публицистической деятельности или Академия баварской прессы в Мюнхене.
Десять учебных
заведений по подготовке журналистов
называют себя «школами», шесть из них
финансируются мощными газетно-