Современная система СМИ в Росси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:55, реферат

Краткое описание

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕЕНИЕ ТЕРИЯ УРНАИСТИКИ КУРСВАЯ сулейманова 2.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

На уровне российской журналистики сказывается отставание подготовки кадров от быстрого количественного  роста СМИ. Падение профессионального  уровня журналистики в России бесспорно. Это очень сложный процесс. С  одной стороны, оперативность, разнообразие, многоплановость, быстрота доставки информации неизмеримо выросли по сравнению  с советским периодом, с другой – обработка этой информации проводится на низком уровне. На страницах газет  нередки стилистические, грамматические, грубые фактические ошибки, искажения  фактов, неточности в освещении исторических, географических, этнических реалий.

Обращает на себя внимание обеднение  жанровой палитры нашей прессы. Почти  нет очерков, фельетонов. Кроме других причин, это объясняется и отсутствием  профессионалов, острой нехваткой квалифицированных  кадров. Особенно остра проблема журналистской  квалификации сегодня, когда пресса вступает в период более стабильных отношений и появляются газеты, которые  выживают и завоевывают аудиторию.

2.2Аудитория и типологические характеристики общероссийских СМИ.

Развитие общероссийских средств  массовой информации имеет два направления. Одно из них связано с попыткой доставлять газеты во все регионы, что  характерно для многих изданий. Другое представлено двумя московскими  газетами – «Комсомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые  стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает  во многих регионах такие приложения. К этому же стремится и «Московский  комсомолец», который перешел на выпуски своих еженедельных изданий в различных регионах России. Новым типологическим направлением является содержательная структура этих изданий – стремление соединить московское видение общероссийских, федеральных, общенациональных проблем и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально иной подход, чем тот, который существовал в Советском Союзе, когда центральные газеты были сосредоточены исключительно на общесоюзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания могут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тесного экономического и информационного обмена внутри России.

В этом смысле перспективы развития общероссийских СМИ тесно связаны  с учетом региональных интересов, с  созданием в общероссийских газетах  некоего подобия телевизионных  сетей, когда газеты, предназначенные  для распространения в регионах, будут иметь, по крайней мере, свой специальный раздел, посвященный  местным новостям и проблемам.

По этому принципу действуют  газеты во многих странах. В ФРГ газета «Бильдцайтунг» имеет издание для  каждой земли – административно-территориальной  части страны. В Италии газеты печатают материалы, посвященные регионам, на отдельных полосах. Соединение общенациональных и региональных проблем открывает  новые возможности для общероссийской прессы, если она будет обладать необходимым уровнем информационной обеспеченности и качества журналистской работы.

Перспективы прессы во многом зависят  и от использования новых технологий, прежде всего Интернета. Однако как  бы активно ни использовались Интернет и спутниковая связь для передачи информации, успех СМИ зависит от содержания. Московскую газету можно прочитать в Интернете во многих городах, но для того, чтобы она имела смысл для какого-либо конкретного города, она должна помочь понять и местные проблемы. Только соединение местного и общероссийского может стать ключевым моментом в воссоздании общероссийских информационных структур. Общероссийские СМИ необходимы для развития экономики и культуры России как единого экономического, культурного и политического целого.

Это относится и к работе телевидения  и радиовещания. Общероссийские телевизионные  каналы, действующие в рамках региона, должны обязательно дополнять свои материалы местными информационными  сюжетами. Телевидение распространяет не только политическую информацию, но и рассказывает о новостях кино, театра, науки, спорта, пытается ответить на вопросы, которые волнуют каждого  гражданина России. Больше внимания следует  уделять местным проблемам, и  в этом смысле сетевая структура  средств общероссийского телевидения  была бы разумным выходом из тупика, в который ведет одностороннее  освещение событий.

Если говорить о векторах развития российской прессы, то прежде всего  следует обратить внимание на необходимость  установления нормальных отношений  между владельцами изданий и  журналистскими коллективами. От этого  зависит доверие к прессе, к  СМИ со стороны населения. Политизация  и защита узкокорыстных интересов  отдельных лиц ведут к дискредитации  СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ. Наиболее здоровый путь совершенствования средств  массовой информации – дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как  общественного института, который  не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

 

2.3 Экономика СМИ.

В 90-е гг. в ней произошли серьезные  перемены. Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и общественными  организациями СМИ владеют частные  лица, структуры с разным организационно-правовым статусом: закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, совместные предприятия и др. В связи с  существенным сокращением количества государственных СМИ уменьшилась  доля бюджетного финансирования средств  массовой информации. На место государственной  монополии приходит конкурентный рынок  СМИ. Развивается процесс их коммерциализации. Вместе с тем значительное число  СМИ существует не как средство извлечения прибыли, а как средство влияния  в реализации корпоративных интересов  коммерческих и иных структур. В  этих условиях не прекращают свой выпуск многие убыточные СМИ, финансируемые  заинтересованными в них организациями  и лицами.

Низкая платежеспособность населения  как следствие экономического кризиса  ограничила подписку на газеты и журналы, их розничную продажу. В результате в 90-е гг. разовые тиражи газет  сократились в 1,5 раза, а журналов – в 5 раз. На 77 млн. экз., или в 3 раза, уменьшился разовый тираж общероссийских газет. В 1998 г. разовый тираж общероссийских газет составлял 32 млн. экз., а журнальных изданий, выходящих в Москве, – 33 млн. экз. Таким образом, информационное поле общероссийских газет и журналов резко уменьшилось вместе с сокращением  их аудитории. Одновременно существенно  сократился объем информации. Об этом свидетельствует значительное падение годовых тиражей: в 90-е гг. у общероссийских газет он уменьшился в 11 раз, а у журналов – в 8 раз.

Тяжелое экономическое положение  редакций и читателей привело  к тревожным переменам в структуре  информационной сферы, грозящим ее целостности. Эволюция информационных отношений, создаваемых  посредством печати, пошла по пути:

  • выхода за пределы общероссийского информационного поля значительной части населения;
  • объема информации в структуре отдельного издания;
  • ухудшения качества общероссийской информации, снижения уровня ее достоверности (ангажированность, корпоративность, мифологизированность публикаций и др.).

Речь идет о разрушении сложившейся  системы информационных связей и  обеднении ее содержательного наполнения, об ограничении полноты и ухудшении  качества информации, т.е. о процессах, отрицательно влияющих на функционирование политических, правовых, нравственных, эстетических и других общественных отношений в масштабе всего общества.

Существенное влияние на информационную сферу оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, выбор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко  делаются в угоду интересам этих групп. Кроме того, крупная полиграфическая  и телерадиотехника, а также широкий  круг издающих и телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках  государства, что явно противоречит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ  как демократического института.

Ведущие средства массовой информации объединены в следующие группы:

  • На государственном бюджетном финансировании находятся ВГТРК с ее 99 региональными телерадиоорганизациями, ИТАР-ТАСС, РИА «Вести», «Российская газета», многие местные издания. Государству принадлежит 51% акций ОРТ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: ТВ-Центр, городской кабельный канал ТВ-Центр-Столица, газеты «Тверская, 13», «Вечерняя Москва», «Деловая Москва сегодня», «Москвичка» и др.
  • Мост-медиа включает НТВ, региональную телевизионную сеть ТНТ, радио «Эхо Москвы», газеты «Семь дней», «Сегодня», журнал «Итоги» и др.
  • Проф-медиа контролирует «Известия», «Комсомольскую правду», журналы «Закон», «Эксперт», радио «Европа плюс», информационное агентство «Прайм» и др.
  • В сфере влияния группы Березовского находятся ОРТ, ТВ-6, «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новые Известия», «Огонек» и др.
  • «Аргументы и факты» (еженедельник и ряд специализированных изданий).
  • «Московский комсомолец» (газета, ее региональные приложения, «МК-бульвар» и др.).

В условиях экономического кризиса  резко снижается доля подписки, розничной  продажи тиражей изданий в  обеспечении финансирования СМИ  и многократно возрастает роль рекламы  зарубежных и отечественных товаропроизводителей. Это ведет к существенным переменам  в типологической структуре СМИ. Возникают и активно развиваются  рекламные и рекламно-справочные издания, эфир заполняют многочисленные блоки рекламной информации. Создается  множество деловых газет и  журналов, растет число СМИ для  категорий населения, имеющих более высокий уровень Доходов. Реклама вносит заметный вклад в развитие «желтой», бульварной прессы.

Художественные фильмы, музыкальные  и развлекательные передачи забирают более 60% эфирного времени и благодаря  включению в них рекламных  блоков обеспечивают солидные финансовые поступления. И наоборот, сокращается  выпуск изданий, программ, которые недоходны  с точки зрения рекламы, – для  детей, пенсионеров, небольших этнических, региональных и других групп населения, а также образовательных, научных, культурно-просветительских.

Вместе с тем позитивное влияние  экономического фактора неуклонно  возрастает. Развитие прессы как отрасли  бизнеса способствует созданию моделей  качественных СМИ.

Аудиторный фактор. В переходный период его влияние на информационную сферу СМИ существенно возросло. В результате заметно увеличилось  количество общероссийских передач  телевидения (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, «Культура», Рен-ТВ, ACT, СТС, ТНТ), радиовещания («Радио России», «Маяк», «Европа плюс», «Русское радио» и многие другие). В шесть  раз в 90-е гг. выросло количество общероссийских газет. Журнальная периодика  пополнилась 1200 новых наименований.

Расширилось функциональное многообразие СМИ. Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных  и других передач и соответствующих  типов изданий. Информация СМИ стала  более разнообразна по тематике. Появляется все больше публикаций по таким интересующим аудиторию темам, как здоровье, домашнее хозяйство, культура, религия, эротика  и др. Растет число изданий и  телерадиопередач, адресованных различным  группам населения:

„     этническим;

   региональным;

„     профессиональным;

„     конфессиональным;

„     возрастным (дети, молодежь, ветераны);

„     женщинам и мужчинам;

„     малым группам (семья, клуб) и др.

Однако в связи со стремительным  сокращением разовых и годовых  тиражей газет и журналов общероссийской аудиторной направленности многие из них перестали носить представительный по отношению ко всему населению  страны характер. Только телевидение  и радио сохранили в переходный период широкую общероссийскую аудиторию.

Опрос, проведенный в областных  городах Центра России, показал, что 99,7% опрошенных смотрят телевизор. Причем в своем домашнем хозяйстве один телевизор имеют 58,9%, два – 32,9%, три  и более – 7,6% населения. Телевидение  в будние дни смотрят 2 часа 48 минут, в выходные – 3 часа 50 минут. Что касается радиовещания, то его слушают 89% опрошенных. В будние дни они заняты этим 2 часа 42 минуты, а в выходные – 2 часа 30 минут. При этом радио дома слушают 92,4% опрошенных, в автомашине – 13,8%, на работе – 15,2%, на даче – 8%, в других местах – 7,1%. Один радиоприемник имеют  дома 58,8% опрошенных, два – 28,1%, два, три и более – 12,2%.

У периодической печати, как отмечалось выше, показатели значительно скромнее. Так, ежедневные общероссийские газеты, насчитывающие 17 наименований, имеют  разовый тираж всего 5 млн. экз. Сравнительно небольшим разовым тиражом (19,5 млн. экз.) располагают 580 массовых журналов.

В переходный период развиваются средства массовой информации для различных  этнических и территориальных общностей. Сейчас в России насчитывается около 1000 региональных телеканалов[9].

В 90-е гг. выросли разовые тиражи региональных газет с 54,7 до 80 млн. экз. В республиках РФ, автономных областях и округах выходит в настоящее  время более 300 газет, которые имеют  разовый тираж свыше 5 млн. экз. Разовый  тираж 160 журнальных изданий насчитывает 900 тыс. экз. Газеты и журналы издаются на 37 языках народов России.

Вместе с тем структура национальной печати пока не охватывает все национальные меньшинства. В восьми национальных округах и в одном национальном районе все еще нет изданий, выходящих  на языке коренной национальности.

Краевые и областные газеты (более 700 изданий) имеют разовый тираж 19 млн. экз., городские и районные (около 3000) – более 40 млн. экз., многотиражные (900) – более 7 млн. экз. В краях  и областях выходит около 600 журнальных изданий разовым тиражом свыше 3 млн. экз.

Сравнивать аудиторию региональной и общероссийской газетной периодики, выходящей ежедневно (5 и 4 раза в  неделю), можно исходя из их разового тиража. У региональной ежедневной прессы он составляет 9 млн. экз., у общероссийской – 5 млн. экз.

Устойчивая тенденция сокращения тиражей общероссийских газет вызывает необходимость расширения функциональных «обязанностей» местных органов  печати в освещении общероссийской и международной тематики с целью обеспечения целостности общенационального информационного пространства.

Хотя влияние аудиторного фактора  на функциональную, типологическую, тематическую структуру СМИ возрастает, оно  нередко реализуется не прямо, а  через рекламную составляющую. Чем  выше рейтинг издания или программы  у той или иной аудиторной группы, тем больше объемы и расценки рекламных  поступлений.

Информация о работе Современная система СМИ в Росси