Характеристики эффективного коммуникатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать эффективные характеристики коммуникатора.
Задача работы – рассмотреть характеристики эффективного коммуникатора, выявить особенности ведения делового общения, контакта с аудиторией, определить влияние вербальных и невербальных характеристик на продуктивную взаимосвязь, проанализировать на собственном опыте примеры коммуникации на предмет наличия в них характеристик эффективной коммуникации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
І. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И РОЛЬ КОММУНИКАТОРА В НЕМ
1.1 Деловое общение. Его виды и формы 5
1.2 Основные принципы ведения делового общения 7
1.3 Основные ошибки при ведении делового общения 8
1.4 Контакт с аудиторией 9
1.5 Невербальные особенности коммуникатора 11
1.6 Характеристики личности коммуникатора 13
ІІ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТОРА
2.1 Эффективная коммуникация на собственном опыте 18
2.2 Интервью 19
2.3 Общение с аудиторией 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Характеристики эффективного коммуникатора.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

Кафедра технологий коммуникации

 

 

 

Характеристики эффективного коммуникатора

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

 І. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И РОЛЬ КОММУНИКАТОРА В НЕМ

1.1 Деловое общение. Его виды и формы  5

1.2 Основные принципы ведения делового общения 7

1.3 Основные ошибки при ведении делового общения 8

1.4 Контакт с аудиторией 9

1.5 Невербальные особенности коммуникатора 11

1.6 Характеристики личности коммуникатора 13

          ІІ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК           ЭФФЕКТИВНОГО КОММУНИКАТОРА

2.1 Эффективная коммуникация на собственном опыте 18

2.2 Интервью 19

2.3 Общение с аудиторией 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Если у современного молодого человека спросить, что он понимает под смыслом  слова «коммуникатор», в большинстве  случаев вы получите ответ – «один из разновидностей аппаратов мобильной связи». Если же ваш опрос будет проходить где-то в радиусе здания Института журналистики, ответ будет – «источник сообщения, лицо или организация, создающие сообщение и передающие его получателю». Данная курсовая работа будет о коммуникаторах, которые имеются в виду во втором примере, чьи эффективные характеристики должен знать специалист по информации и коммуникации для успешного общения в профессиональной и личностной сфере.

Общение – это сегодняшний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в вагоне поезда, вечер воспоминаний на встрече выпускников и многое другое. Общение с людьми – это искусство и наука. Здесь важны не только природные способности, но и образование. И поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, в общении с ними, должен учиться этому.

Изучением сторон общения занимаются разные науки: философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика, журналистика… Каждая из них вкладывает в понятие «общение» своё особенное содержание. Поэтому нам стоит более узко определить его для того, чтобы знать, о чём пойдет речь в данной работе. Ведь чтобы какой-то разговор о чём-либо мог быть плодотворным, стоит заранее договориться о его предмете. В случае же недоговорённости каждый будет говорить о своём, и взаимопонимание не будет достигнуто.

В данной работе мне хотелось бы поговорить о деловом общении. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» – специалистам по связям с общественностью, менеджерам, журналистам, бизнесменам, политикам и многим другим. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности. На Западе соответствующие учебные курсы есть практически в каждом университете и колледже, издается множество научной и популярной литературы. К сожалению, в Беларуси в течение долгого времени вообще не уделяли внимания той стороне делового общения, которая связана с психологией и технологией ведения деловых бесед и переговоров, видимо, полагая, что здесь и учить-то нечему. Но чтобы успешно вести дела, необходимо знать общепринятые правила и нормы делового общения, уметь вести переговоры и беседы. Необходимо знать, как построить эффективную коммуникацию, быстро проанализировать ситуацию, учесть интересы партнера, говорить на общем языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и деловое общение не является исключением.

Цель работы – исследовать эффективные характеристики коммуникатора.

Задача работы – рассмотреть характеристики эффективного коммуникатора, выявить особенности ведения делового общения, контакта с аудиторией, определить влияние вербальных и невербальных характеристик на продуктивную взаимосвязь, проанализировать на собственном опыте примеры коммуникации на предмет наличия в них характеристик эффективной коммуникации.

Объект исследования – особенности делового общения и роль коммуникатора в нем.

Предмет исследования – необходимые характеристики для эффективного коммуникатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловое общение. Его виды и формы

 

Под деловым общением можно понимать процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно  условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, в отличие от косвенного. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Одной из особенностей названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

По способу обмена информацией различают устное и  письменное деловое общение. Устные виды делового общения разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

1. Торговая речь (реклама);

2. Приветственная речь;

3. Доклад (на заседании, собрании);

4. Информационная речь.

Диалогические виды:

1. Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

2.  Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

3. Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

4. Дискуссия;

5. Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;

6. Совещание (собрание);

7. Пресс-конференция.

8. Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Письменные виды делового общения – это многочисленные служебные документы:

1. Деловое письмо;

2. Протокол;

3. Отчет;

4. Справка;

5. Докладная и объяснительная записка;

6.  Акт;

7. Заявление и др.

Любая форма делового общения предназначена в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) “выбивать” отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров. Часто удается достичь договоренности лишь после всестороннего обсуждения проблемы, ведь в ходе всяких переговоров обнаруживаются различные интересы, и партнеры пропускают их через призму собственных потребностей. Немаловажную роль играет и то, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано для партнеров заключение того или иного соглашения, особенно при оценке новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров, вариантов решения. [1, с.37]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы ведения делового общения

Нельзя не заметить, что в последние годы не было открыто ни одного нового фундаментального принципа ведения деловых бесед, хотя и заметен существенный прогресс в разработке техники и тактики их ведения. Из имеющегося в этой области опыта стоит выделить пять основных принципов, которые являются универсальными и могут быть применены в любой ситуации.

Принцип превый – привлечение внимания собеседника. Если коммуникатор не в состоянии сделать это, и его собеседник не слушает, то стоит ли вообще что-то говорить? (начало беседы).

Второй принцип –  умение пробудить в собеседнике заинтересованность. Ведь когда партнер проявит желание к беседе, потому что уверен, что ваши предложения будут ему полезны, он вас будет с удовольствием слушать (передача информации).

Третий принцип –  принцип детального обоснования. На основе вызванного интереса надо суметь убедить партнера в том, что он поступит разумно, согласившись с вашими идеями и предложениями, так как их реализация принесет ему и его предприятию пользу (аргументация).

Четвертый принцип –  выявить интересы и устранить  сомнения собеседника. Если партнер  ведет себя осторожно и не видит  возможности применения ваших идей и предложений на своем предприятии, хотя и понимает их целесообразность, вы должны выяснить и разграничить его желания (нейтрализация, опровержение замечаний).

Пятый принцип, он же основной – заключается в преобразовании интересов партнера в окончательное решение (принятие решения).

[1, с.38]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные ошибки при ведении делового общения

1. “Холодный запуск”. Коммуникатор вступает в беседу, не обдумав предварительно их необходимость и цель, сложности и возможные последствия. В этом случае за ним лишь “ответный ход”, т. е. он будет реагировать, а не действовать.

2. “Отсутствие программ”. У коммуникатора нет в запасе четкого плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Простой способ вести общение, когда в голове (или на бумаге) имеются различные варианты действий.

3. “Главное, чтобы меня это устраивало”. Ошибкой является выпячивание собственных интересов коммуникатором, в следствие чего представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобное несовпадение интересов, зачастую вызываемое узко эгоистичными соображениями блокирует собеседника, отбивая у него охоту поддерживать дальнейшее общение.

4. “Пускать все на самотек”. Коммуникатор не имеет четкого представления о собственных конкретных предложениях и аргументах, детальных требованиях и критериях оценки предмета беседы, позиции и ожидаемой реакции противоположной стороны. Эффективность коммуникации снижается из-за недостаточной их подготовки. [4, c.102]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контакт с аудиторией

Самым высшим проявлением эффективного общения является контакт со слушателями, когда появляется общность психического состояния коммуникатора и собеседников. Она возникает на основе совместной мыслительной деятельности, при сходных эмоциональных переживаниях. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит известная пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Когда появляется взаимопонимание между коммуникатором и его слушателями, это несёт за собой положительную реакцию на слова. Внешним проявлением реакции является выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в аудитории.

Одним из условий завоевания внимания слушателей является постоянно поддерживаемый зрительный контакт. Для этого коммуникатор обычно медленно обводит взглядом слушателей, а перед началом речи выдерживает небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд.

Как бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью определенного перечня приемов:

1. Вопросно-ответный прием. Коммуникатор ставит вопросы, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам вместе с аудиторией. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

2. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

3. Прием новизны информации, гипотез заставляет собеседников предполагать, размышлять.

4. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

5. Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

6. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

7. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

Действенным средством  контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (оговоримся, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои, все собравшиеся здесь), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). [1, c.137, c. 108]

Информация о работе Характеристики эффективного коммуникатора