Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:05, курсовая работа
В отличие от права пользования физическими и юридическими лицами пользование землей публичными образованиями не предполагает непосредственное использование земли или, другими словами, хозяйственную эксплуатацию земли. Правомочия пользования заключаются в присвоении части земельной ренты.
Правомочие распоряжения землей в его гражданско-правовом смысле понимается как возможность определения юридической судьбы земельного участка, в том числе путем купли-продажи, передачи по наследству, сдачи в залог, дарения, мены, передачи земельного участка или его части в качестве взноса в уставный фонд юридических лиц, образования общей собственности путем добровольного объединения земельных участков или земельных паев.
Статья 24 ЗК РФ не относит право пожизненного наследуемого владения к числу прав, на которых гражданам могут предоставляться земельные участки. Согласно п. 1 ст. 21 ЗК предоставление земельных участков гражданам на указанном праве после введения в действие Кодекса не допускается. Однако, если право пожизненного наследуемого владения было приобретено гражданином до введения в действие Кодекса, то оно сохраняется, и переоформлять его не требуется. Граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, вправе бесплатно приобрести их в собственность с учетом правил, установленных в п. 3 ст. 21 ЗК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Вводного закона предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.
Права на землю могут возникнуть и на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежавшим последнему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Возможно возникновение прав на земельные участки из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (см. п. 3 ст. 274 ГК; ст. 59 ЗК РФ). При этом следует иметь в виду, что если при рассмотрении заявления об установлении факта принадлежности земельного участка выяснится, что возник спор о праве, то заявление должно остаться без рассмотрения5
Основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены только федеральными законами. Среди иных федеральных законов можно назвать сам Земельный Кодекс РФ (например, ст. ст. 15, 20 - 24), федеральные законы, предусматривающие возможность установления публичных сервитутов (в п. 2 ст. 23 ЗК РФ - приведен исчерпывающий перечень оснований установления публичных сервитутов - это законы или иные нормативные правовые акты соответствующего уровня, и обозначены интересы, для обеспечения которых такие сервитуты могут устанавливаться. Действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления:
публичных водных сервитутов в целях забора воды (без применения сооружений или технических средств), водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для маломерных плавательных средств (ст. ст. 43, 44 ВК РФ);
публичных лесных сервитутов в целях свободного пребывания граждан в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах (ч. 1 ст. 21 ЛК РФ);
публичных сервитутов на отчуждаемые при приватизации зданий, строений и сооружений, а также имущественных комплексов унитарных предприятий земельные участки (п. 6 ст. 28, ст. 31 ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества
сервитутов на земельные участки, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п. 4 ст. 13 ФЗ от 19.07.1998 "О гидрометеорологической службе").
Все перечисленные основания возникновения прав на землю будут иметь место лишь в случае их надлежащего оформления. В соответствии с комментируемой статьей, а также с п. 2 ст. 8, ст. 131 ГК РФ и ст. ст. 2, 4 ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации, когда государство специальным юридическим актом признает и подтверждает возникновение прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и именно с этого момента право будет считаться возникшим (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Пункт 1 ст. 3 Вводного закона предусматривает обязательное переоформление лишь для прав на землю, не предусмотренных ст. ст. 15, 20 - 24 Кодекса. Права, перечисленные в указанных статьях, могут подтверждаться государственными актами, свидетельствами и иными документами, названными в п. 9 ст. 3 Вводного закона.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется ст. ст. 30 - 32, 34 ЗК РФ6.
Предоставление земельных
Поэтому до принятия решения о предоставлении участка приходится изучать вопросы: имеются ли достаточные основания изымать земельный участок у фактического пользователя и передавать его новому застройщику, насколько это выгодно государству, обществу, местному населению, как велики будут убытки при перепланировке земель, окупятся ли, и как скоро, затраты на новое строительство, каковы будут экологические последствия нового строительства и др. Как указано в п. 1 ст. 30, предоставление земельных участков осуществляется с помощью проведения определенных работ по формированию конкретных земельных массивов (контуров), то есть определению местоположения и размеров земельных участков, подлежащих изъятию у их прежних пользователей. При этом устанавливаются два порядка предоставления земельных участков: а) без предварительного согласования мест размещения объектов и б) с их предварительным согласованием.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулирует ст. 30.1 ЗК РФ
Статья содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам ст. 30 Кодекса, устанавливающим общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения ст. 30 применяются с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 Кодекса.
Под жилищным строительством следует понимать создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), в результате которого будут созданы объекты жилищных прав. Новый ЖК РФ установил, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1 ст. 15). Впервые определены конкретные виды объектов жилищных прав (ст. 16). К ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты (жилых домов и квартир).
Жилищное строительство
Земельные участки для жилищного
строительства могут
Предоставление земельных
Граждане Российской Федерации имеют равные возможности получить (приобрести) земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного или дачного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (помимо хозяйства при доме), для другой предпринимательской деятельности. Этот перечень можно было бы продолжить (земельный участок для гаража, служебного земельного надела при доме или за его пределами и т.д.). Но право гражданина на конкретный участок определенного размера и места расположения возникает не произвольно, а при соблюдении определенных условий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для определенного вида использования земли.
Конкретные размеры земельных участков (в указанных предельных нормах) определяются с учетом возможностей местной администрации при принятии решения о предоставлении участка данному гражданину. Если ранее предоставленные земельные участки превышают названные площади, то часть, превышающая предельный размер, не подлежит изъятию. Запрещается обязывать граждан выкупать указанные участки или брать их в аренду. Они остаются в их владении на прежнем праве, как правило, постоянного (бессрочного) пользования, то есть закрепляются бесплатно (п. 3 ст. 20 ЗК РФ).
Купля-продажа земельных участков является одной из наиболее распространенных сделок с землей и осуществляется по правилам гражданского законодательства с учетом особенностей, предусмотренных ЗК РФ (ст. 37, 38 и др.), иными федеральными законами.
Как известно, договор купли-продажи земельного участка - это гражданско-правовой договор, по которому продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, а покупатель обязуется принять земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 549 ГК РФ). К отношениям по купле-продаже земельных участков применяются правила § 7 гл. 30 ГК РФ о купле-продаже недвижимости, а также общие положения о купле-продаже гл. 30 ГК РФ. Особенности купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу ст. 554 ГК РФ в договоре продажи земельного участка должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить земельный участок, подлежащий передаче покупателю по договору. Поэтому объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 37 ЗК РФ). Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.7
Специальные правила, касающиеся оборотоспособности, установлены в п. 3 ст. 129 ГК РФ в отношении земли и других природных ресурсов. Эти объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, общие положения регулирования оборота земельных участков определяются в гражданском законодательстве, а особенности - в земельном законодательстве.
Значение гражданско-правовых сделок с земельными участками как правоустанавливающих юридических фактов особенно возрастает в связи с введением частной собственности на землю и дальнейшим развитием института вещных прав, в том числе в сфере земельных отношений, расширением круга имущественных отношений и оборотоспособности земельных участков, регулируемых Гражданским кодексом РФ и нормативными правовыми актами земельного законодательства.
Сделки с земельными участками по признаку правомерности отличаются от таких неправомерных действий, как неосновательное обогащение, незаконное завладение чужой собственностью, неисполнение договорных обязательств, неисполнение решений суда и арбитражного суда в тех случаях, когда это решение не может быть принудительно исполнено. Имеются принципиальные отличия сделок как сознательных волевых актов и правомерных юридических действий от деликтов как волевых действий и правонарушений, за совершение которых на виновную сторону согласно ст. ст. 1064 - 1101 ГК РФ возлагается обязанность возместить причиненный ущерб по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда.
С учетом характера волеизъявления ст. 158 ГК РФ проводит классификацию сделок на дву- или многосторонние договоры и односторонние. Типичный пример односторонней сделки, исходящей только от одной стороны, - завещание, которое достигает своего юридического значения в момент совершения. Кроме того, законодательству и практике известны многие другие односторонние сделки: публичная оферта, объявление конкурса, заявление о прекращении действия договора, отказ от использования права преимущественной покупки доли в общей собственности на землю, к которым полностью применимы общие положения Гражданского кодекса РФ о защите и осуществлении гражданских прав (гл. 2), о правоспособности и дееспособности физических и юридических лиц.
Нормы гл. 7 ЗК РФ "Прекращение и ограничение прав на землю". Ст. 44 содержит основания прекращения права собственности на земельный участок, ст. 45 - 48 - основания прекращения иных прав на землю лиц, не являющихся собственниками.
Перечень оснований
прекращения права
Указанный в ст. 44 ЗК РФ перечень соответствует основаниям прекращения права собственности в целом, закрепленным в ст. 235 ГК РФ, за исключением лишь такого основания, как гибель или утрата имущества, которое не может быть применено к земельному участку вследствие невозможности его полной утраты даже в результате ненадлежащего использования, в силу наличия особых свойств земли, являющейся одновременно и объектом недвижимости, и природным объектом. Однако, в отличие от ст. 235 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, являющийся исчерпывающим.