Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:14, реферат
Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики.
Опыт многих развитых стран
мира свидетельствует о том, что
как в формировании рыночной экономики,
так и в обеспечении ее эффективного
функционирования важная роль принадлежит
государству. Даже в тех странах,
где официально провозглашается
принцип невмешательства
Управление
Механизм управления природопользованием объединяет методы функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления природопользованием
— это способы воздействия
на поведение и деятельность управляемых
объектов с целью обеспечения
рационального
Основные методы управления:
В странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация о хозяйственной деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые объекты. Орхусская конвенция о доступе к экологической информации (1998), которую подписала и ратифицировала Беларусь (и другие постсоветские государства), обязывает нас активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления.
Управление
Административное управление природопользованием
До недавнего времени
наиболее распространенными и
Общесистемные функции административного управления обычно включают следующие виды деятельности:
Основными инструментами
административного
Центральное место в административном
регулировании принадлежит
В соответствии с белорусским
законодательством
Экологические стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды, и соответственно этому в мировой практике различают следующие их разновидности:
Стандарты качества окружающей среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной среде, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязнителей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воздействия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Впервые нормативы качества атмосферного воздуха были установлены в СССР в 1951 г. для десяти самых распространенных загрязнителей, в том числе оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ, сероуглерода и сероводорода. В 1968 г. аналогичные стандарты имелись уже в восьми странах.
Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса (эмиссионные стандарты) регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника (трубы) после применения очистного оборудования. Расчеты таких стандартов, к которым относят допустимые выбросы (сбросы) (ДВ, ДС), проводят с учетом рассекания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и суммирования выбросов (сбросов) всех источников.
Если по объективным причинам нормативы ДВ(С) не могут быть соблюдены, в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС). Их действие распространяется на оговоренный срок — до достижения уровня ДВ(С) в результате реализации соответствующей программы по сокращению выбросов (сбросов).
Технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии. В Германии, например, существуют весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, работающих на органическом топливе. В большинстве стран введены также нормативы на выбросы сжигающих установок, отработавших газов автотранспорта и др.
Стандарты качества продукции, или товарные стандарты, регламентируют экологичность продуктов, изделий, сырья, питьевой воды и т.п., устанавливая нормативы содержания в них тех или иных вредных примесей.
Проведение рыночных преобразований на постсоветской территории потребовало безусловного соблюдения странами СНГ норм и правил, принятых международным сообществом. Международная организация по стандартизации (ИСО), объединяющая 163 государства, разрабатывает единые стандарты методов не только контроля качества окружающей среды, но и экологического управления. Стандарты ИСО серии 14000 включают требования и руководство по внедрению и использованию системы экологического управления, основные принципы экологической маркировки, принципы оценки жизненного цикла продукции. Изучение, освоение и внедрение международной системы стандартов ИСО 14000 должно способствовать совершенствованию системы управления природопользованием в стране.
Помимо экологических стандартов (нормативов) административное регулирование предполагает широкое применение к виновникам загрязнения правовых рычагов, мер административного воздействия (запреты, ограничения, лицензии и пр.).
Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов вводятся, когда это жизненно необходимо. Например, запрет на применение высокотоксичного пестицида ДДТ последовал, когда выяснилось его губительное воздействие на иммунную систему живых организмов, а со гласно Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, к концу XX в. предполагался полный запрет на производство и потребление хлорфторуглеродов, приводящих к разрушению озонового слоя. Если же масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка лесов и т.п.) должны быть лишь ограничены, то вводятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.
Разрешения, или лицензии, выдаются природопользователям, желающим закрепить юридическое право на ведение хозяйственной или иной деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах. Документ наделяет правом пользования одним видом природного ресурса (или правом на один вид воздействия на окружающую среду) в установленном месте, на конкретный срок и на определенных условиях с возможностью возобновления через некоторое время.
В большинстве постсоветских государств выдаются специальные лицензии на пользование ресурсами недр, водо-, земле- и лесопользование, а также разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, отстрел охотничьих животных, вылов рыбы. В странах Европейского союза выдача разрешения на выбросы является обязательной процедурой для всех крупных промышленных объектов и энергетических установок, а в США разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами осуществляются администрацией штатов при условии достижения ими национальных стандартов качества воздуха.
Главный принцип административного управления природопользованием — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в следующем: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) и его органы (или другие уполномоченные властные структуры) устанавливают лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов и др., и в соответствии с ними субъектам хозяйствования выдаются разрешения на природопользование (на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользование, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.).
Ответственные работники
Минприроды и его органов или
других уполномоченных властных структур
имеют право приостанавливать деятельность
хозяйствующих субъектов в
Переход экономики на рыночные
рельсы неизбежно приведет к стремлению
производителей увеличивать прибыль
за счет экономии на природоохранных
издержках, обходя указания административных
органов. Поэтому необходимо создать
условия экономической
Информация о работе Механизмы управления природопользованием