Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:07, контрольная работа
В настоящее время наблюдается обратная тенденция: стремление государства вернуть человеку землю под законодательную гарантию права частной собственности на нее и тем самым достичь оздоровления социально - экономической ситуации в государстве. Исторический опыт свидетельствует о необходимости четкого и осторожного подхода к правовому регулированию земельных отношений, исключая непоследовательность и спешку в принятии законодательных актов, которые могут привести к крайне негативным последствиям.
Введение 3
1 Общая характеристика управления земельным фондом 4
2 Содержание управления земельным фондом 9
3 Основные функции государственного управления земельным фондом 14
Заключение. 16
Список литературы 17
К органам общей компетенции относятся: Правительство РФ и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления - городские, районные, поселковые и сельские - в той мере, в какой деятельность по управлению земельным фондом может быть делегирована им федеральным или региональным законодательством.
Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и в свою очередь подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.
К функциональным органам специальной компетенции относятся Росземкадастр, Минимущество России, МПР России, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная архитектурно-градостроительная служба.
Указанные органы осуществляют деятельность по управлению землями на всей территории соответствующего административно - территориального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственной принадлежности находятся земли.
Росземкадастр и его органы на местах являются главными органами специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фондом страны.
Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Минсельхоз России и др.).
2 Содержание управления земельным фондом
По характеру управления и объему его функций управление различают:
- общее
- отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельными ресурсами.
Общее государственное
управление имеет территориальный
характер, т.е. охватывает определенные
территории (чаще всего - территории в
пределах границ административно-
Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой характер, т.е. распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта и т.д.).
Общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регулирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соответствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий. [4, С.228]
В обеспечении
рационального использования и
охраны земельного фонда помимо государственного
управления существенное значение имеет
также внутрихозяйственное
В соответствии с действующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности.
Законодательство
Говоря о государственном
В первом случае - это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с землей (приватизация, сдача в аренду и др.).
Земля здесь выступает, прежде всего, как объект хозяйственной деятельности государства, осуществляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь одновременно и объектом государственного управления.
Во втором случае земля выступает в качестве пространственного фактора для осуществления властных функций государства, т.е. территории, на которую распространяется государственная власть.
Эти стороны государственного управления, земельным фондом тесно взаимосвязаны и являются составными частями единого управленческого процесса.
К компетенции федеральных
К компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений относятся: разработка и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством; установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения; отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления; установление предельных норм предоставления земельных участков; установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ; установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения; определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли; определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую; утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель; установление льгот по налогам за землю; изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд; организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.
Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах - основные исполнители конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
К их компетенции относятся: подготовка предложений и материалов по изъятию и предоставлению земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также для граждан и их объединений; организация, методическое руководство и непосредственное выполнение работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель; организация и непосредственное осуществление обследовательских, почвенно-геоботанических, землеустроительных и иных работ; оформление и выдача лицензий на право проведения землеустроительных работ и работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов; установление на местности границ земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве собственности или пользования, и выдача им правоустанавливающих документов; контроль за правильностью использования и охраной земель, за соблюдением всеми собственниками земли и землепользователями земельного законодательства; привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства; создание районного фонда перераспределения земель, планирование и осуществление его использования; практическое осуществление мероприятий, связанных с земельной реформой; выполнение других работ по регулированию земельных отношений совместно с местной администрацией.
В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого имущества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесением к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, правомерно говорить об участии судебных органов в процессе управления земельным фондом.
В связи с приданием органам местного самоуправления статуса самостоятельной формы управления (ст. 3 Конституции РФ[5]) и определением объекта этого управления, каковыми являются вопросы местного значения, правомерно говорить и о разграничении управления земельным фондом на государственное и муниципальное управление.
Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6, С.671] относит к вопросам местного значения и управление муниципальными землями, включая вопросы регулирования отношений владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности; планирование застройки территорий муниципальных образований; контроля за использованием земель в пределах муниципальных образований; охраны окружающей природной среды на подведомственной территории и др.
Как видно, налицо как субъект местного самоуправления (население, проживающее на территории муниципальных образований), так и объект муниципального управления землями, о чем говорилось выше.
Таким образом, вполне правомерно говорить о муниципальном управлении землями как о самостоятельной форме управления ими.
Содержание муниципального управления земельным фондом определяется теми полномочиями, которые передаются ему федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены: предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование; изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд; планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований; организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ; установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю; взимание платы за землю; установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством; установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях; охрана права собственности на землю и права землепользования.
Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.
3 Основные функции
Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель.
К ним относятся: планирование рационального
использования и охраны земельных
ресурсов; распределение и
Указанные функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компетенции.
Планирование использования и охраны земель осуществляется путем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то: национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель; региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты использования земель, и их охраны.
Упомянутые прогнозные, предпроектные
и проектные документы
Распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами для их хозяйственного использования производится путем изъятия участков у одних субъектов и предоставления их другим для определенных целей либо в порядке совершения сделок с землей (купля-продажа участков, передача их в аренду, в залог, по наследству и т.п.).
Государственный земельный кадастр представляет собой комплекс государственных мероприятий по наблюдению за принадлежностью земель конкретным субъектам, их состоянием и характером хозяйственного использования. Он включает: специальную кадастровую регистрацию земельных участков; государственный кадастровый учет земель по их количеству и качеству; учет иных объектов недвижимости, расположенных на земельных участках и прочно связанных с землей; экономическую оценку земельных участков по их плодородию.
Информация о работе Общая характеристика управления земельным фондом