Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:14, контрольная работа
Понятие и правовой режим земель лесного фонда.
1) Понятие земель лесного фонда. Источники правового регулирования использования и охраны земель лесного фонда.
2) Состав земель лесного фонда. Эксплутационные, резервные и защитные леса.
3) Понятие лесного участка. Формы собственности на лесные участки.
4) Виды использования лесных участков.
5) Порядок предоставления участков лесного фонда в пользование гражданам и юридическим лицам.
Самарский государственный
экономический университет
Заочный факультет
______________________________
г. Самара, ул. Советской Армии, 141, тел. 224-45-99
Бралгина Анастасия Васильевна
фамилия, имя, отчество студента
Курс 5 Специальность Таможенное право
Контрольная Тема №10
Понятие и правовой режим земель лесного фонда
_______ работа №______ по дисциплине Земельное право
______________________________
Дата получения работы деканатом _________________________
Дата сдачи работы на кафедру ______________________________
Дата рецензирования работы
______________________________
Дата возвращения работы кафедрой в деканат _______________
Контрольную работу прошу возвратить по следующему адресу:
Кому: ______________________________
Куда: ______________________________
Содержание:
Тема №10
Понятие и правовой режим земель лесного фонда.
1) Понятие земель лесного фонда. Источники правового регулирования использования и охраны земель лесного фонда.
2) Состав земель лесного фонда. Эксплутационные, резервные и защитные леса.
3) Понятие лесного участка. Формы собственности на лесные участки.
4) Виды использования лесных участков.
5) Порядок предоставления
участков лесного фонда в
Задача:
2. Правление садоводческого
товарищества «Луч» приняло
Правомерны ли действия правления?
В каких случаях земельный участок может быть изъят у собственника?
Каков правовой режим земельного участка, предназначенного для садоводства?
Список используемой литературы
Введение
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.
Для России как страны, большая часть территории которой покрыта лесом, законодательно установленные нормы и правила лесопользования имеют особое значение. Российское лесное законодательство имеет глубокие исторические традиции, формировалось с учетом достижений лесоводственной науки, отечественного и зарубежного опыта. Правовые основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов с начала прошлого десятилетия претерпели ряд существенных изменений, но в целом исходили из необходимости обеспечения рационального и неистощительного лесопользования, сохранения и возобновления экологического и экономического потенциала леса, создания условий для функционирования лесопромышленного комплекса, удовлетворения потребностей общества в разнообразных лесных ресурсах.
Поддержание лесного
законодательства в состоянии, соответствующем
меняющимся социально-
Леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Согласно ст.7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на семь категорий, одной из которых являются земли лесного фонда.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Порядок использования и охраны земель лесного фонда, отнесение земель к землям лесного фонда и перевод их в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством РФ.1
К землям лесного фонда относятся лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли, о чем говорится в ст.101 ЗК РФ. Так, согласно части 1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся:
во-первых, лесные земли, которые, в свою очередь, подразделяются на:
1) земли, покрытые лесной растительностью;
2) земли, не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие),
во-вторых, предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Из данного в ст.101 ЗК РФ определения земель лесного фонда можно сделать вывод о том, что определяющим признаком земель лесного фонда является их целевое предназначение. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.
Нелесные земли - земли, которые не только не заняты лесом, но и не предназначены для его выращивания. Их целевое назначение состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства - устройство просек, дорог и т.п.» .
Таким образом, в действующем Земельном кодексе РФ отражено более узкое понятие лесных земель, нежели в Лесном кодексе РФ.
По оценкам специалистов, земли лесного фонда занимают 70% территории Российской Федерации. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. ЛК РФ не дает юридических понятий лесничеств и лесопарков, называя их основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст.23 ЛК РФ).
Лес - это совокупность лесной растительности, земли, животного мира, других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают химические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмосферы кислородом.
Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, леса выполняют важные экономические функции. В условиях возрастающей урбанизации, увеличения масштабов хозяйственной деятельности усиливается их оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.
Поэтому экологическая политика российского государства предполагает обеспечение всемерной охраны лесов, организацию их рационального использования и воспроизводства. Ее основные направления раскрываются в положениях Федеральной целевой программы «Леса России», утвержденной Правительством РФ в 1997 г.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда - лесные отношения - регулируются лесным законодательством.
Отношения в области использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.
Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собственности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.
Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.
К числу наиболее важных среди них относятся: Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 № 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 551, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 января 1998 № 173, Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 224, Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850, Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544 и др.
Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах законодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и охране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.2
Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы - Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст.10 ЛК РФ). В ЛК РФ 1997г. в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда выделялись леса первой, второй и третьей групп, кроме того, в лесах могли быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования.
На 01.01.2005 леса первой группы составляли 269,6 млн. га (23% общей площади лесов России), второй группы - 88,8 млн. га (6%) и третьей группы - 815 млн. га (71%) . Приведенные статистические данные, возможно, и обусловили целесообразность перехода от деления лесов на первую, вторую и третью группы на защитные, эксплуатационные и резервные леса. По действующему лесному законодательству леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными ст.102 ЛК РФ.
Запасы древесины в России составляют около 75 млрд. кубометров. Для обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов, а также развития лесной промышленности ст.12 ЛК РФ предусматривает мероприятия, направленные на освоение защитных (ст.102-107 ЛК РФ) и эксплуатационных (ст.108 ЛК РФ) лесов.
Эксплуатационные и защитные леса подлежат освоению в целях, указанных соответственно в частях 3 и 4 ст.12 ЛК РФ. Что же касается резервных лесов, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины, то в них осуществляются только авиационные работы по охране и защите лесов. Согласно части 3 ст.109 ЛК РФ использование резервных лесов допускается лишь после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам в установленном порядке.
При освоении эксплуатационных и защитных лесов на основе комплексного подхода предусмотрено осуществление мероприятий, перечисленных в части 5 ст.12 ЛК РФ:
- организация использования лесов по правилам, установленным в ст.ст.24-50 ЛК РФ;
Информация о работе Понятие и правовой режим земель лесного хозяйства